Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Запрет абортов в Польше: право на жизнь или право на выбор?

Запрет абортов в Польше: право на жизнь или право на выбор?
Фото: WSJ
23 сентября Депутаты польского Сейма одобрили в первом чтении законопроект, который полностью запрещает аборты в стране. Документ вводит уголовную ответственность для каждого, включая мать, которая своими действиями может привести к смерти зачатого ребенка.

3 апреля 2016 года во всех католических храмах Польши прочитали обращение Католической церкви с призывом к полной "защите жизни нерожденных детей". Инициативу поддержала и премьер-министр Беата Шидло, а также лидер правящей партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский.


Беата Шидло со священниками. Фото: KPRM

Сегодняшнее польское законодательство в этой сфере одно из самых суровых в Европе. В этом плане с Польшей может потягаться разве только такая же католическая Ирландия. Закон о запрете аборта был принят в Польше еще в 1993 году. Также, в прошлом году сенат Испании принял закон, ограничивающий условия, при которых женщинам разрешено делать аборт.

iPress.ua попытался разобраться в польской проблеме нового закона о полном запрете абортов и к чему она может привести.

Почему новый закон о полном запрете слишком строгий?

Новый закон предусматривает полный запрет абортов и наказание за прерывание беременности как для врачей, так и для женщин. Закон также позволяет выполнение врачебных действий в случае угрозы для жизни матери, даже если действия врачей могут быть смертельными для плода, но не в случае опасности для здоровья матери. 

Иными словами, если мать в результате беременности полностью потеряет зрение, это не является показанием для аборта. Авторы законопроекта показанием для прерывания беременности не считают даже смертельные патологии развития плода, например, анэнцефалию, в результате которой ребенок часто живет всего несколько часов после рождения.

Кроме того, планируется усилить наказание за проведение нелегального аборта - это грозит лишением свободы на срок до пяти лет. Если закон будет принят и во втором чтении, к ответственности также будут привлечены лица, которые предоставляют информацию или занимаются организацией легального аборта за границей.

Тема абортов и контрацепции в Польше - "табу", и как с этим живут поляки?

Результаты недавно проведенного опроса свидетельствуют: 69% жителей Польши считают аборты "аморальным и неприемлемым" явлением, а 14% - допустимым. В то же время, лишь каждый седьмой респондент поддерживает введение полного запрета на аборты, а 36% считают, что из общего правила должны быть исключения.

По оценкам польской Федерации женщин и планирования семьи, на территории страны с населением 38 млн. человек ежегодно регистрируется около 150 тыс. подпольных абортов. При этом, количество легальных абортов составляет от 700 до 1800 в год. Согласно официальной статистике, в 2014 году было сделано 1800, а в 2013 году - 1350 абортов. Некоторые женщины отправляются в Германию, где искусственное прерывание беременности возможно в течение первых 12 недель, или же в соседние страны с более либеральными законами.


Число абортов на тысячу родившихся детей, данные по 2013 год.  Инфографика: meta-chart.com

Стоит отметить, что сексуальное образование в Польше является теоретически элементом школьного предмета "Подготовка к семейной жизни". Но, во-первых, не все школы ввели его в программу обучения. Во-вторых, этот предмет необязательный. Согласно исследованиям неправительственной организации PONTON, занятия часто ведутся людьми без соответствующей подготовки, учителями биологии, польского языка или физкультуры, а четверть из них - преподаватели Закона Божьего. Нечто похожее, видимо, можно наблюдать и в Украине.

В письмах к PONTON подростки рассказывают, что на занятиях могли узнать о том, что "только календарный метод поможет предотвратить беременность, потому что презерватив - это "дьявольское изобретение" или "один из методов контрацепции заключается в том, что девушка должна лечь в воду с добавлением уксуса, которая вымоет и убьет сперматозоиды!".

А на уроке по подготовке к семейной жизни так называемые "просветители" могут также категорически отказаться рассказывать о контрацепции: как сообщает ученица в одном из писем, "учительница назвала нас невоспитанными соплячки (нам было по 15 лет), когда мы предложили поговорить о противозачаточных таблетках!" (Ponton, Federa 2013).

Женщины часто прибегают к опасным домашним и нелегальным средствам прерывания беременности, угрожая своей жизни и здоровью. 

Впрочем, даже в ведущих польских газетах можно без труда найти объявления типа "Восстановление месячных" и номер телефона.

Черное и белое: два враждебных лагеря в Польше 

Лагерь противников абортов, который опирается на Церковь не признает такой постановки вопроса, поскольку совсем по-другому воспринимает сексуальность человека. Если, согласно католической доктрине, исходить из того, что секс является лишь инструментом деторождения, контрацепция будет плохая сама по себе. А сексуальное образование воспринимается как незаконное вмешательство государства и "присвоение неотъемлемого права семьи на воспитание детей".

Как отмечает польский социолог Иоанна Фомина в своей статье, спор о праве на аборт вписывается в дискуссию о национальной идентичности, принадлежности к Европе, отношении церковь-государство, а также вопросах прав человека. Европейский Союз совершенно по-разному воспринимается представителями двух лагерей. Если для сторонников права на аборт он является воплощением ценностей к уважению прав человека, индивидуализма, то для сторонников запрета абортов он является приемлемым, пока он остается католическим или хотя бы христианским.

В этом дискурсе христианская Польша противопоставляется Европе, как "прогнившей цивилизации смерти", которая грозит жизненной силе однородного в этническом и религиозном отношении народа. В отличие от индивидуалистского подхода прав человека, акцент делается на благо народа, во имя которого можно пожертвовать всем.

Как объясняет священник, профессор Тадеуш Гуз (Католический университет в Люблине): "Мы сказали, что народ является сувереном, следовательно, согласие польского законодателя на умерщвление хотя бы одного ребенка в утробе матери означает принципиальное предательство интересов польского государства. Это убийство суверена, оно бьет по народу".

В Польше в апреле 2016 г. прошли многотысячные акции протеста против усиления действующего закона. Общественное мнение в Польше пережило эволюцию в сторону более строгих решений под влиянием доктрины католической церкви - если в 1997 году 65% считало, что женщина должна иметь право на аборт в первые недели беременности, то в 2010 году этот показатель составлял 44%. Но подавляющее большинство против усиления существующего закона.


Фото: TOMASZ Gzella / EPA

Результаты опроса общественного мнения свидетельствуют, что 74% поляков хотели бы сохранить существующий закон. А вот Сейм готов идти наперекор общественному мнению.

Похоже, Польша возвращается во времена правления Леха Качиньского, когда католическая церковь получила в обществе очень большую власть."Право и справедливость" только недавно пришла к власти, времени до следующих выборов еще много, и они готовы идти наперекор общественности.

Как бороться с проблемой?

Можно взглянуть на эту проблему и с другого ракурса. Очевидно, что у поляков тема абортов уже не вызывает такого сильного возмущения, потому что они как и все образованные люди научились обходить любые запреты. Открытые границы позволяют людям ехать в клиники стран ЕС, больше всего Германии, Великобритании, Швеции, или даже в соседние Чехии или Словакии, которые являются конкурентами на рынке проведения абортов. В Словакии возле границы существует много клиник, где 60% всех пациенток являются польками.

Благодаря Интернету есть доступ и к голландской организации Women on Web, которая организует не только поддержку жительниц Польши, но и круглосуточное дежурство польскоязычного персонала, отправляет желающим противозачаточные таблетки. Появилось огромное количество женских сайтов с различными советами и рекомендациями. 

Однако, есть и другая сторона медали. Нежелательная беременность остается трагедией, прежде всего для женщин малообеспеченных и необразованных, не имеющих ни влияния, ни знаний, чтобы заявлять о своих правах, а потому вынужденных мириться со своим положением.

Как в Польше, так и в Украине наблюдается нехватка сексуального образования и информации на тему современных методов регулирования рождаемости. Нет соответствующего уровня поддержки для молодых родителей - инструментов, которые фактически ограничивают число нежелательных беременностей, а следовательно, и абортов, вместо того, чтобы переводить их в нелегальную сферу. 

Согласно статье, опубликованной в 2012 году в The Lancet, одном из наиболее авторитетных медицинских журналов, масштабы абортов меньше в странах, имеющих либеральное законодательство об абортах.

И в заключение, если внимательнее присмотреться к политическим дебатам в Польше, создается впечатление, что политики пытаются окружить заботой совсем не тех детей, которых должны:

"Изнасилованная 11-летняя девочка должна родить. За ребенком выстроится очередь из желающих его усыновить, а возможно, и в девочке проснется материнский инстинкт", - так объяснял депутат "ПиС" Чеслав ХОЦ в ходе парламентских дебатов еще два года назад.

Польша стала на путь диктата консерваторов и "клериков", что не может не вызвать возмущения у либерально настроенных граждан, общественных организаций. Правящая элита не учитывает ничего в провождении жесткой политики: это касается как вопроса мигрантов, так и Волынской трагедии. "ПиС" плюет на любые принципы, кроме тех, которые считает единственно правильными.


Иллюстрация: newsweek.pl

Надолго ли хватит терпения у той значительной части "поляков", которая читает, к примеру, Gazeta Wyborcza - большой вопрос.