Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Экономика карантина: избежать более глубокого кризиса еще возможно

Экономика карантина: избежать более глубокого кризиса еще возможно
Фото: из открытых источников
Удалось ли правительству за два месяца создать систему, которая предотвращает новые вспышки после ослабления ограничений, и позволило ли ослабление карантина разморозить экономику.

Через три месяца после введения жесткого карантина и через месяц после его замены адаптивным можно сделать несколько выводов о влиянии этих мероприятий на преодоление вируса и на состояние экономики.

Эти выводы важны как для полиси-мейкеров (политиков. - ЭП), так и для бизнеса и украинцев.

Накануне Центр экономической стратегии опубликовал аналитическую записку, посвященную этому анализу. Какие же основные выводы?

Здравоохранение

Жесткий карантин могут вернуть в отдельных регионах. К этому надо быть готовым и на индивидуальном уровне прилагать усилия к сдерживанию распространения вируса.

Жесткий карантин приостановил распространение вируса, позволив отложить первую волну заболеваемости. Количество новых случаев, учитывая инкубационный период, вполне ожидаемо начала расти со смягчением карантина.

Ежедневный прирост выявленных случаев коронавируса в Украине

Источник: Система мониторинга распространения эпидемии коронавируса

Жесткий карантин должен дать власти пространство для ускоренной подготовки страны к эпидемии - развернуть мощную систему тестирования, отслеживание и изоляции, подготовить систему больниц к возможному пиковой нагрузки, защитить медиков, подготовить и научить граждан защищаться от распространения вируса на бытовом уровне.

Однако с выполнением этих задач на должном уровне власть не справилась.

Из-за ограниченности лабораторных мощностей объемы ПЦР-тестирование остаются одними из самых низких в Европе. В Украине проводят в среднем 10 тыс тестов ПЦР ежедневно, что составляет 0,2 на 1 тыс населения. Для сравнения: в Турции - 0,4, в Польше - 0,5, в Литве - 1,6.

Ситуацию хорошо иллюстрируют примеры отказов лабораторных центров принимать образцы за чрезмерной нагрузки (Житомир), очередей из тестов, которые не обрабатываются (Львов), отказов тестировать контакты из-за загруженности лабораторий.

Готовность больниц к возможному пиковой нагрузки также вызывает беспокойство. В Киеве из семи больниц пациентов регулярно принимают только четыре, при этом два из них работают на уровне загрузки, близком к критическому.

Украина не готова к встрече даже с незначительной волной заболеваемости, а шансы на то, что карантин придется снова использовать как единственное средство помочь распространению болезни, высокие.

С положительной - адаптивный карантин позволит применять такие меры не на общегосударственном, а на местном уровне.

рекомендации

Украинский нужно быть готовыми к новым жестким мерам, особенно в районах, где вирус распространяется швидко.Щоб снизить вероятность введения жесткого карантина в своем городе или районе, нужно соблюдать физической дистанции и дисциплинированно выполнять правила гигиены. Это дает мощный эффект по распространению болезни COVID-19.

В стратегии некоторых стран, например Швеции, этот фактор играет ключевую роль, и в Украине есть хорошие предпосылки для этого.

ИСТОЧНИК: FACEBOOK.COM/VITALIY.RUDENKY НА ОСНОВЕ ДАННЫХ МЗ

Компании, заведения и учреждения, местные власти должны понять: чем хуже поставлена работа по предотвращению вируса, тем больше вероятность возобновления жесткого карантина в их регионе.

Пренебрегать санитарными нормами, даже если первые лица страны фотографируются без масок в ресторане, значит подвергать людей риску заболеть, а себя - на риск снова вернуться в "черный" апрель.

Центральная власть в это время должен ускоренными темпами выполнять "домашнее задание".

Сейчас, в конце июня, защита медиков стал критической проблемой. 17% от всех больных COVID-19 в Украине - медицинские работники, при этом в целом людей с медицинским профессии среди населения - всего 1%.

Нет данных о создании мобильного резерва специалистов, которых можно будет перебросить в регионы-эпицентры потенциального пикового вспышки.

Информацию об отслеживании и изоляцию случаев не публикуют не только в открытых источниках, но даже в ежедневных официальных справках для правительства.

Вполне вероятно, что правительство не отслеживает и не оценивает эффективность работы по этим направлениям. По крайней мере, этот индикатор не является приоритетным.

Даже в регионах, где другие государственные и частные лаборатории включенные в сеть диагностики, в областных лабораторных центрах образуются очереди необработанных тестов, насчитывающих тысячи образцов.

Экономика

Тотальные ограничения разрушительные для экономики страны, госбюджета и благосостояния людей. Их следует избегать из-за адаптивный карантин и поддерживать наименее защищенных.

Теория о том, что карантин спасает жизни, но убивает экономику, подтвердилась в Украине. Период, когда действовали наиболее жесткие ограничения, апрель 2020 года, стал черным днем ​​для многих отраслей и бизнесов.

В каких сегментах апрельская статистика ужасная, отрасли работают на 10-15% своей обычной мощности, где падение не столь ощутимо. Общие же потери только за месяц жесткого карантина очень большие.

Люди во время карантина в основном сидели дома: Google отрапортовал о сокращении обычных передвижений до половины докризисного уровня.

ИСТОЧНИК: GOOGLE GLOBAL MOBILITY REPORT

Соответственно, было потеряно треть розничного товарооборота, десятую часть промышленного производства. При этом в инвестиционных товарах и перерабатывающей промышленности ситуация гораздо хуже, чем в потребительских товарах короткого использования и энергии.

Остановилась работа пассажирского автомобильного транспорта, авиация, железнодорожные пассажирские перевозки. Грузооборот пострадал меньше, но также существенно, потеряв 20-30% докризисных объемов.

Работников пострадавших отраслей или уволили, или отправили в неоплачиваемые отпуска. Фонд оплаты труда в авиации и гостинично-ресторанном бизнесе сократился наполовину в уровне апреля 2019 года, в большинстве других отраслей сокращение составило 5-15%.

Официальные показатели безработицы не в полной мере отражают эти тенденции. Вероятная причина - рынок труда более инерционный, чем другие рынки, и освобождение и обращения за пособием по безработице происходят не мгновенно, как в США.

Однако ситуация в секторах с неформальной занятостью может существенно отличаться: таких работников легче уволить или не выплатить им зарплату, а также заменить другими, когда ситуация улучшится.

Добавило проблем закрытия общественного транспорта, которым пользовались в основном малоимущие украинцы. Закрытие школ и садиков отрезало от рынка труда женщин с детьми. "Карантин для бедных" ударил по наименее защищенным.

Государственный бюджет в кризисные месяцы держался на крупных единовременных поступлениях (НБУ, дивиденды), а регулярные доходы бюджета сильно упали.

Таможня, в январе-марте получала 80-90% поступлений 2019 года, в апреле и мае получила 77% и 68% поступлений 2019 года.

Для налоговой эти месяцы были немного лучше: полученные налоги за исключением возмещения НДС составили в апреле и мае 96% и 92% уровня 2019 соответственно.

Адаптивный карантин смягчил эти последствия. В мае многие сектора показали рост объемов выпуска в натуральном выражении, особенно потребительский сектор, возобновились передвижения и увеличилось посещение торговых точек.

В меньшей степени почувствовали улучшение или не почувствовали его совсем производители инвестиционных товаров и компании, являются промежуточными в цепочках добавленной стоимости.

И люди, и государство, и бизнес не желают повторения жестких ограничений, но общественное здоровье очень важно.

Вирус распространяется по регионам неравномерно, кластеры заболеваний требуют карантинных мероприятий, но для этого вовсе не обязательно закрывать всю страну, и адаптивный карантин усматривается наиболее адекватной политикой.

Рекомендации

Государственная и местная власть - единственный игрок, который может помочь ситуации на центральном уровне. Однако ресурсы государства, в том числе карантинные, очень ограничены, и увеличение дефицита и, соответственно, государственного долга следует избегать всеми силами.

Экономические данные свидетельствуют, что удар задел различные сегменты людей и экономики неравномерно. Поэтому в государственной поддержке следует действовать условным скальпелем, а не "разбрасывать деньги с вертолета", тем более, что этих денег в Украине нет.

Пример неудачной политики - выплата средств пенсионерам. Эти люди не потеряли дохода из-за карантина, но получили дополнительные выплаты, обошлись бюджету несколько миллиардов гривен.

Пример удачной политики - помощь по частичной безработице, которую могли получить компании для своих работников на время карантина.

Именно по принципу "скальпеля" нужно оказывать государственную помощь населению и предприятиям, а также осуществлять санитарные мероприятия и меры компенсации вреда.

Пример - организация обучения в школах и садиках с сентября с соблюдением карантинных норм, чтобы родители могли оставаться на рабочих местах, или содействие распространению дистанционной занятости из-за изменения трудового законодательства.

Для бизнеса, потерял рынки сбыта и не ориентирован на потребительский рынок, важна помощь в переориентации на новые рынки. Пути - продвижение экспорта, централизованный поиск возможностей для таких компаний и отраслей, международные форумы, расширение торговых договоров, упрощение доступа к государственным закупкам без коррупционной составляющей.

Бизнеса нужно сплотиться по сегментам и артикулировать свои проблемы. Это можно делать через отраслевые ассоциации. Обязательная составляющая - предложения, сформулированные в виде нормативно-правового акта.

На льготы и выплаты государству может не хватить денег, поэтому важно анализировать влияние предложенных мероприятий на бюджет. Предложения также не должны оказывать антиконкурентные преимущества, например, импортные квоты обязательны квоты в государственных закупках.

С антикризисных возможностей, не требующих государственного вмешательства, бизнес может обратить внимание на онлайн-торговлю, потенциал замещения китайского импорта европейским, реструктуризацию банковских займов.

Украинцам стоит быть готовыми к временной потере дохода, поэтому следует иметь сбережения на несколько месяцев. Так же надо быть готовыми к временной смене профессии, потому что определенные отрасли могут восстанавливаться медленно либо не восстановиться вообще.

Необходимо пользоваться инструментами, которые предлагают государство и другие институты: субсидии на коммунальные услуги, помощь по безработице, поиск работы через службу занятости, обучения, льготы и выплаты для ФЛП, стипендии и гранты международных организаций.

Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии

Источник: Экономическая правда