Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Очередной просчет Кремля в Украине

Очередной просчет Кремля в Украине
Джон Лоу, вице-президент BGR Gabara Limited, лондонской международной консалтинговой компании по коммуникациям и ассоциированный член Russia & Eurasia Program at Chatham House пишет об истории вмешательств России в украинские дела.

Віктор Янукович, Володимир Путін. Фото: AFP

Уже второй раз за десятилетие политика России в Украине нарушило хрупкий баланс последней, превратив ее противоречия в конфликты, и создав ситуацию, которая развивается вопреки целям и интересам Кремля.

Первый раз Россия допустила такую ошибку в 2004 г., когда Кремль, а прежде всего сам тогдашний президент Владимир Путин поддержал кандидатуру Виктора Януковича в президентской избирательной кампании. Хотя Москва вложила значительные финансовые и политические ресурсы в поддержку этой кампании, результат сфальсифицированного второго тура выборов дал начало Оранжевой революции и показал унизительное поражение российской политики в отношении своего ближнего соседа.

Этот шок надолго врезался в память российских лидеров, сформировав у них убеждение, что на собственных же задворках они соревнуются с Западом, который поставил себе цель дестабилизировать Россию.

Казалось, что из этого опыта Москва вынесла для себя несколько уроков. Она менее заметно вмешивалась в украинскую политику, занимая, например, отстраненную позицию во время президентских выборов 2010 г., когда Янукович чуть не проиграл Юлии Тимошенко. Неспособность украинских «оранжевых» лидеров воспользоваться своим шансом и улучшить управление и условия жизни своих граждан сделала политическую реинкарнацию Януковича. Это означало, что в дальнейшем Россия имела существенные шансы реализовать свое намерение - держать у себя на поводке Украину, неспособную к реформированию и интеграции с Западом.

Два месяца назад, когда благодаря давлению на Януковича Россия заставила его отказаться от подписания соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, многие эксперты расценили это как одну из величайших побед российской международной политики в последнее время. Однако это лишь внешняя сторона дела. Просто Москва поняла, что делает Янукович и что он хотел взять от ЕС быстрее, чем последний мог предложить.

В контексте подготовки к выборам 2015 г. он остро нуждался залатать дыру в украинском бюджете, и лучшим способом обеспечить себе поддержку он считал одновременные переговоры и с ЕС, и с Россией играя на их взаимных противоречиях. Российские условия были четкие: инвестиции на сумму $15 млрд. и скидка на газ на треть в обмен на российское совладение промышленными активами и обязательства не продолжать интеграцию с ЕС.

Однако еще до того, как эта сделка была заключена, подобно как в 2004 г., вступил в действие закон непредвиденных последствий, обнажив факт вечного непонимания Москвой ситуации в Украине. Российским политикам не удалось должным образом проанализировать состояние украинского общества и его растущее недовольство своим руководством. Для многих украинцев интеграция с ЕС ассоциировалась с установлением принципа верховенства права, прекращением безумного хищения правительственными чиновниками и их сообщниками и хотя бы скромным улучшением условий жизни. Политика Москвы в отношении оттяжка Украины от ЕС спровоцировала сопротивление миллионов украинцев.

Как следствие, демонстрации Євромайдану в Киеве быстро переросли в протесты против Януковича, что стали взрывом сдерживаемого в украинском обществе гнева на президента и его правительство. Это глубокое недовольство широких слоев способом управления государством после 2010 г. внезапно превратилось в широкое общественное восстание тогда, когда Янукович решил применить репрессивное антиконституционное законодательство вроде русского для подавления протестов.

Поддерживая Януковича и сохраняя статус-кво, Москва случайно запустила ход событий, в результате которых она столкнулась с кризисом, привела три неприятные последствия для российских интересов.

Во-первых, Украина теперь радикализован, нестабильная и находится на грани реальной угрозы распада.

Разъяренное и разочарованное общество не доверяет больше своим лидерам, отчаянно ища новых. Во-вторых, стратегическая цель России держать Украину в крепких российских объятиях стала очевидной для широких сегментов украинского общества и больше не может представляться как «братская помощь». В-третьих, Москва чувствует тревожный прецедент спонтанной, доморощенной «силы народа», что наносит удар постсоветском правительства в стране, с которой Москва испытывает глубочайшее родство.

Если последствия 2004 г. усилили паранойю, что Запад хочет взорвать Россию и ее интересы, недавние события вполне могут спровоцировать еще большую нетерпимость к инакомыслия в самой России.

Как могла Москва настолько ошибиться с оценкой?

Трудности с различением восприятие действительности - не лучшая основа для принятия стратегических политических решений. Российские лидеры смотрят на Украину сквозь эмоциональную призму истории, культуры и опыта, которые были общими в течение веков. Они рассматривают ее как территорию, которая обрела независимость в 1991 г. лишь в результате исторического недоразумения. Они так по-настоящему и не приняли существования Украины как независимого и жизнеспособного страны с собственной идентичностью. Со слов Путина, украинцы и россияне - это один народ». Он описывал Украину скорее как государство, чем страну. Со времени распада Советского Союза лидеры России априори воспринимали Украину как территорию, оторванную судьбой случае и несостоятельную существовать без тесного союза с Россией.

Фото: twitter.com/TukvaSociopat

Возможно, именно эти препятствия помешали российским политикам понять украинскую действительность, в частности стремительное развитие гражданского общества и все четче осознание независимой политической идентичности. Мантра бывшего украинского президента Леонида Кучмы, что «Украина - не Россия», была частью тщательной и длительной нациесоздавающей упражнения, что делала все больший акцент на различии Украины от России, и благодаря этому многие украинцы увидели более четко, география, история и традиции Украины служат основой для другого и более перспективного, по сравнению с Россией, типа политического развития.

Москва должна как можно быстрее изменить свою стратегию, чтобы избежать дальнейшей эскалации напряжения в Украине, и вместе с США и ЕС поощрять политический процесс, который будет способствовать сохранению единства страны. Чтобы это осуществить, следует отложить в сторону эмоции и паранойю и проанализировать истинные причины революционных процессов, охвативших страну.

Источник: The Moscow Times

Перевод: euromaidan.charter4.org