Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Майдан создал свои СМИ, - Вахтанг Кипиани

Майдан создал свои СМИ, - Вахтанг Кипиани
Вахтанг Кипиани. Фото: Богдана Рущак
Вахтанг Кипиани известен во многих ипостасях - публициста, блогера, телеведущего, главного редактора "Исторической правды", гражданского активиста. Во Львов он приезжает часто, ведь преподает в Школе журналистики и медиакоммуникаций Украинского католического университета.

В рамках международного научно-практического студенческого медиасимпозиума, проходившем в УКУ в марте, Вахтанг организовал выставку "Медиатранзит - от цензуры к свободе". В экспозицию вошла небольшая часть его уникальной коллекции самиздата: издание советских республик и стран Варшавского договора, выходивших в 80-х. Цель выставки: показать уникальный момент истории Центральной и Восточной Европы, когда общество начало предчувствовать конец Советской империи, но никто еще не знал, каким будет будущее ее обломков.

В коллекции, которую Вахтанг собирает уже 25 лет, более тридцати тысяч изданий. Среди них около 780 самиздатовских украиноязычных газет и журналов, сотни изданий на русском, белорусском, литовском и других языках. "Это огромный объем материала, который можно исследовать во многих аспектах: визуальном, текстуальном, контекстуальном, историческом", - говорит о своей коллекции журналист.

Фото: Вахтанг Кіпіані

Я начал коллекционировать самиздат еще школьником, в конце 80-х.Тогда я еще не понимал, что к этому нужен системный подход, и многое пропустил. Но тогда вообще мало кто занимался системным сбором этих бесценных источников. Впоследствии, поняв, что пропустил определенный период, я начал выбирать то, что не успел. Прежде ищу людей, которые делали самиздат - журналистов, издателей, курьеров. Иногда нахожу пустые ящики и коробки: сожгли, выбросили, сдали на макулатуру. А иногда у человека есть папочка с двумя-тремя бесценными газетами. Вот так, газетка к газетке, и собралась коллекция.

- Какую газету вы нашли первой?

- Думаю, первой была минская газета "Альтернатива", выходившей в начале 1989 года под эгидой Социал-демократического союза. Кто-то из родных мне ее купил. Что интересно, газеты стоили тогда дорого. Независимое "Вільне слово", в 5-10 раз дороже подцензурных изданий, стоивших две-три копейки. И люди тогда платили за "Вільне слово", потому что понимали, что за свободу нужно платить.

- Как делались самиздатовские газеты?

- Например, "Поступ" - ватман, ножницы, пишущая машинка и клей. На ватмане размером со стол они вклеивали напечатаны на машинке тексты, рисовали, делали логотипы, и курьер с деньгами в карманах вез этот макет в типографию в Литву. Была такая Регина, литовка, через которую украинцы в Вильнюсе печатали свои издания. Процесса печати курьеры не видели. Все, кого я опрашивал, говорят: шли в отель, гуляли по Вильнюсу делали свои дела, а за сутки приходили забирать уже готовый тираж. Затем этот контакт передавали другим. У меня в коллекции несколько таких ватманов-макетов. Затем эти матрицы переводились на металлические пластины - такие у меня тоже есть.

Обычно самиздатовские газеты состояли из 4-8 страниц. Сделать газету было сравнительно легко, а вот распространить ... Ведь не было сетей. К тому же, милиция и КГБ могли изъять тираж и задержать распространителя, например, обвинив в незаконной предпринимательской деятельности. А если обвиняли в распространении антисоветских взглядов, то за это уже сажали в тюрьму или наказывали большими штрафами.

- Вы назвали смех одной из движущих сил самиздата. Это значит, что большинство тогдашних самиздатовских изданий были сатирическими?

- Бывало по-разному. Тот самый "Поступ» не был сатирическим, а вот львовский "Сальцесон" - это чисто сатирическое издание. В то время создавался "Народний рух України за перебудову", а "Сальцесон" выпускался от имени "движений народа Украины за колбасу". Этот стеб помогал валить Советский Союз не хуже текстов философов, политиков и историков. Это была попытка критически и иронически смотреть на мир. В советские времена критическое мышление не поощрялось: была единственно правильная политическая линия. Одна партия, один бог - Ленин.

К сожалению, в Украине почему-то не прижились чисто сатирические издания. Например, недавно умер журнал "Перец". Перед тем упадок другие издания, которые зарабатывали на сатире и юморе. Люди с удовольствием смотрят "95 квартал", но читать такую ​​же сатиру не хотят. Я всегда говорю, что у украинцев телевизионный характер. У поляков - читательский: их на десять миллионов меньше, чем нас, а тиражи книг, газет и журналов в десятки раз больше. В советское время мы читали не меньше поляков, а теперь только телевизор смотрим.

- Вы говорили, что у поляков и самиздат развивался быстрее и был более качественным ...

- Польша была самым веселым бараком в советском концлагере, так тогда говорили. Поляки, имея большую диаспору, католическую веру, а с конца 70-х еще и своего Папу, были свободными других народов соцлагеря. Они имели точки опоры, которых не имели украинцы. Например, массовые паломничества поляков в Рим были серьезным инструментом просветления мыслей. Или более частые, чем у украинцев, контакты с диаспорами. Хотя система была коммунистической.

У нас не было такой опоры, но и наши дела были не так плохи, не надо прибедняться. Тысяча триста изданий - это очень много. Сейчас в Украине нет столько независимых проектов. Сейчас медиа принадлежат олигархам или государству, а потом самиздат создавало гражданское общество. Мы отставали от поляков в полиграфии, но не в идеях. И на 90-й год украинской и польское общества были достаточно близкими. Несмотря на то, что они десять лет боролись и имели "Солидарность", а мы начинали с нуля. Но поляки дальше читали и развивались, а мы начали смотреть телевизор. Пропала культура чтения, пропали и независимые медиа.

- Какая газета из вашей коллекции для вас ценная?

 

- Есть такие, что выходили только один раз. А есть вышедшая один раз и в одном экземпляре, она действительно бесценна. Она называется "Снигиревские вести", рукописная, вышла на Николаевщине под эгидой Движения. Кстати, руховец, который ее создал, стал священником Украинской автокефальной православной церкви. Конечно, эта газета не сыграла такой большой роли, как тот же "Поступ", который выходил долго и большими тиражами, но и она была, и этот факт важен. Кстати, я собираю не только независимую прессу, но и коммунистическую, и нынешние провластные издания. В этом разнообразии есть возможность поиска и выбора.


Фото: Вахтанг Кіпіані

- А какие издания читаете вы сами?

- Сейчас - только еженедельники:  "Країну", "Фокус", "Тиждень". Недавно читал "Корреспондент" и дописывал туда. Выписываю также ежемесячник National Geographic , но скорее для детей, чем для себя. Читаю журнал "Новая Польша" - это русскоязычный ежемесячник, который выходит в Варшаве. Это очень интересный источник информации о польской жизни. Когда приезжаю куда-то в командировку, покупаю местную прессу, чтобы посмотреть на уровень журналистики. Сейчас чтения местной газеты в Ужгороде или Тернополе - это дело трех-четырех минут. Газету нет смысла читать, потому информация в ней устарела уже при печати и нужна разве что тому, кто не имеет интернета. А когда газету можно было читать час ... Печатная пресса доживает последние годы. В принципе, в Украине она и не стала бизнесом, за небольшими исключениями.

- Значит, уже нет смысла бороться за то, чтобы она была свободной и качественной?

- Для Украины сейчас главное - это свобода слова на телевидении. Через него миллионы людей получают информацию ежедневно. Мы качественные интернет-издания, а миллионы пользователей соцсетей выполняют роль протомедиа. Думаю, что информационная функция Facebook гораздо мощнее современной печатной прессы. Новость в завтрашний газете не будет иметь столько читателей, сколько пост популярного блогера. У нас нет газет, которые имеют реальный тираж 200000 экземпляров, а топ-блоггеры имеют большую аудиторию. Это позволяет развивать свободную журналистику без чрезмерных материальных ресурсов, которые были необходимы ранее.

- Как Майдан изменил ситуацию в украинских СМИ?

- Майдан создал свои СМИ. Майдан не имел какого-то центрального издания - штаб не смог создать газету, которую можно было бы считать голосом протестного движения. Но вместо оппозиции эту работу сделала община. Есть студенческие, информационные, профсоюзные, националистические, левые, гражданские и другие проекты. За время протестов я собрал полтора десятка изданий, рожденных разными инициативными группами. Некоторые из них выходили только раз, некоторые имели определенную периодичность. Есть ежедневные проекты, например, "Хроника текущих событий", которую каждый может сам распечатать и распространить хотя среди своих соседей. Это прекрасные примеры самоорганизации. Конечно, эти издания не были критическими к Майдану, но, по моему мнению, более-менее адекватно отражали его реальность. Это был голос людей, которые боролись за свои права.

Беседовала Богдана Рущак