Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Основатель Eleks Алексей Скрипник: Я не хочу занимать должность главного айтишника Украины

Анастасія Лукашевська
Основатель Eleks Алексей Скрипник: Я не хочу занимать должность главного айтишника Украины
Алексей Скрыпник. Фото: tedxlviv
В рамках проекта "iGeneration - поколение, что умножает", iPress.ua пообщался с Алексеем Скрыпником, основателем ИТ компании ELEKS, депутатом и экспертом в сфере энергетики.

Встретили мы Алексея на мероприятии "Ночь энергетики во Львове", на котором он рассказывал о том, как государство стимулирует привлечение молодежи к реформам. Именно поэтому, первый блок нашего интервью о молодежи и реформах.

Когда вы говорите о привлечении молодежи к реформам, Вы имеете в виду реформы на государственном уровне? Молодым людям нужно идти в политику? Идет ли речь о реформах как гражданской позиции?

Обществу нужно иметь достаточное количество неравнодушных граждан. Важно сколько людей, которые переживают из-за того, что происходит в стране. Чем их будет больше - тем лучше.

Поэтому для меня, в первую очередь, привлечение молодежи к реформам - это проявление их неравнодушия. А каким образом они приобщаются к изменениям в стране особого значения не имеет. Это могут быть общественные или политические инициативы, это может быть сознательное решение стать военным или помощь армии в любом виде.

Насколько молодежь является активной в настоящий момент? Лично Вы наблюдаете позитивную тенденцию?

Революция Достоинства разбудила энергию к изменениям. Она прошла под лозунгом "NeverAgain" -  "больше никогда". Под этим лозунгом уже четвертый год много и молодых, и взрослых и опытных людей пытаются положительно повлиять на ситуацию в стране. Они понимают, что у них есть шанс.  

Фото: facebook.com/oleksiy.skrypnyk

А как насчет эмиграции молодежи. Именно Вы, как председатель комиссии по вопросам будущего, делаете чтобы остановить это явление?

Комиссия по вопросам будущего была временной и прекратила свою деятельность больше, чем год назад. Что касается эмиграции молодежи, то это одновременно и плохо, и хорошо. За рубежом у молодежи есть шанс получить достойную работу, а когда страна выздоровеет - будет желание вернуться. В ситуации финансовой нестабильности должны быть уравновешены рынки труда. Поэтому мы должны создать для молодежи места, куда бы они могли вернуться. А пока здесь все абсолютно безнадежно, для чего им здесь оставаться? Да, сейчас есть работа для айтишников, но где найдут хорошую работу химики, биологи, физики? 

В Украине становится все меньше и меньше рабочих мест и это главная проблема, которую нам надо решить. А эмиграция молодежи - лишь ее следствие. Есть ли смысл обвинять молодежь в эмиграции? Мне кажется, нет.

Поэтому нам нужно сделать все для того, чтобы люди начали возвращаться. В Германии сейчас больше шестидесяти тысяч украинских ученых. И я уверен, что среди них найдутся те, которые с удовольствием приехали в Украину, если бы здесь были такие же условия для работы. Сейчас, к сожалению, возвращаться некуда. В той же Национальной академии наук вместо развития происходит консервация, а средний возраст ученых только увеличивается - сейчас он 74 года.

У нас столько авгиевых клевер, мест которые надо разгрести! Мы только начали медицину, сопротивление сумасшедший. Наука, медицина, пенсионная реформа - это те вещи, которые идут с огромным скрипом, совок не хочет нас отпускать.

Поговорим об IT.  Как вы оцениваете сегодняшний IT рынок Украины?

Внутреннего IT рынка в Украине нет. И предпосылок к его появлению появления нет, пока не будет четкой стратегии развития IT в Украине, утвержденной должности СIО, общегосударственного аудита, налаженного взаимодействия министерств в электронное управление. К сожалению, то, что сейчас называют электронное управление, пока используют как один из самых простых способов отмывания денег.

Есть ли у нас проблема качества IT образования?

Спрос рождает предложение. Та же магистерская программа в УКУ, которая возможно, лучшая в Европе, является фантастической идеей! То есть, появляются частные вузы, которые конкурируют с государством за предоставление образовательных услуг. Но, конечно, за качеством образования нужно упорно работать. К примеру, на внутренних тестах в "ELEKS" с 600 человек только 60 проходят тест. Это значит, что только 10% получает реальное образование, которое можно использовать на практике. 

На сегодня государство заботится о развитии IT сферы?

Лучше бы не мешало.

Фото: facebook.com/oleksiy.skrypnyk

Ладно, спасибо! Перейдем к третьему блоку вопросов, поговорим о Eleks. Компания начиналась как семейный бизнес? Как возникла идея IT компании еще в далеких 90-х?

Мы начали с папой небольшую научную компанию, в которой занимались исключительно инновациями в сфере енергетики. Когда мы поняли, что перспектив в этой сфере нет, начали заниматься программированием, а еще позже - аутсорсингом. 

Справка от iPress.ua:  Eleks -  одна из крупнейших ИТ-компаний Украины, специализирующаяся на разработке программных продуктов, консультировании и обеспечении контроля качества программных решений. Eleks предлагает собственные программные решения в области даталогии (Data Science), мобильных (Mobility) и цифровых технологий (Digital Production), а также решения для финансовой отрасли.

Сейчас команда Eleks насчитывает более 900 сотрудников, работающих в центрах разработки в Украине (Киев, Ивано-Франковск, Тернополь и Кременчуг). Компания располагает торговыми представительствами в США (Невада), Великобритании (Лондон) и Польше (Жешув). Главный офис расположен во Львове.

Услугами Eleks пользуется более 200 заказчиков по всему миру, а портфолио компании насчитывает более 800 проектов.

После того как вы ушли в политику, что кардинально изменилось в Eleks? Какое сейчас влияние Вы имеете в компанию?

Я выполнил все, что от меня требовало украинское законодательство, и полностью передал управление компанией наемным менеджерам. Первый год я вообще не вмешивался в деятельность руководства компании. Сейчас я ментор генерального директора - помогаю ему на безвозмездной основе. Других функций не выполняю.

Одна из моих теорий заключается в том, что управление компанией нужно передать молодежи как можно раньше. Ведь чем старше ты становишься, тем более безопасными и менее рискованными становятся твои действия. 

Считаю, управление надо передавать молодежи, которая не боится рисковать и делать ошибки. Именно так я и сделал, передал свои обязанности молодым.

Последний блок вопросов будет несколько личного характера. Скажите, Алексей, чтобы вы изменили, если бы могли вернуться в юность? Прошли бы еще раз такой путь?

У меня в жизни была одна печальная история, которую я по возможности изменил. Моя первая жена умерла от рака, и если бы я мог вернуться в 2001 год, то я бы не лечил ее в Украине, а повез бы на лечение куда-нибудь. Это одна из моих личных трагедий. Я на себе почувствовал насколько сложная ситуация в украинской медицине ... Хотя, это очень условно, потому что сейчас я имею вторую семью. От первого брака у меня двое детей, от второго - трое.

Фото: facebook.com/oleksiy.skrypnyk

Извините, за досадные воспоминания. Вы сказали, что у Вас пятеро детей. Как вам удается совмещать работу в Раде, Eleks и воспитание сыновей?

У меня четверо сыновей, а восемь месяцев назад родилась дочь. Поэтому воспитание и работу достаточно трудно сочетатьМне кажется, что у меня развивается "географическая шизофрения": я приезжаю в Львов - забываю о работе, приезжаю в Киев - забываю о доме. Для того, чтобы серьезно заниматься политикой нужно переезжать в Киев. Как переехать, если во Львове у меня "шестой ребенок" - одна из лучших компаний в Украине? Когда я прихожу в "ELEKS" - я дышу свежим воздухом интеллекта. Я вдохновляюсь теми умными людьми, которые там работают. Это для меня сильная отрада от политики - просто приходить в компанию и говорить с работниками. Поэтому приходится разрываться. Фактично, живу в поезде. 

Вопросами энергетики вы увлекались еще в юности, и вот прошло довольно много времени, вы сегодня на форуме по вопросам энергетики. Насколько вам уже удалось воплотить амбиции в жизнь в решении энергетических проблем. И планируете ли дальше работать в этом ключе?

А что такое "амбиции"? По моему мнению, люди от общения с которыми понимаешь, что они настолько мощные, что могут достигать любых результатов. И для людей вопрос желания или амбиций является второстепенным - они просто не могут не делать того, что делают. У нас много молодежи без опыта, которые не умеют управлять тремя людьми. У меня есть умение значительно лучше многих людей, которые сейчас работают в исполнительной власти. Но есть ли у меня амбиции выполнять их работу? Наверное, нет. Мне важно работать в сильной команде, которую на такую ​​работу было бы очень сложно собрать. К тому же, у меня отвращение ко многим вещам, которые приходится делать в той сфере.

В книге "Мастер и Маргарита" есть хорошая фраза " Он заслужил покой" . И у меня есть такая маленькая мечта - пойти преподавать физику учителем в сельскую школу. Не потому что я не могу больше, а потому что я понимаю, что амбиции очень часто теряют людей.

 

Стоит иметь такие амбиции, когда через них ты бываешь дома настолько редко, что каждый раз как приезжаешь, замечаешь насколько сильно вырос твой ребенок? Стоит из-за амбиций волноваться, что твои дети из-за отсутствия отца не получат должного воспитания или вообще забудут о тебе, потому что видят раз в полгода?

Фото: facebook.com/oleksiy.skrypnyk

Поэтому, у меня давно нет амбиций, мощность есть, амбиций - нету. Нет желания занять должность министра энергетики или СIО. Я всем говорю, что даже если все же добьюсь того, что такая должность появится в Украине, я не хочу быть главным айтишником страны. Принципиально не хочу - мне это неинтересно.

Кроме семьи, очень важным фактором является команда. Потому что работать интересно, когда есть классная команда. Тогда работа в кайф, тогда появляется драйв. На яхте очень важно не только куда ты плывешь и какая у тебя яхта, а какая у тебя команда. Команда - это 90% удовольствия от путешествия. Нету команды - не о чем говорить.