Что предлагает Порошенко в новой Конституции
В сети уже три дня распространяются разные версии изменений к Конституции, которые готовит администрация Петра Порошенко. Одной из авторизованных есть вариант изменений, опубликованный на странице Олега Тягнибока в сети Facebook.
Между тем народные депутаты, с которыми общалась "Украинская правда" утверждают, что это уже устаревшая версия, которая не прошла окончательной корректировки юристов на Банковой и была передана парламентариям для внесения предложений.
В распоряжении "Украинской правды" оказалась окончательная версия изменений к Конституции, которые должны быть внесены администрацией президента на рассмотрение Верховной рады уже в четверг.
Следовательно, в Украине официально стартовал новый сезон борьбы за полномочия. В первом же законопроекте в адрес парламента Петр Порошенко просит предоставить ему единоличное право на освобождение руководителей СБУ, Генпрокуратуры и Государственного бюро расследований, а также несколько смягчить роль Верховной рады в назначении главы правительства.
ЧИТАЙТЕ: Порошенко говорит, что единственным государственным языком будет украинский
Революционным является только один раздел - о местном самоуправлении. Новоизбранный глава государства готов отменить свою административную вертикаль, но параллельно пытается построить новую схему непосредственного вмешательства в работу органов местного самоуправления.
Проект Конституции Порошенко.
В РАДУ ВЕРНЕТСЯ ФРАКЦИОННАЯ АНАРХИЯ
Большинство в Верховной раде предлагается переименовать - вместо "коалиции депутатских фракций" должно появиться "парламентская коалиция". Впрочем за сменой названия стоит важное следствие: теперь большинство в парламенте сможет образовываться за счет индивидуального членства в коалиции.
Кроме того предлагается отменить так называемый императивный мандат, обязывающий парламентариев входить в состав депутатской фракции той политической силы, от которой они выбирались. Теоретически это может вернуть парламент к неконтролируемому количеству фракций и групп, которые будут образовываться не только по партийному признаку.
Вместе эти две нормы - отмена императивного мандата и разрешение на индивидуальное членство в коалиции - полностью нивелируют влияние партийного руководства на парламентское большинство. С одной стороны это сделает процесс образования коалиции более гибким, с другой - откроет широкое поле ситуативных договоренностей вне идеологических взглядов.
Полномочия коалиции остаются неизменными - большинство вносит предложения президенту относительно кандидатуры премьер-министра Украины, а премьер-министру - предложения по кандидатурам членов правительства.
Сравнительная таблица. Полномочия парламента
КАДРОВЫЕ МЕЧТЫ ПЕТРА ПОРОШЕНКО
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что одной из целей изменений в Конституцию является более эффективное функционирование государства с парламентско-президентской формой правления. Однако даже поверхностный анализ документа свидетельствует о том, что его авторов больше волновало усиление полномочий президента чем соблюдение системы "сдержек и противовесов".
Наиболее очевидно это прослеживается в кадровой политике предложенных изменений в Конституцию.
Премьер-министр
Прежде всего относительно назначения председателя правительства. Согласно действующей Конституции, кандидатуру премьер-министра на рассмотрение парламента президент вносит "по предложению коалиции депутатских фракций". В редакции же Петра Порошенко указано, что кандидатура председателя правительства вносится президентом "с учетом предложения парламентской коалиции".
Сравнительная таблица. Полномочия президента
Такое изменение формулировки несколько меняет отношения между коалицией и президентом.
Если сейчас роль большинства при выдвижении кандидатуры премьера является определяющей, то в будущем предложения парламента могут стать только советом. Ведь значение и широту применения срока президент будет "учитывать" и определять самостоятельно.
Генпрокурор и глава СБУ
Расширение полномочий президента предусмотрено и в отношении назначения и увольнения Генерального прокурора и председателя СБУ.
В действующей Конституции согласие парламента необходимо и при назначении и увольнении Генпрокурора. А согласно изменений Банковой, парламент не сможет помешать желанию президента единолично уволить Генпрокурора.
Кстати и процедура назначения, и процедура увольнения Генпрокурора, которая предложена президентом, одинаково противоречат выводам Венецианской комиссии. (Соответственно от 17.10.2006 г. и 03.01.2001).
В частности, ранее Венецианская комиссия рекомендовала Украине определять кандидатуру Генпрокурора не по желанию президента, а "специальной комиссией, которая состояла бы из лиц, пользующихся уважением общественности и доверием правительства".
ЧИТАЙТЕ: Порошенко посоветовал вновь назначенному генпрокурору Яреме посадить трех друзей
Относительно увольнения комиссия настаивала на том, чтобы основания для такого шага были четко прописаны в самом тексте Конституции.
Проект Конституции Порошенко. Сравнительная таблица
Похожая ситуация и с главой СБУ. В действующей конституции парламент дает согласие на назначение и увольнение главы Службы безопасности. Петр Порошенко предлагает вообще исключить роль Верховной рады в увольнении председателя СБУ.
Очевидно, этим правом президент предпочитает распоряжаться единолично.
Окончательно кадровые привилегии закреплены в разделе о полномочиях главы государства, где право президента на увольнение главы СБУ и Генпрокурора четко отделены от необходимости предоставления согласия Верховной рады.
Такие же формулировки приведены и в отношении председателя Государственного бюро расследований. А влияние парламента на назначение и увольнение председателя Антимонопольного комитета вообще предлагается отменить - новоизбранный президент уверен, что этот вопрос он может решать самостоятельно.
Очевидно, что концентрация единоличного права на освобождение Генерального прокурора, председателя СБУ, Антимонопольного комитета и Государственного бюро расследований обеспечит значительное влияние президента на работу соответствующих органов.
И этот факт вряд ли соответствует декларируемой цели в усилении независимости этих органов и усилении роли парламента.
ФАНТОМ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
Наибольшим изменениям должны подвергнуться нормы Конституции относительно местного самоуправления.
Субъектами административно-территориального устройства страны вместо областей, районов, городов, поселков и т.п. должны стать лишь три единицы регионы, районы, общины. Срок "регионы" должны заменить собой "области".
Количество и названия регионов остаются неизменными и соответствуют количеству и названиям областей.
Предложенными изменениями предусматривается полная ликвидация вертикали государственных администраций. Соответственно, отменяются должности губернаторов и глав госадминистраций. Зато должен появиться новый институт - представители президента Украины, которые будут назначаться в регионах и районах.
В полномочия представителей президента в мирное время входит:
1) осуществление надзора за исполнением Конституции и законов Украины;
2) осуществление надзора за законностью и правопорядком, соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) координация деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти;
А в условиях чрезвычайного или военного положения представители главы государства направляют и организуют деятельность всех территориальных органов центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
ЧИТАЙТЕ: Порошенко обещает досрочные выборы в местные советы в Донецкой и Луганской областях
Формально полномочия представителей президента значительно уменьшены по сравнению с полномочиями нынешних глав государственных администраций. В то же время есть два момента, которые теоретически предоставляют президенту значительно больше влияния на местное самоуправление.
Во-первых, за предлагаемыми изменениями, по представлению своего представителя президент может приостанавливать решения любого органа местного самоуправления - сельского, поселкового, городского совета и их исполнительных органов.
Одновременно глава государства должен обратиться в Конституционный суд относительно соответствия конкретного акта Основному закону. И если Конституционный суд установит, что местный орган самоуправления нарушил Конституцию, президент будет иметь право на досрочное прекращения его полномочий.
Во-вторых, согласно документу, представители президента будут иметь прямое влияние на деятельность местных органов исполнительной власти, но будут назначаться без какого-либо влияния со стороны правительства.
Напомним, что на сегодняшний день главы государственных администраций назначаются и увольняются президентом по представлению Кабинета министров.
Эти два пункта наводят на мысль, что в случае внесения соответствующих изменений в Конституцию, местная власть вряд ли станет более самостоятельной. Зато влияние на местные органы самоуправления может быть сконцентрировано единолично в руках президента.
В общем, очевидно, что авторы документа не рассчитывали на поддержку законопроекта в Верховной раде. И тем более не верили в его перспективу в будущем. На это указывают и сроки его подготовки, и много неточностей и даже противоречий в самом тексте.
Законопроект носит скорее символический характер и должен лишь засвидетельствовать инициативу Петра Порошенко относительно внесения изменений в Конституцию.
Сразу после регистрации в Верховной раде законопроект будет отправлен на экспертизу в Венецианскую комиссию. И с учетом даже чисто процедурных моментов, в реальной жизни эти изменения в Конституцию смогут появится не раньше следующего года.
Единственное что может поторопить и Венецианскую комиссию, и Банковую и парламент - это необходимость изменений Конституции, как части плана по урегулированию ситуации на Востоке.
Мустафа Найем.
Оригинал: Украинская Правда.