Дискуссия о едином кандидате стала настолько обыденной для украинской политической жизни, что меня даже не удивляет уверенность многих политиков и общественных активистов в том, что именно выдвижение этого единого кандидата поможет одержать победу на президентских выборах 2015 года и сделает не напрасным стояние на Майдане.
Ничего нового, собственно, в таком подходе нет. В 2004 году надежды избирателей – и политической элиты в том числе – также связывались с единым кандидатом, Виктором Ющенко. В 2010 году крах надежд сторонников лагеря «Оранжевой революции» воспринимался как закономерное следствие перманентного конфликта между Ющенко и Юлией Тимошенко. Так почему бы и сейчас не рассчитывать на единого кандидата и бояться конкуренции в оппозиционном лагере?
А потому, что изменилась страна – а если не изменилась, то должна измениться. Появился очевидно выраженный запрос на перемены, который проявился в многотысячных митингах на Майдане Независимости и других украинских площадях. Но запрос на перемены – это еще не сами перемены. И то, чего мы действительно обязаны требовать от украинских политиков – так это не объявления ими имени очередного новоявленного мессии, а программы перемен.
Составить такую программу, между прочим, не так и просто. Оппозиция действительно может победить, лишь объединив усилия. При этом, я думаю, даже самый ревностный сторонник «Батькивщины» – и уж тем более сторонник УДАРа – не сможет четко обрисовать вам политическую программу этих партий. Сторонникам «Свободы» проще, потому что у этой партии есть очевидная идеологическая база, но вот только когда дело доходит до экономической программы – а она у «Свободы» есть – то возникает вопрос, действительно ли это те перемены, которые нужны Украине?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему Тимошенко против единого кандидата от оппозиции
Говоря это, я вовсе не пытаюсь выступать с критикой оппозиционных политических сил. Я лишь пытаюсь пояснить, что помимо призрачного «круглого стола» с властью, которая предпочитает диалогу с оппозицией и обществом продолжающееся разворовывание страны, провокации и продажу государственного суверенитета, необходим настоящий «круглый стол» – круглый стол тех, кто думает о будущем Украинского государства. На сегодняшний день Виктор Янукович и его окружение сами вынесли себя за скобки такого диалога, потому что для них государство существует исключительно как ресурс для дальнейшего неправедного обогащения. Но те, для кого Украина действительно ценность, должны суметь договориться между собой. Не о едином кандидате, а о том, что будет делать новая власть. Можно, конечно, уверить себя, что крах нынешней власти неминуем – потому что она уже фактически догрызла государство, которым управляет и теперь с невиданной прытью начинает доедать российскую помощь. Но что- после краха власти? Кто-то знает ответ?
При этом необходимо признать, что если мы хотим и дальше жить в целостном государстве, политическая и экономическая программа объединенной оппозиции должна быть привлекательна для жителей восточных регионов страны. Да, центр и запад сейчас фактически находятся в процессе формирования современной политической нации, а на востоке этот процесс запаздывает. Но от этого запаздывания восток никуда не девается и он продолжает жить экономическими потребностями, которые уже вскоре государство не сможет ему обеспечить. Что же будет вместо этих потребностей? Какое число жителей восточных областей смирится с мыслью, что теперь вместо рыбы украинскому гражданину предложат удочку, которой он сам будет вынужден наловить свой обед? Есть ли у оппозиции не только политическая, но и экономическая программа для всей страны? И если нет – а мы понимаем, что нет – то есть ли готовность над такой программой работать?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинский Майдан, который собрался “ради Европы”, перерос саму Европу и ее политиков
Вопрос единого кандидата – это не вопрос личности, а вопрос общего компромиссного политического курса и объединения усилий оппозиционных структур – и тут уже проблема в реальной жизнеспособности Всеукраинского объединения «Майдан», которое должно было бы стать и площадкой для «круглого стола» настоящих государственников, и местом для такого объединения усилий. Вопрос единого кандидата – это вопрос создания и жизнеспособной программы действий, и эффективной команды управленцев. И эту команду действительно нужно формировать еще до президентских выборах, понимая, какую роль в будущей власти сможет играть та или иная политическая партия, тот или иной специалист или общественный активист. Не мессия должен идти во власть, но сплоченная общей программой перемен команда единомышленников, члены которой могут найти общий язык друг с другом и понимают, что такое искусство политического компромисса.
Только в этом случае можно будет говорить о настоящем балансе интересов и переходе от президентского царства к полноценной парламентской республике. И вот тогда уже можно будет говорить и о профессиональном правительстве, и о балансе региональных интересов, и о конституционной реформе, и об осмысленной европейской интеграции. А «мессия» в нашей стране навсегда станет обычным беспризорником – потому что людям, которые берут на себя ответственность за будущее своей страны и контроль над властью, никакие мессии нужны не бывают.