Их жизненная дорога во многом отличалась. Анжело Джузеппе Ронкалли, который родился в 1881 году, происходил из простой, многодетной итальянской семьи. Практически всю свою жизнь он посвятил Церкви. В 19-летнем возрасте он окончил малую духовную семинарию, затем в Риме получил высшее богословское образование и в 1904 году стал священником. Дальнейший его путь, в рамках Католической Церкви может считаться, как блестящая карьера. Начиная с 1925 года епископ Ронкалли служил на высоких дипломатических должностях Ватикана в странах, где католическое население находится в тотальном меньшинстве: Болгария, Туречина, Греция. Был также нунцием в Париже. Его путь мог закончиться не менее важно на очень знаменитой и особой итальянской кафедре в Венеции, епископ которой имеет почетный титул патриарха. Сам Ронкалли надеялся, что так и произойдет и даже успел завещать, чтобы после смерти его похоронили здесь же в венецианском соборе святого Марка, который находится на главной площади города. Но события развивались непредсказуемым для венецианского патриарха образом.
ЧИТАЙТЕ: Церковь в XXI веке: новые угрозы и новая миссия
В 1958 году умер Папа Пий XII, Католическая Церковь находилась не в лучшем положении и состоянии. Мировое общество, которое только что пережило почти подряд две мировые войны, тоже кипелj и переживало серьезные трансформации. Как Церковь может ответить на все эти изменения и какого ответа нуждается сам мир от нее? Это вопрос практически висел в воздухе. В самой Католической Церкви уже давно жили непростые богословские дискуссии, некоторые наиболее прогрессивные представители теологической мысли даже пострадали за свои довольно смелые взгляды относительно обновления и реформирования Церкви. Таким богословам как иезуит Анри де Любак и доминиканец Ов Конгар даже было запрещено на некоторое время проводить публичную богословскую деятельность. Незадолго до смерти Папы Пия XII их было реабилитировано. И впоследствии именно представители этого течения католического богословия, которое было символически названо "новой теологией", были активно задействованы в работе II Ватиканского собора, который и начал реформу. Джузеппе Ронкалли, которого избрали Папой 28 октября 1958 года, вряд ли точно знал, что и как надо менять в Церкви. В конце концов те, кто его избирал не ожидали от него действий именно в этом направлении. Его понтификат должен был стать "переходным", пока найдется лучшая кандидатура. Кое-кто явно надеялся, что стоит все эти вызовы, которые собрались перед Католической Церковью, просто переждать, мол, она и не такое переживала за свою историю. Изменения всегда бьют по любителях старого комфорта. Вероятно именно поэтому кардинал Джованни Батиста Монтини, будущий Папа Павел VI, сказал о Джузеппе Ронкалли: "Этот святой старец не отдает себе отчета, какое осиное гнездо он собирается расшевелить".
Папа Иоанн XXIII. Фото: thestar.com
Папа Иоанн XXIII, от которого никто не ожидал резких движений, рассказал, что решение начать Собор было не результатом долгих раздумий (хотя конечно такие идеи на то время уже носились в воздухе). По его собственным словам, во время встречи с кардиналом Тардини, он делился мыслями о ситуации в мире, о тех страхах и опасностях, которые царят в обществе. О многочисленных конфликтах и нарастающем отчуждении между людьми: "Как Церковь должна действовать? Должна Христова лодка просто медленно плыть по течению, подпрыгивая на волнах и двигаясь за приливами и отливами?...И внезапно мою душу осенила великая идея...". Сам он вряд ли знал, что конкретно надо делать, но он точно имел общее видение этого события. Это должен был быть собор "милосердной Церкви". Если раньше Вселенские соборы собирались из-за того, что над Церковью нависала внутренняя или внешняя угроза, и Церковь отвечала на них по всем правилам "военного времени", как "Церковь воюющая". То есть проклинала еретиков, осуждала ереси или определенные явления в обществе. То теперь, по мнению Папы Иоанна XXIII, которую он подчеркнул в своей знаменитой "Проповеди под луной", Католическая Церковь должна была обратиться к миру с добрым словом, словом утешения, словом милосердной матери. Поэтому этот собор чаще всего называют пастырским. Видимо дало о себе знать то, что даже сделав блестящую карьеру в Католической Церкви, Джузеппе Ронкалли, в силу своего простого происхождения, в душе остался простым, добрым итальянским священником.
ЧИТАЙТЕ: Как в современных обстоятельствах не потерять веры и не предать своих убеждений
Для того, чтобы слово Церкви звучало "симфонически", чтобы были услышаны голоса со всего мира, лучшего форума, чем Вселенский собор, невозможно придумать. Поэтому еще за три года до самого собрания епископов началась подготовительная работа. Все католические архиереи в специальных письмах высказывались относительно тех или иных проблем Католической Церкви и современного мира. Одним из таких епископов, который прислал свои мнения относительно главных тем предстоящего Собора, был и молодой польский архиерей, епископ-помощник Краковской кафедры - Кароль Войтыла.
Кардинал Кароль Войтыла. Фото: niedziela.pl
Перед тем, как перейти к рассказу про Папу Войтылу следует сказать несколько слов и о деятельности Иоанна XXIII в отношении Украины. Папа Иоанн XXIII с особым пиететом относился к христианам восточной традиции. Хотел видеть он на Соборе и представителей Украинской Греко-Католической Церкви из Советского Союза, а особенно митрополита Иосифа Слепого, который на то время отбывал свою ссылку. Иосифа Слепого не удалось освободить до начала самого Собора. Однако вследствие налаживания широких контактов между Ватиканом и Москвой, во время переговоров по Карибскому кризису (Папа Иоанн XXIII сыграл важную роль в посредничестве между президентом США Джоном Кеннеди и лидером СССР Никитой Хрущевым), митрополита Слепого таки удалось освободить, и он прибыл на вторую сессию Собора осенью 1963 года. На которой он собственно и произнес эпохальную речь о необходимости подъема УГКЦ статуса Патриархата. Все отцы Вселенского Собора приветствовали Иосифа Слепого, когда он входил в базилику святого Петра, стоя с аплодисментами. Приветствовал его как исповедника веры и сам Папа Иоанн XXIII.
Папа Иоанн XXIII. Фото: AFP
Жизнь Кароля Войтылы не была так полностью и сразу направлена на служение Церкви. Еще до того, как он решил посвятить себя служению людям как священник, он прошел немалый путь поисков и эволюцию взглядов. Его молодые годы попали на межвоенный период в истории Европы. Бесспорно, как уроженец "крепкого католического бастиона Европы" - Польши, Кароль Войтыла получил традиционное католическое воспитание и детства принимал постоянное участие в религиозных службах. Однако настоящей стихией молодого Войтылы была культура. Но не только в ее фольклорном измерении, а как духовная мощь и фундамент жизни народа и залог его общественного здоровья. Культура, как передатчик ценностей и смыслов сообщества людей. Именно поэтому в период, предшествовавший его духовному призванию, он больше времени посвящает познанию польской культуры, участвует в драматических постановках. Сам начинает делать первые попытки в написании пьес и поэзии. Именно в культурном сопротивлении он видит свою миссию во время оккупации Польши нацистами. В это время он выступает в подпольном театре, однако вынужден прервать свое обучение на философском факультете, на который поступил накануне войны. На военное время приходятся и первые глубокие духовные поиски Войтылы. В Кракове он познакомился с Яном Тирановским, "портным-мистиком", как он сам его называл, и который познакомил Войтылу с творчеством испанского мистика XVI века св. Иоанна от Креста. О нем впоследствии, уже как священник, Войтыла напишет докторскую диссертацию в Римском университете "Анжеликум".
Иоанн Павел II. Фото: zw.lt
Практически все время нацистской оккупации Кароль Войтыла работал на предприятиях химического комбината "Сольвей", сначала на известняковом карьере, а впоследствии на химическом производстве в Бореку Фаленском. Этот период не прошел даром для его понимания мира и людей, поскольку именно здесь он столкнулся с жизнью простых рабочих и однозначно, будучи философом, задумывался над смыслом человеческого труда. В это время он также вступает в подпольной семинарии, которая действовала при Краковской епархии. Обучение Войтыла начал в 1942 году, а закончил в 1948 году защитой уже упоминавшейся диссертации в Риме. Потом была работа на различных польских приходах, преподавание в Ягелонском и Люблинском католическом университете.
ЧИТАЙТЕ: Время для чистых рук в Ватикане
Особое внимание в своей душпастырской работе Войтыла уделял университетской молодежи. Уже просто хрестоматийной стала история сформированного им "Srodowiska". Сообщество молодых людей, которое группировалось вокруг отца Кароля Войтылы и называло его просто "дядей" (Wujek) стало местом духовного и интеллектуального роста будущих польских ученых, деятелей культуры. Совместные походы на байдарках и катание на тисках, выходы в горы и философские беседы при костре, литургии под открытым небом. Все это формировало не только членов сообщества, но и самого Войтылу, который таким образом искал, как должен священнодействовать современный священник. В это время Войтыла продолжает совершенствоваться как поэт и драматург, публицист, а также растет как философ. Именно в философской плоскости он пытается понять, где лежат проблемы, стоящие перед современным человеком. В общении с сообществом молодых людей начинает формироваться и будущее "богословие тела" Папы Иоанна Павла II, как обновленный взгляд Католической Церкви на человеческую любовь и сексуальность. Со "Srodowiska" вышло много успешных польских ученых, инженеров. Войтыла не переставал общаться со своими приятелями даже уже будучи Папой, порой прибегая к хитростям, чтобы иметь возможность побыть с ними. С "Srodowiska" вышел даже один святой, дело беатификации, которое находится сейчас в процессе рассмотрения. Инженер Ежи Цесельский, который трагически погиб вместе с двумя детьми на реке Нил в 1970 году. Многое из того, что Войтыла рассуждал о призвании к супругам и о призвании мирян, о всеобщем призвании к святости всех без исключения он черпал из общения с Цесельським и наблюдений за его жизнью.
Кароль Войтыла получает кардинальский перстень из рук Папы Павла VI, 1967 г. Фото: interia.pl
На II Ватиканский собор Кароль Войтыла приехал, как молодой епископ, однако хорошо чувствовал, чего должно достичь это собрание. Церковь должна прежде всего восстановить истинное понимание человека как уникального существа, которое имеет наивысшее достоинство и свободу, потому что он является самым высоким Божьим творением, по образу и подобию Его. И только в этом свете можно понять его истинное место в мире и в сообществе людей. Епископ Войтыла приложил руку ко многим документам II Ватиканского собора. Это и отстаивание религиозной свободы и соборное переосмысление роли мирян в Церкви. Но больше всего он приложил усилия к документу под названием "Gaudium et spes" - "Радость и надежда", или "Пастырская конституция о Церкви в современном мире", которую многие сегодня называют самой актуальной и важной. Задача Церкви в современном мире? Два первые слова Конституции говорят сами за себя: нести радость и надежду. То, чего сегодня действительно больше всего не хватает. Обычно Иоанна Павла II называют тем, кто дал Собору правильную интерпретацию. Поскольку II Ватиканум не имел четких догматических формулировок, а лишь задал направление, не установив необходимых предупредительных и разъяснительных знаков, то после Собора собору документы время от времени подвергались неправомерным трактовкам. Именно задачи расстановки этих знаков, которые бы позволили не сбиться с дороги тем, кто шел постватиканским путем, и занимался в большей степени Войтыла.
ЧИТАЙТЕ: Если не признаем Иисуса Христа, все напрасно, - первая проповедь Папы
Выбор Кароля Войтылы Папой римским в 1978 году много кого удивил. Но наибольшее удивление или вохможно головная боль охватило руководителей Советского Союза. Глава Католической Церкви с коммунистического лагеря - такого им не снилось и в страшных снах. Папа Иоанн Павел II очень хорошо знал реалии советского блока, еще будучи священником и епископом в коммунистической Польше. Он постоянно сталкивался с враждебной к религии философией страны советов. Именно поэтому он был чрезвычайно чувствителен к понятию "религиозной свободы" и поэтому активно защищал это фундаментальное человеческое право на II Ватиканском соборе. Именно поэтому он так резко отрицательно реагировал на "теологию освобождения", которая распространялась в Латинской Америке и частично черпала вдохновение из марксистских идей. В свете своей ведущей идеи, что проблемы современного мира происходят из неправильного трактования человека, он понимал все недостатки коммунистической антропологии и всю пагубность коммунистической идеологии.
Папа Иоанн Павел II в Кракове. 1979 г. Фото: interia.pl
Папа Иоанн Павел II действительно в большей степени причастен к развалу Советского Союза. Сначала устремив свой взгляд на родную Польшу, но понимая, что погоду в Варшаве делают из Москвы. Несмотря на все препятствия ему удалось несколько раз посетить коммунистическую Польшу. Каждый раз его встречали с огромным энтузиазмом, что доводило до белой горячки польских коммунистических бонзов и их кукловодов в Москве. Бесспорно, что результатом этих визитов стало выступление "Солидарности" и впоследствии освобождение Польши.
ЧИТАЙТЕ: Франциск. Новый Папа, новые времена для церкви
Советскому же руководству Папа досаждал еще и тем, что взялся поддерживать Украинскую Греко-Католическую Церковь в диаспоре. Дело в том, что примирительная "восточная политика Ватикана в отношении Москвы, которая набрала крупнейших оборотов на волне оживления экуменических контактов между Римом и Московским Патриархатом не слишком радовала украинских греко-католиков. Последние видели в этом измену, когда ради добрых отношений с православными, Рим закрывал глаза на преследование украинских католиков за железным занавесом. Иоанн Павел II, будучи сам представителем преследуемой Церкви (хоть в Польше репрессии в отношении католического духовенства и верующих были не сопоставимыми с теми, которые имели место в СССР, но Церковь все равно пытались всячески ослабить) понимал насколько важно поддержать братьев украинцев. Благодаря Иоанну Павлу II удалось урегулировать вопрос Синода УГКЦ, через которое между Патриархом Иосифом Слепым и римской курией продолжался затяжной конфликт. Уже на следующий год после своего избрания Папой Кароль Войтыла способствовал тому, что этот вопрос был в большой степени закрыт. Стоя над телом Патриарха Иосифа в 1984 году Иоанн Павел II сказал: "Он боролся за правое дело". Очевидно имея в виду всю борьбу покойного за патриархальный уклад, и за права и самобытность своей Церкви.
Иоанн Павел II. Фото: pinterest.com
Эпохальным бесспорно был и визит Папы Иоанна Павла II на украинскую землю в 2001 году. Даже не потому, что это был первый визит римского епископа в Украину (если не считать двух Пап-мучеников первого тысячелетия, которые погибли в Крыму), а еще и потому, что во время этого визита было провозглашено священномучениками 28 епископов, священников и мирян Украинской Церкви, которые погибли в коммунистический период. Визит этот дал сдвиги и в общественном измерении. Многие замечают, что он имел такое же влияние на Оранжевую революцию, как визиты Папы в Польшу на возникновение "Солидарности".
Эту историю можно было бы еще долго продолжать. Величие этих двух персон насколько явное, а их влияние на историю мира второй половины ХХ века такое, что написать собственную такую историю без упоминания о них нереально. Провозглашение святыми этих двух Пап состоится в день, когда Западная Церковь будет праздновать праздник Божьего милосердия. Если вспомнить, что II Ватиканский собор должен был показать миру Церковь как милосердную мать, то это представляется еще более символическим. Два Папы Собора, один инициатор, а второй "сын Собора" будут провозглашены святыми в день милосердия.
Бесспорно, что в жизни этих людей не хватало ошибок или падений. Святость не означает безгрешности или безошибочности. Поэтому часто можно услышать, что канонизируется лицо, а не понтификат, решение и вся его деятельность. Святость - это быть вполне человеком, таким каким тебя создал Бог. Заботясь структурой, которая насчитывает более 1,2 миллиарда людей невозможно удачно решить все проблемы и ответить на все вызовы. Но эти двое людей показали, что в открытости к Богу и сотрудничестве с Ним даже сельский священник может созвать Вселенский Собор, а строгий философ может быть отзывчивым на такие поэтические вопросы как человеческая любовь или сексуальность.