"Идея родилась в 2020 году. Мне постоянно кто-то звонит. Я немного интроверт, поэтому мне тяжело общаться с новыми людьми. Возникла мысль: как сделать, чтобы вместо меня отвечал кто-то другой?" – рассказывает историю создания голосового помощника на базе искусственного интеллекта 42-летний Роман Рабочий.
Виртуальный голосовой секретарь может принимать звонки и вести диалог. Особенность Маши в том, что ее голос невозможно отличить от голоса живого человека.
Воспользоваться услугами виртуального секретаря может владелец любого смартфона. Для этого секретарю необходимо добавить в Telegram.
В этот стартап два украинца вложили около 100 тыс. долл. и почти сразу после запуска начали получать прибыль. Как возник стартап, каковы особенности его технической реализации, бизнес-модель и планы развития?
Как появилась идея
Идеологом и основателем стартапа является Роман Рабочий, родившийся в Вознесенске Николаевской области. Он много лет работал инженером в сфере телекоммуникаций в разных компаниях – системных интеграторах, являющихся поставщиками телекоммуникационных систем для мобильных операторов.
Голосовой секретарь стал первым успешным проектом.
"В 2020 году мы получили кучу звонков: банки "доставали" предложениям взять кредит, медицинские центры приглашали на процедуры, мошенники из "службы безопасности" ПриватБанка уверяли, что мы должны сообщить им ПИН-код карты.
Кажется, легче всего было бы отклонять такие звонки, но это мог быть не спам, а потенциальный заказчик или курьер. Как понять – перезванивать или нет?» – рассказывает Рабочей историю возникновения своего проекта.
Блокирующие спам программы не решают проблему, а автоответчиками украинцы не пользуются. Эти устройства в Украине, в отличие от США, не прижились, поэтому предприниматель решил создать новый продукт.
Исследование спроса
Проверить спрос помогла супруга изобретателя. Он просто отдал ей свой телефон, и она отвечала на звонки из неизвестных номеров. "Роман сейчас занят. Что ему передать?" – обращалась жена к абонентам.
"Тогда мы "на колене" за месяц сделали Telegram-бота, но на звонки все равно отвечала жена. Я предложил нескольким друзьям протестовать.
Сказал им: звонят неизвестные – жмите "Отбой", и за вас ответит секретарь. На самом же деле на звонки отвечала жена. После звонка друзья получали в Telegram аудиозапись разговора и им это понравилось», – рассказывает предприниматель.
К Роману стали обращаться другие люди, тоже захотевшие попробовать сервис. Изобретатель понял, что, наконец, создал продукт, на который есть спрос, и решил его развивать. Так появился персональный помощник-секретарь, работающий на смартфонах со всеми украинскими операторами мобильной связи.
В Машу предприниматель вложил все знания и опыт, накопленные за годы работы в телекоме. Это продукт на стыке технологий телефонии и распознавания речи.
Как работает Маша
Маша – это бот в Telegram. Чтобы им пользоваться, не нужно устанавливать отдельное приложение. Подключить бота можно прямо в мессенджере.
Маша приветствуется и предлагает подключить сервис. Бот спрашивает пользователя, как его называть во время разговора по телефону и дает простую инструкцию по подключению в зависимости от мобильного оператора. При этом вызовы принимаются от любого мобильного оператора.
Маша отвечает на вызовы, когда пользователь отклоняет вызов, не принимает трубку дольше десяти секунд и когда телефон выключен. Бот поговорит, запишет разговор и превратит его в текст. Текст и аудио сохраняются в чате Telegram.
Пример работы виртуального секретаря Маши
ИСТОЧНИК: YOUTUBE
Особенности Маши – живые интонации и персонализированное общение. Помощник создан на базе искусственного интеллекта, поэтому может задавать вопросы.
Чтобы научить Машу поддерживать диалог, развивающийся по разным сценариям, команда проработала более трех тысяч звонков и продолжает исследовать языковое поведение абонентов. Сначала у Маши было около десяти сценариев поведения, но их количество постоянно растет.
Голосовой помощник использует лицензионное соглашение и не разглашает пользовательские данные. Он не сохраняет информацию о вызовах и удаляет все данные сразу после отправки записи. Голосовой ассистент имеет еще два плюса.
Первый – пользователь всегда может найти телефон, с которого ему звонили, ведь текстовая расшифровка остается в истории чата. К примеру, пользователь общался с риэлтором по продаже квартиры три месяца назад, но не сохранил его номер. Благодаря Маше найти контакт можно через минуту.
Второй – если незнакомый номер принадлежит юридическому лицу, пользователь может узнать его название. Маша сама находит эту информацию в интернете и пишет название фирмы в текстовой расшифровке сообщения в Telegram.
Кроме того, разработчики работают над интеграцией бота и пользовательской адресной книги. Если номер записан в телефоне, Маша подтянет название контакта. Такое подключение производится только с согласия пользователя.
Бизнес-модель и первые результаты
Ежегодные объемы телефонного мошенничества в мире оцениваются в 19 млрд долл., а потенциальный оборот своего сервиса в Украине изобретатель оценивает 20 млн долл. Главным своим конкурентом он видит Google Call Screen, однако этот сервис пока работает только на смартфонах Pixel 3/4 от Google и только в США.
Проект голосового секретаря был запущен в тестовую эксплуатацию в Украине 31 марта 2021 года, однако полноценный релиз состоялся полгода позже.
За это время проект набрал более 3 тыс. постоянных пользователей. Из них около тысячи находятся в Украине. Пока бот имеет русскоязычные интерфейс и модули распознавания голоса. Однако команда проекта, состоящая из шести человек, уже работает над созданием украиноязычной версии.
На запуск проекта предприниматель и его партнер 29-летний Михаил Цеховский потратили около 100 тыс. долл., однако эти инвестиции можно быстро вернуть.
Бизнес-модель основана на подписке. Первые пять пробных звонков бесплатны. Следующие 50 звонков можно приобрести за 60 грн в месяц, 100 звонков – за 90 грн в месяц, 2 400 звонков в год – за 900 грн. В варианте "Персональный", 100 звонков в месяц за 450 грн, отвечают живые люди.
Планы по расширению
Команда добавляет новые сценарии поведения людей, улучшает качество распознавания речи и разрабатывает мужскую версию проекта – Мишу. "Ревнивые жены не понимают, почему на звонки к мужу отвечает некая Маша", - говорит Рабочий.
Кроме того, команда проекта учит Машу работать в технической поддержке. Бот уже отвечает на несложные запросы пользователей: "Не работает переадресация. Что делать?" или "Как оплатить подписку?". В скором времени бот будет выполнять все функции технической поддержки пользователей самостоятельно.
Также разработчики хотят защитить от мошенников пожилых людей. Звонки пенсионерам из неизвестных номеров Маша будет отправлять в Telegram родственникам пожилых людей, предохраняя их от возможного мошенничества и порчи нервов.
Источник: Экономическая правда
Автор: Всеволод Некрасов