Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

В Чехии под люстрацию попали около 140 тыс. человек, в Украине освободить надо несколько десятков тысяч, - правозащитник

Ярослав Іваночко
В Чехии под люстрацию попали около 140 тыс. человек, в Украине освободить надо несколько десятков тысяч, - правозащитник
Фото: spilno.tv
О необходимости проведения люстрации в Украине говорили все политики на протяжении 23 лет независимости. Впрочем, даже частично люстрация так и не была проведена. Сегодня, после второй украинской революции, снова есть шанс на то, чтобы к власти пришли новые люди без грязного прошлого.

Известные украинские правозащитники - Евгений Захаров, председатель Правления Украинского Хельсинского союза по правам человека и член Харьковской правозащитной группы Владимир Яворский разработали концепцию законопроекта о люстрации и вынесли этот документ на всеобщее обсуждение.

iPress.ua расспросил Владимира Яворского о том, кто подпадает под люстрацию, как действовать ее механизм и кто будет осуществлять люстрации кадров.


Владимир Яворский. Фото: ukrinform

Расскажите, пожалуйста подробнее, что за документ вы обнародовали на сайте Харьковской правозащитной группы - или это уже готов проект закона о люстрации? Когда такой законопроект может быть рассмотрен в ВР?

Это концепция закона для обсуждения. Концепция легче воспринимается обществом. После обсуждения будет готовить проект закона.

Когда вы с Евгением Захаровым писали этот документ, то на опыт каких стран опирались?

В основном мы использовать польский опыт.

Какая международная практика люстрации в той же Польше или Чехии?

Эта практика разнообразна. Люстрация использовалась во многих странах и ее формы и объемы очень различаются.

Кто в люстрации?

Люстрации подпадают те, кто хочет занимать высшие должности в стране - это помимо политических должностей, государственные служащих первого-третьего рангов и приравненные к ним должности.

Соответственно, эти люди должны подать декларацию об отсутствии оснований для люстрации. Основаниями для люстрации является деятельность в руководстве КПСС, КПУ, ВЛКСМ, тайная сотрудничество с КГБ, СБУ, а также обстоятельства, которые говорят об отношении к массовым нарушениям прав человека в последние годы.

Вы понимаете, что этих критериев абсолютное большинство работников исполнительной власти просто будет освобождена?Будет кем их заменить?

Это далеко не большинство. В основном - это руководители. В общем, это несколько десятков тысяч человек. Мы убеждены, что в условиях тотальной коррупции значительная часть этих людей получили эти должности не из-за свои знания, а через взятки и знакомства. Учитывая это, вполне реально их заменить. Вопросы подготовки новых кадров, например, для судов, милиции, прокуратуры - это отдельное проблема. В общем, есть различные методы й решения. В Грузии, например, подняли зарплаты и квалифицированные кадры из частного сектора пошли в государственный.

Какие временные рамки люстрации? То есть пока он продлится?

Мы планируем, что она будет длиться 5-10 лет.

Почему именно 11 членов люстрационного комитета? Кто они? Как справляться с десятками тысяч запросов на люстрацию?

Их количество может быть и больше. Например, 17 человек. Большую часть работы должен делать аппарат юристов, которая будет работать на комиссию, осуществлять расследование и готовить дела. В других странах это было вполне возможным. В Чехии объем люстрации составил около 140 тыс. человек, что для такой страны очень много. Но как-то справились.

Как проверить и как избежать махинаций на этапе проверки?

Так же как при обвинении в преступлении. Это может проверяться в судах.Каждая сторона имеет право представлять доказательства.

Какова вероятность, что это вообще заработает? Ведь частичная люстрация просто не имеет смысла.

Сложно сказать. Это скорее зависит от политической воли. Сегодня, она есть. Но когда часть политиков начнет понимать, что это касается их, ситуация может измениться.

Который станет предметом рассмотрения дела в суде? Установление факта? Обязательстве совершить действия?

Есть две возможные процедуры: одна - когда в суде подтверждается лишь факт, необходимый для люстрации. Второй - это в суде рассматривается дело о привлечении к ответственности за предоставление ложной информации в декларации о люстрации. А все критерии люстрации являются критериями, исключающие право занимать определенные должности.

Какую силу и последствия будет иметь указанное решение суда?Смогут человека освободить от должности на основании такого решения?

Так, ее освобождают и она в зависимости от вредности действий может потерять право назначаться или избираться на определенные должности в течение 3-10 лет.

Или сможет баллотироваться лицо, подпадающее под критерии люстрации на выборную должность?

Нет.

Или подлежать данные о людях, которые попали под действие закона о люстрации обнародованию? Ли это закрытые данные? Потому все же люстрационные данные могут содержать персональные данные.

По общему правилу, информация становится публичной после окончания всех процедур обжалования. Исключение, когда лицо при подаче декларации сама признала определенные факты, ушла с должности и взяла обязательство не быть на определенных должностях в течение определенного срока. Тогда эти материалы остаются в тайне.