Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Кто заказывает "чернуху" и Facebook-рекламу для топ-кандидатов в президенты?

Кто заказывает
Иллюстрация: chesno.org
От 18 марта буквально каждый час увеличивается функционал библиотеки политической рекламы из Украины. Уже можно увидеть, кто заказал часть рекламы.

Источник:  Движение "Честно"

Для Юлии Тимошенко рекламу покупает предприятие председателя киевской ячейки "Батькивщина молодая".

Против ключевых кандидатов в президенты Владимира Зеленского, Юлии Тимошенко и Петра Порошенко распространяют большое количество антирекламы. Чаще всего бюджет сообщению составляет до 100 долларов. К примеру, со страницы Анатолия Гриценко трижды в день рекламировали расследования "Наших денег" о коррупции в оборонке.

Пост-поздравление Александра Шевченко к 8 Марта стоил от 10 до 50 000 долларов. Богословская на рекламу в Facebook рассчитывается рублями.

Движение "ЧЕСТНО" выяснял, кто рекламирует кандидатов в президенты и сколько они тратят на Facebook-рекламу.

Возьмем хотя бы первую пятерку кандидатов в Президенты. Как свидетельствуют результаты социологических опросов, в нее входят Владимир Зеленский, Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Юрий Бойко и Анатолий Гриценко.

Зеленскому рекламу размещает ОО "Команда Зеленского". В течение избирательной кампании кандидата "Зе" с января разместили менее 250 рекламных сообщений. Большинство из них стоила несколько десятков долларов. Но есть и такие, на которые тратили по несколько.

В то же время против Зеленского в русскоязычном сегменте Facebook появилось не менее 20 антирекламных кампаний. Эту нишу полно заняли группы "Бенин клоун" и "Слуга урода". К сожалению, Facebook еще не показывает, кто именно платит за эту рекламу.

А самый дорогой пост против Зеленского запустили со страницы "Коломойский - президент".

Зеленскому в рекламе оппонирует кандидат в Президенты, экс-журналистка Юлия Литвиненко, ранее рассказала Движения ЧЕСТНО, что ее аудитория - это молодые и активные люди, поэтому коммуницирует с ними именно в соцсетях и не использует статусных агитаторов, потому что "это неэффективно, и избиратель сейчас "скептически относится к" випов "и" звезд ".

Пока есть мало информации о рекламных сообщения со страницы Петра Порошенко. В библиотеке рекламы представлены данные только о 5 из них, размещенных с июля 2018 по март 2019 года. Бюджет на рекламу одной такой публикации является примерно таким, как у Зеленского - от нескольких десятков до 5000 долларов. К сожалению, Facebook еще не сообщил, кто платит за рекламу официальной страницы Порошенко. Напомним, что ранее в Администрации Президента на запрос Движения ЧЕСТНО ответили, что не знают, кто именно администрирует страницу Петра Порошенко и оплачивает рекламные сообщения на ней. Хотя журналисты часто используют ее как официальный источник информации.

Однако есть и другие страницы, которые распространяют рекламу в пользу действующего президента. Например, на странице "Порошенко2019" от 3 до 17 марта разместили 5 постов. За два из них заплатили сумму в пределах от 100 до 499 долларов, еще через три - от 1 до 5000 долларов. Согласно описанию, эта страница является якобы официальной страницей Порошенко в качестве кандидата в президенты.

Еще одним примером является страница "Украина - Солидарность - НАТО", что размещает дешевле сообщения, стоимость которых не превышает 100 долларов за каждый.

Есть и реклама против Порошенко. Ее часто распространяют из официальных страниц политиков или партий.

На западные области представители "Укроп" нацеливают сообщение о якобы использовании Президентом "титушок" во время туров по Украине.

Самый дорогой сообщение на странице Александра Вилкула направлен именно на критику Порошенко.

Не жалеют денег на критику действующего Президента и в штабе Тимошенко.

Самым заметным критиком Порошенко является группа "Петр Incognito". Она активизировалась 18-19 марта и рекламируется сравнительно небольшими суммами до 100 долларов.

Данные о рекламе со страницы лидера ВО "Батькивщина" Юлии Тимошенко достигают июня 2018. В библиотеке рекламы является более 60 постов с ее официальной страницы. Стоят они в основном в пределах нескольких десятков - полтысячи долларов. Но бывают и дороже.

Пока не известно, кто публиковал рекламу Тимошенко до начала избирательной кампании. Но Facebook, как и в случае с Зеленским, с 20 марта начал определять заказчика для новейших постов. Их покупает ООО "Современные рекламные решения". Его основателем является председатель Киевской городской организации "Батькивщина молодая" Алексей Захарченко.

В комментарии Движения ЧЕСТНО Захарченко уверяет, что рекламирует только официальную страницу Юлии Тимошенко в Facebook, а средства на эту кампанию поступают из избирательного фонда кандидата:

"ООО" Современные рекламные решения "- это рекламное агентство, с которым кто-либо из кандидатов может заключить контракт на рекламу в Интернете. Мы приглашаем к сотрудничеству всех кандидатов и партии. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, средства на рекламу Юлии Тимошенко не были моими собственными ".

Однако на странице фан-клуба Тимошенко является заметки, которые рекламируются с бюджетом 10-50 тысяч долларов.

В общем, у Тимошенко едва ли не самая разветвленная сеть страниц, которые распространяют рекламу в ее пользу, как: "Киевляне за Тимошенко", "Военный кабинет Юлии Тимошенко", "Юля в президенты", "Верю в Юлю" и другие.

Однако и рекламы против Тимошенко достаточно. Да и денег на нее неизвестные «доброжелатели» тоже не жалеют. Самые заметные страницы: "неверие" и "Юлестоп". Первая группа часто рекламируется на сотни долларов. Вторая имеет только три поста: два - с бюджетом до 100 долларов, а один - на несколько тысяч.

Одни из самых дорогих рекламных сообщений имеет выдвиженец партии "УКРОП" Александр Шевченко. Его пост-поздравление женщин с праздником весны прорекламирован минимум на 10 000 долларов.

Но это не единственный сообщение такой стоимости в Шевченко. Один из них расположен уже в этом году, во время предвыборной кампании.

Продвижение Юрия Бойко в Facebook началось во второй половине января 2019 года. К сожалению, неизвестно, кто оплачивал большинство его рекламы. Почти вся эта реклама в диапазоне до 100 долларов. Часть из нее размещают региональные страницы "Оппозиционные платформы - За жизнь".

В Одесскую два поста таргетировал депутат Одесского облсовета от "Оппозиционного блока" Виктор Андреенкова.

 "Так это не для Юрия Бойко. Я делал это для себя. Ну, и, конечно, для всей нашей команды. Я принимал участие в этом визите. Считаю его важным и хочу, чтобы об этом знали как можно больше моих избирателей. И не только… Я рекламирую прежде всего свою деятельность как депутата областного совета. И делаю это регулярно. Значит, так совпало", – коментує Руху ЧЕСНО Андрєєнков.

На Бойко сложно найти Facebook-антирекламу.

А вот Анатолию Гриценко с антирекламой "повезло" больше. От зимы против него действует группа "Реальный игрищ". Данные по части этих сообщений уже обнародованы.

Гриценко тоже не гнушается тактикой рекламы скандалов по оппонентов. По данным библиотеки рекламы Facebook, 25 февраля с его официальной страницы трижды распространяли первую серию расследования "Наших денег" о коррупции в оборонной сфере.

В общем, политик больше рекламы таргетирует на западные области.

Немалый бюджет на продвижение в Facebook имеет и кандидат-националист, выдвиженец ВО "Свобода" Руслан Кошулинский.

Не уступает ему и Виктор Бондарь, кандидат в президенты от партии "Возрождение". За 1-5 тысяч долларов рекламируется его сообщение о сокращении количества нардепов в ВРУ.

А самовыдвиженка Инна Богословская за свои рекламные кампании в Facebook рассчитывается рублями. Ее сообщение об участии в президентской гонке рекламируется за 1-5 тысяч рублей.

Напомним, что  координатор Гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовскаяотметила, что это первая президентская кампания, где существует состязательность между органами правопорядка.