Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Неприятность с биометрическими паспортами, или Как подставили министра Авакова

Неприятность с биометрическими паспортами, или Как подставили министра Авакова
Фото: telegraf.com.ua
Виктор Тимощук, эксперт Центра политико-правовых реформ утверждает, что заявленная министром МВД Арсеном Аваковым цена биометрического паспорта для украинцев является завышенной и по сути люди снова будут переплачивать лишние деньги.

Одной из топ-новостей последних дней является информация от министра внутренних дел Арсена Авакова относительно ситуации с биометрическими заграничными паспортами. Действительно, очень важно, что Украина начинает выдачу таких документов, ведь это - одно из условий для предоставления безвизового режима гражданам Украины при поездках в страны ЕС.

Но, к сожалению, в этом большом сообщении представлено также много информации, которая не соответствует действительности и является признанием откровенно противоправной деятельности чиновников.

К примеру, уважаемый министр утверждает, что в 2013 году заграничный паспорт стоил 800 гривен, а в 2014 году - стоил 120 гривен. На самом деле здесь сопоставляются несравнимые числа. Последнее (120 грн.) - это стоимость бланка паспорта (включительно с персонализацией документа). И эта стоимость ни в 2013 году, ни в 2014 году не менялась.

Зато граждане за незаконные поборы в системе Государственной миграционной службы фактически за загранпаспорт платят от 400 до 800 гривен. Так было в 2013 году, так оставалось и в 2014 году. То есть эта информация - это откровенная манипуляция.

Более того, в 2014 году ситуация даже ухудшилась, потому что Государственная миграционная служба начала «загонять» граждан за получением паспортов именно в офисы Государственного предприятия «Документ», где взимается дополнительно еще 250 гривен на каждом паспорте.

Об этом ГП еще будет сказано далее. Но важно, что кроме этой «ошибки» в информации от министра есть, к сожалению, сообщения, которые фактически являются откровенными призывами к нарушению закона.

Во-первых, министр внутренних дел сообщил обществу стоимость нового загранпаспорта (так называемого «биометрического»). И эта калькуляция за изложением Арсена Борисовича включает: «261 грн. (15 евро по курсу на 29.12.2014) + государственная пошлина 170 грн. + стоимость регистрационных услуг 87,15 грн. Всего 518 грн. 15 коп.».

Этим самым министр оправдал существующий сегодня беспредел в системе Государственной миграционной службы, который связан с тотальным игнорированием решений судов по делу об оплате загранпаспорта. Точка в многочисленных судебных спорах была поставлена Верховным Судом Украины 3 декабря 2013 года, когда суд установил, что единственным легитимным платежом за загранпаспорт является государственная пошлина (то есть 170 гривен), а вымогательство других платежей является противоправным.

Важно еще раз подчеркнуть, что это судебное решение является обязательным для всех субъектов властных полномочий (в соответствии с частью 1 статьи 244Кодекса административного судопроизводства Украины), то есть для всех чиновников и Государственной миграционной службы (ГМС), и МВД, и любого другого органа власти. И то, что оно до сих пор не выполняется - это только вина несостоятельной прокуратуры, которая не видит очевидного криминала (статья 382 Уголовного кодекса Украины). Фактические убытки граждан от этой деятельности ГМС составляют ежегодно более 300 миллионов гривен.

Во-вторых, министр официально рекламирует деятельность Государственного предприятия «Документ» в системе ГМС. И проблема не только в том, что это госпредприятие принимает дополнительные средства (в случае с загранпаспортом - 250 гривен) ни за что, потому что ни одной работы, о которой пишет Арсен Аваков, это ГП не выполняет. А прежде всего потому, что деятельность ГП «Документ» с 1 января 2013 года находится вне закона (согласно части 7 статьи 20 Закона Украины «Об административных услугах»). При этом данное ГП зарабатывает не только на заграничных паспортах, но и на фиктивном «консультировании» и «формировании пакетов документов» по десяткам других административных услуг ДМС.

Конечно, министр, который управляет сотнями тысяч подчиненных, может не знать мелких нюансов в системе министерства. Однако кто-то же подал ему такую информацию и фактически делает соучастником всей этой противоправной паспортной системы коррупции.

Можно анализировать и другие проблемы паспортной сферы.

Почему, например, власть считает, что загранпаспорт - это «роскошь», и взимает с граждан за эту административную услугу не только ее себестоимость, а более чем двойную плату?

Можно ли считать победой устранения от рынка изготовления паспортов ЕДАПС, если стоимость бланка паспорта все равно остается подозрительно дорогой (для сравнения: аналогичный паспорт для Молдовы печатается финским производителем по цене меньше 7 евро)?

Почему стоимость украинского паспорта, изготовленного на украинском предприятии, рассчитывается в евро, а не в гривнах?

Почему новая демократическая власть упорно не хочет заменить закон, на основе которого базируется выдача заграничных биометрических паспортов? Ведь, напомню, это до сих пор закон «О Едином государственном демографическом реестре...» 2012 года, авторства одиозного регионала Василия Грицака. Среди прочего этот закон требует миллиардных инвестиций на создание не нужной обществу интегрированной мега-базы данных - Единого демографического реестра.

Есть еще много и других вопросов. Только, к сожалению, новая власть, как и предшественники, упорно игнорирует их. Хотя вопрос здесь не просто в том, сколько граждане платят за паспорт, а в том, есть ли в Украине элементарный правовой порядок, и чьи интересы на первом месте у чиновников - общественные или ведомственные или частные.

Приходится констатировать, что в 2014 году система Государственной миграционной службы стала еще более закрытой, и полностью игнорировала требования общественности к прозрачности и диалогу. Хорошо хотя бы то, что наконец-министр внутренних дел признал свою причастность к функционированию этой системы и ответственность за нее.

Виктор ТимощукЦентр политико-правовых реформ для Европейской правды