С монополией табачников нужно бороться не госрегулированием маржи, а запустив АМКУ
По словам Агии Загребельского, такой способ борьбы с монопольным положением компании "Тедис Украина" (именно так обосновывают свою инициативу депутата) не даст ожидаемых результатов и будет вредным для экономики, передает LB.ua.
"Оптовикам устанавливают маржу не менее 7%. А это значит, что заработок" Тедиса "не уменьшится, а, наоборот, увеличится, потому что сегодня его маржа составляет около 4%", - отмечает ексчиновниця.
Более того, эксперт не исключает, что "Тедис" может остаться единственным оптовиком.
"Эта норма фактически запрещает перепродажу сигарет между оптовиками, а значит цепь перепродажи на рынке будет выглядеть так: производитель - оптовик - розница. Этим единственным оптовиком может остаться «Тедис», у которого могут в очередной раз измениться владельцы, или место монополиста может занять новая компания, в которой маржа уже будет не 4%, а почти вдвое больше", - считает Загребельского.
Эксперт предполагает, что производители могут создавать собственных оптовых продавцов, но и в таком случае монопольное положение оптового рынка сохранится. По ее словам, независимо от формы монополии, в проигрыше будет розницу.
"Нет успешных мировых примеров, когда государственное регулирование на замену конкуренции приводило бы к долгосрочным положительным результатам. Конкуренция на рынке не восстанавливается за счет государственного регулирования маржи частного бизнеса", - заявляет Загребельского
По ее мнению, депутатам следует не заниматься регулированием рынков, а нужно запустить Антимонопольный комитет.
"Если парламент будет бороться с каждой монополией государственным регулированием маржи, то через небольшой промежуток времени мы можем вообще уничтожить рыночную экономику", - резюмирует Загребельского.
Напомним, что собранными по делу доказательствами подтверждено, что поведение этих компаний была согласованной, а результатом сотрудничества с единственным и общим для всех производителей дистрибьютором на рынке первичной продажи сигарет стало создание и поддержание искусственных барьеров, препятствовавших выхода на рынок других субъектов хозяйствования.