В Китае нашли зубы, свидетельствующие о гораздо раньшей миграции Homo sapiens чем считалось до сих пор

Фото: nature
На юге Китая ученые обнаружили зубы, принадлежащие людям, которые жили по меньшей мере 80 тыс лет назад. Это на 20 тыс лет раньше даты, которая считалась началом выхода Homo sapiens из Африки.

Результаты работы экспедиции опубликовали в журнале Nature.

До сих пор считалось, что современные люди впервые вышли из Африки 60 тыс лет назад. Это подтверждали археологические и генетические исследования.

Согласно этой теории, Homo Sapiens, которые жили в районе Африканского Рога, перешли Баб-эль-Мандебский пролив, воспользовавшись относительно низким уровнем Красного моря в то время.

Считается, что все люди, которые сейчас живут в мире, являются потомками этих переселенцев.

Во время раскопок в пещере Фуян в китайской провинции Даосянь нашли 47 человеческих зубов.

"Сразу было очевидно, что эти зубы принадлежали современному человеку. Нас удивил их возраст", - рассказала ВВС доктор Мария Мартинон-Торрес из Университетского колледжа Лондона.

"Все эти зубы находились в кальцитовом полу пещеры, которые герметизировали. Соответственно, зубы должны быть более старыми, чем этот слой. Над ним были сталагмиты, которые датируются 80 тысячами лет".

Это означает, что все, что было под сталагмитами, должно быть старше 80 тыс лет.

Найденные зубы могут иметь возраст 125 тыс лет, предполагают ученые.

Кроме того, окаменелости животных, которые были найдены вместе с зубами, являются типичными для позднего плейстоцена.

Остатки Homo sapiens, которым более 60 тыс лет, находили и раньше, например в пещерах Схул и Кафзех в Израиле. Но до сих пор считалось, что это примеры ранних миграций, которые закончились неудачно.

Но открытие столь древних остатков в Китае полностью меняет картину.

"Некоторые исследователи уже выдвигали теории относительно более раннего расселения людей", - рассказывает доктор Мартинон-Торрес.

"Надо понять, какая судьба этой миграционной волны. Нам следует узнать: закончилась она неудачно, и эти люди вымерли, или они стали предками более поздних людей", - говорит ученый.

"Возможно, мы действительно являемся потомками тех людей, которые вышли из Африки 60 тыс лет назад, но мы должны пересмотреть наши модели. Возможно, из Африки было несколько миграций", - считает Мартинон-Торрес.

Профессор Крис Стрингер из Лондонского музея естествознания говорит, что новое исследование может "изменить правила игры" в представлениях о распространении современных людей.

"Многие, в том числе и я, утверждали, что ранние миграции современных людей из Африки в Левант датируются примерно 120 тысячами лет назад, и, как указывают останки из пещер Схул и Кафзех, были только неудачными попытками, которые не распространились дальше Израилья", - говорит исследователь.

"Но большое количество образцов зубов с Даосянь выглядит несомненно современными по своей морфологии и размерам, и, судя по уран-ториевым методам датирования, им не менее 80 тыс лет. На первый взгляд, это подтверждает теорию раннего расселения людей, похожих на жителей пещер Схул и Кафзех, в районе южной Азии", - говорит ученый.

"Однако окаменелости с Даосянь больше похожи на зубы современных людей, чем на те, что нашли в пещерах Схул и Кафзех, которые имели более примитивные черты. Это означает, что либо среди популяции типа Схул-Кафзех в Азии произошла быстрая эволюция формирования зубов или зубы с Даосянь свидетельствуют о ранней миграции абсолютно другой популяции более современных людей", - объясняет профессор Стрингер.

Доктор Мартинон-Торрес говорит, что исследование может пролить свет на то, почему Homo sapiens попали в Европу только через 40 тыс лет.

Возможно, присутствие неандертальцев помешало Homo sapiens мигрировать в Западную Евразии - пока количество неандертальцев не начало сокращаться. Также возможно, что современные люди, которые появились в тропических регионах, были мало приспособлены к жизни в холодном европейском климате, в отличие от неандертальцев.

Мартинон-Торрес отмечает, что в то время как современные люди заселили более теплый юг Китая примерно 80 тыс лет назад, более холодные районы центрального и северного Китая заселяли более примитивные человеческие группы, которые могли быть азиатскими "родственниками" неандертальцев.