Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Трагедия MH17. Пассивность украинской власти в пользу агрессору

Трагедия MH17. Пассивность украинской власти в пользу агрессору
Фото: ВВС
17 июля 2014 года над селом Грабово Донецкой области был сбит пассажирский самолет "Malaysia Airlines", который шел из Амстердама в направлении Куала-Лумпура. На борту самолета "Боинг-777" было 283 пассажира и 15 членов экипажа. Среди пассажиров было 80 детей. В результате трагедии погиб весь экипаж и пассажиры самолета - 298 человек.

По количеству жертв эта авиакатастрофа стала самой масштабной за всю историю Украины и в целом в XXI веке, а не учитывая теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

В своем заявлении по поводу второй годовщины катастрофы Президент Украины Порошенко отметил, что Украина совместно с рядом европейских стран работает над разработкой механизма наказания всех причастных к этой трагедии.

- Я и в дальнейшем буду бороться за то, чтобы каждый преступник, виновный в сбитии самолета, понес заслуженное и неотвратимое наказание! Украина совместно с Австралией, Бельгией, Малайзией и Нидерландами активно работают над созданием международного механизма для привлечения к ответственности всех лиц, виновных в сбивании самолета, - написал Порошенко в Facebook.

В связи с годовщиной трагедии, Украина совместно со своими партнерами выступила в ООН с заявлением, в котором государства выразили обеспокоенность относительно актов насилия, представляющих угрозу безопасности международной гражданской авиации и напомнили требование Совета Безопасности ООН привлечь к ответственности виновных в этом инциденте.

О процессе внедрения международного механизма говорили еще в июле 2015 года, когда в соответствии с пунктом части первой статьи 106 Конституции Украины Президент Украины издал Указ о создании рабочей группы, которая и должна была заняться не механизмом, а именно привлечением к ответственности лиц, виновных в сбивании пассажирского самолета авиакомпании "Малазийские авиалинии".

За год до создания рабочей группы, руководитель департамента контрразведки СБУ Виталий Найда заявил, что СБУ практически точно установила место запуска ракеты, что поразила самолет "Боинг-777" Malaysia Airlines.

Начальник Главного следственного управления СБУ генерал-майор Василий Вовк заявил о существовании спутниковых снимков катастрофы малайзийского Boeing рейса MH17.

В июне 2015 года генерал-майор юстиции Василий Вовк был уволен с должности начальника Главного следственного управления, после того, как Президент Украины отправил в отставку главу службы Валентина Наливайченко.

Сам экс-глава Службы безопасности Украины В. Наливайченко 16 июня 2015 года отвечая на вопрос журналистки С. Кошкиной о ходе расследования дела заявил, что "наша (СБУ) принципиальная позиция, с которой мы выступили с первого дня в международных и украинских медиа: он был совершен российским военным экипажем на нашей территории. Российские профессионалы целились из Бук-М1, как мы понимаем, в российский самолет, а сбили малазийский Боинг. К сожалению, огромные потери ".

На основании информации украинских спецслужб 16 июля 2015 года Верховная Рада Украины приняла обращение к ООН о создании международного трибунала для судебного преследования ответственных за преступление, связанное со сбитым самолетом авиакомпании Malaysian Airlines рейса MH17 17 июля 2014 года.

В России сразу заявили, что создание трибунала ООН по расследованию катастрофы малайзийского самолета будет "преждевременным" и контрпродуктивным ".

- Никогда никаких трибуналов Совет Безопасности не создавал. Даже в хорошо известном деле Локерби Совет безопасности многократно обсуждал этот вопрос, но суд проходил в Нидерландах за шотландским законодательством, - прокомментировал тогда обращение ВРУ министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Для политического руководства Украины заявлений Лаврова и Путина о преждевременности и контрпродуктивность создания международного трибунала оказалось достаточно чтобы продемонстрировать "политику страуса" и заговорить о создании международных механизмов.

- Россия, злоупотребляя правом вето, заблокировала решение Совета Безопасности ООН о создании Международного трибунала для расследования сбивания МН17, что является косвенным и логическим доказательством ее причастности к преступлению, - написал в Facebook Президент Петр Порошенко.

На определенном этапе, эта пассивная позиция украинской власти превратится в международную проблему и тогда мы можем получить обвинения в духе - "правды хотят добиться только родственники погибших, а не страна, в небе которой произошла трагедия".

Между тем, родственники жертв сбитого в 2014 году на Донбассе Боинга не стали, как Порошенко искать косвенных доказательств причастности РФ к сбиванию самолета, а логично требуют компенсацию в $ 330 млн за моральный ущерб от России и лично Путина.

Соответствующий иск в Европейский суд по правам человека подала австралийская юридическая фирма LHD из Сиднея, сообщает Reuters. Отмечается, что коллективный иск был подан 9 мая 2016 года от имени 33 человек, среди которых граждане Австралии, Новой Зеландии и Малайзии. Согласно документу, РФ и Путин должны выплатить семьям погибших по $ 10 млн в качестве компенсации за каждого погибшего пассажира.

Верховный Представитель ЕС Федерика Могерини от имени Европейского Союза в связи со второй годовщиной аварии самолета рейса MH17 "Малазийских авиалиний" обнародовала заявление, в котором говорится следующее:

- Резолюция Совета Безопасности ООН 2166 требует, чтобы лица, прямо или косвенно ответственные за действия, которые привели к тому, что был сбит самолет, выполнявший рейс MH17, были привлечены к ответственности и предстали перед судом. Европейский Союз вновь заявляет, что полностью поддерживает работу Объединенной следственной группы и усилия, предпринимаемые заинтересованными странами по установлению эффективного механизма уголовного преследования. Государства, которые могут способствовать расследованию и уголовному преследованию виновных лиц, должны в полной мере сотрудничать в рамках которых ведется уголовное расследование.

Расследование теракта должна завершить именно украинская сторона. Ведущая роль в расследовании принадлежит именно Украине, и в СБУ находится колоссальный массив информации. Большая часть материалов уже рассекречена и передана международной следственной комиссии. Сейчас нужно легализовать материалы, котоые добывались украинскими специальными службами путем засекреченных оперативных действий (прослушка, перехват радиоэфира и т.д.).

На основании этих документов, Украина должна подготовить и провести публичный процесс над виновниками трагедии - Гиркиним и его кремлевскими кукловодами. Такой подход позволит в украинском суде доказать вину и вынести приговор непосредственным исполнителям - кадровым военным РФ и их приспешникам из числа российских наемников и местных муртадов.

К сожалению, вынужден констатировать, что вместо демонстрации решительной позиции украинская власть прячет голову в песок и боится найти и сказать правду об истинных заказчиках трагедии, которая имела место в небе над Донбассом.

Вместе с тем, трагедия с малайзийским Боингом наглядно продемонстрировала, что воздушное пространство является нашей ахиллесовой пятой. Необходимо ставить вопрос перед нашими западными партнерами о том, чтобы в случае российской агрессии с воздуха или повторения атак на воздушные суда наши международные партнеры (прежде всего НАТО), обеспечили безопасность европейского воздушного пространства и закрыли небо над Украиной.

Необходимо на международном уровне поставить вопрос о том, что Крым, временно оккупированные районы Донбасса и аннексированные участки Черного и Азовского морей должны стать "бесполетной зонами". Речь идет о фактической воздушной блокаде этих территорий. Санкции должны применяться не только к компаниям, которые будут нарушать этот режим, но и к странам, с территории которых происходят несанкционированные Украиной полеты.

 

Дмитрий Снегирев, сопредседатель ГИ "Правое Дело"