Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Секретарем СНБО должен стать Цербер с кожей носорога, - Марчук

Секретарем СНБО должен стать Цербер с кожей носорога, - Марчук
Евгений Марчук. Фото: Андрей Поликовский / iPress.ua
Бывший министр обороны и экс-секретарь СНБО Евгений Марчук убежден, что в условиях российской агрессии против Украины механизм и полномочия Совета национальной безопасности и обороны должны быть применены в полную силу.

Внимательно ознакомился с последним решением СНБО и Указом Президента Украины по введению его в действие.(http://www.president.gov.ua/documents/18396.html)

На мой взгляд, решение охватывает наиболее актуальные проблемы, требующие скорейшего решения. Одним словом, решение правильное, хорошее и актуальное. Хочется пожелать скорейшего его выполнения. Вместе с тем считаю, что в этом решении пропущено очень важную составляющую.

Стоило рассмотреть и включить в решение СНБО реализацию комплекса общегосударственных мер информационной защиты всего Донецкого региона от информационной агрессии России на весь регион и на всю Украину в целом.

Россия включила информационную агрессию как составную часть военно-политической спецоперации против Украины. Это является очевидным для всех. И достигла в этом немалых "успехов". Для украинской власти здесь есть много сложных проблем, которые нужно немедленно решать на уровне СНБО. Это и организационно-технические, финансово-экономические и международно-правовые и военные, и кадровые составляющие решения этой очень важной проблемы. Они совсем не касаются сферы свободы слова и цензуры. Проблемы совсем другого характера. Я убежден, что этот вопрос достоин отдельного рассмотрения на СНБО и принятия комплексных решений.

ЧИТАЙТЕ: Политического решения конфликта в Донбассе нет. Мы либо должны отказаться от этой территории, либо воевать за нее дальше, - Яременко

Есть и еще один, на мой взгляд, ключевой вопрос. Как бывший Секретарь СНБО, я смотрю на пункт №2 Указа Президента (2. Контроль за выполнением решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенного в действие этим Указом, возложить на Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.) Пункт правильный, именно так предусмотрено Законом Украины о СНБО. Поскольку я знаю на практике что это такое, возникает вопрос, а где тот Секретарь СНБО, который должен все это контролировать. Андрей Парубий уволен с должности Секретаря и выведен из состава СНБО еще 18 августа этого года. То есть прошло почти 3 месяца как нет Секретаря СНБО. Кое-кто думает, что от этой должности мало что зависит, ведь главой СНБО является Президент и этого достаточно. Это серьезная ошибка. Убежден. Смотрим Закон о СНБО и читаем ту часть, которая касается Секретаря СНБО. И мы видим, что одной из главных функций и полномочий Секретаря СНБО, является контроль за выполнением решений СНБО. У него есть и другие важные функции, особенно в такой период (гляньте текст), но самая важная это к о н т р о л ь (!) . Можно принять самое прекрасное и самое разумное решение, но без действенного контроля за их выполнением цена таких решений может быть нулевая. А так как большинство таких решений это сфера Правительства, Секретарь СНБО должен быть квалифицированным цербером с кожей носорога, чтобы эффективно конролировать своевременное выполнение таких решений. Знаю это из собственного опыта. Если делать это добросовестно, то обязательно испортишь отношения с руководством Правительства и с ведущими министерствами. Видимо, кое-кто помнит, какие были нервные выпады против меня как Секретаря СНБО и Премьера В. Ющенко, и Вице-Премьера Ю. Тимошенко и некоторых министров. Причина была только в этом. И почти подобное было и с другими секретарями СНБО, в том числе и с Президентом Порошенко П.А., когда он был Секретарем СНБО. Такова природа этой должности. Поэтому меня удивляет, почему такой эффективный механизм координации и контроля деятельности всех органов исполнительной и местной власти в такой критический период не задействован на полную силу.

Администрация Президента никогда не сможет его заменить. У нее очень много других важных задач. Кроме того, Секретарь СНБО имеет определенные Законом государственные полномочия (см. еще раз текст), чего не имеет никто в АП. Кроме того СНБО - это конституционный орган, которым АП не является. Одним словом, решение СНБО хорошее и сердитое, но если церберного контроля за его выполнением не будет, эффект будет низкий. К сожалению.

ЧИТАЙТЕ: Как одолеть Систему, или Способна ли Украина реформироваться?

Что касается стратегического анализа и стратегического планирования, предусмотренного настоящим Решением, думаю тут большой мудрости не надо. Вопрос, действительно, экстраординарной значимости и актуальности. Видно, что здесь серьезные провалы. Думаю, и причины долго не надо искать. Есть государственное научное учреждение, которое финансируется из государственного бюджета - Национальный институт стратегических исследований - это его основная работа. На сайте Института читаем. "Указом Президента Украины №1158/2002 от 16 декабря 2002 года Институт подчинен Президенту Украины, что определено базовым научно-исследовательским учреждением аналитико-прогнозного сопровождения деятельности Президента Украины (!). Организационная структура Национального института стратегических исследований:
- дирекция;
- советники директора;
- советники при дирекции;
- научные подразделения;
- вспомогательные подразделения;
- функциональные подразделения;
- региональные филиалы в н.н. Днепропетровске, Львове, Ужгороде, Одессе.

По состоянию на октябрь 2014 года в составе головного Института (г. Киев) насчитывается 15 научных подразделений. Одной из задач Института является научное сопровождение осуществления Президентом Украины, Советом национальной безопасности и обороны Украины полномочий в сфере национальной безопасности Украины; Специалисты Института привлекаются в состав совещательных органов, образуемых при Президенте Украины, официальных делегаций Украины, межведомственных и ведомственных, правительственных и других комиссий и рабочих групп. Институт поддерживает и развивает научное сотрудничество со многими отечественными и зарубежными научными и исследовательскими центрами". Смотрим далее структуру

ЧИТАЙТЕ: Каждому своя война

Институт: "2. Отдел региональной безопасности и сотрудничества на постсоветском пространстве:

2.1. Сектор сотрудничества с Россией и странами СНГ;

2.2. Сектор трансграничного сотрудничества.

3. Отдел стратегии развития национальной безопасности:

3.1. Сектор модернизации системы национальной безопасности;

3.2. Сектор безопасности стратегий.

4. Отдел военно-технической политики:

4.1. Сектор военно-технического сотрудничества;

4.2. Сектор военной политики.

5. Отдел оборонно-промышленного комплекса.

6. Отдел реформирования сектора безопасности и обороны:

6.1. Сектор государственной безопасности;

6.2. Сектор реформирования ВСУ." Как говорят, что еще надо. Не будем дальше цитировать сайт Института. Теперь заходим на Веб-страницу СНБО и смотрим, что должны делать соответствующие департаменты аппарата СНБО согласно утвержденного положения:

"4) готовит на основе Стратегии национальной безопасности Украины для рассмотрения Советом предложения по Стратегии военной безопасности, уточнения, в случае необходимости, положений Военной доктрины Украины, задач Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, проектов концепций и программ их развития и других документов по вопросам национальной безопасности и обороны;

5) участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов, международных договоров и других документов по вопросам национальной безопасности и обороны;

6) готовит в установленном порядке заключения по проектам нормативно-правовых актов по вопросам национальной безопасности и обороны;

7) изучает и анализирует деятельность Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных согласно законам Украины, их готовность к выполнению возложенных на них задач, осуществление правоохранительными органами мероприятий по профилактике и борьбе с преступностью;

8) анализирует состояние обеспечения национальной безопасности, в частности относительно материальных, финансовых, кадровых, организационных аспектов, готовит соответствующие предложения;

9) разрабатывает предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности и организации обороны, образования, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти в этой сфере;

10) анализирует состояние выполнения законодательства по вопросам национальной безопасности и обороны, готовит предложения по его совершенствованию;". Не буду дальше мучить читателей цитированием. Ими я хотел подтвердить простой тезис. Не нужно придумывать велосипед для стратегической езды. Нужно просто грамотно задействовать уже то, что есть в государстве и исправно финансируется государством. Одним словом, Решение СНБО стоит всячески поддержать. Извините за большие цитаты, но я считал, что они необходимы для людей, которые серьезно интересуются механизмом научно-аналитического и информационного обеспечения национальной безопасности.

Источник: facebook.com/marchuk.yevgen