Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Как переустроить Донбасс

Как переустроить Донбасс
Фото: tyzhden.ua
Как закрепить мир на Донбассе после прекращения огня? Александр Крамар в журнале "Неделя" пишет о плане "умиротворения" региона, который заключается в переделе административных границ нескольких областей.

После инаугурации новоизбранный президент Петр Порошенко анонсировал готовность к уступкам «населению Донбасса», в целом идут в русле российских требований и должны заключаться в особом статусе русского языка и замене назначенных центральной властью глав местных администраций (как районных, так и областных) на выбранные советами соответствующих уровней исполнительные комитеты. Причем все эти изменения должны происходить после их переизбрания на досрочных выборах.

В нынешних условиях значительной есть угроза, что на таких гонках победу одержит в лучшем случае умеренное крыло сепаратистов. По меньшей мере во всех тех районах и городах областного подчинения, которые и сейчас не контролирует центральная власть, потому что их жители в большинстве своем лояльные к террористов. 90% граждан здесь традиционно голосовали если не за ПР, то за КПУ, ПСПУ Витренко или другие якобы оппозиционные, но при этом пророссийские проекты. Нынешние социологические опросы также зафиксировали антиукраинское большинство в виде сторонников или отделение от государства, или федерализации (что в их представлении так же является максимальным дистанцированием от ее остальных). Сторонников двух названных вариантов изменения статуса региона, по данным социологов, на Донбассе в марте - апреле было более 80% среди всех опрошенных. Проукраинская меньшинство здесь, конечно, есть, правда, ограничена теми 5-10%, которые традиционно поддерживали демократические проевропейские силы, однако никогда не определяли политических настроений края.

Можно искать и находить причины такого положения: специфический этнический состав населения, большинство которого в городах областного подчинения как в Донецкой, так и Луганской области составляют или россияне, или украинско-российские «метисы», что имеют русскую культурно-идентификационной основу и воспринимают нашу страну как вариацию России; информационное гетто, которое особенно четко сказывалось на Донбассе во все годы независимости, повышенное влияние российских и местных промосковских, автономистских («донбасских») по своей сути СМИ; порождена воздействием этих факторов упрямая поддержка большинством населения режима Януковича, неприятие Євромайдану и его последствий и т.д. Так же очевидно, что центральная власть (и экс-президент Кучма и другие бывшие руководители это публично признают) все 23 года даже не ставила целью усиления присутствия Украинского государства в регионе ни в информационно-пропагандистском, ни в кадровом плане. Очевидно, вполне ошибочно надеясь, что такой подход поможет избежать сепаратистских настроений, хотя на самом деле он им только способствовал.

И какими бы ни были причины, они не меняют ситуации в регионе. Поэтому, готовясь в этих условиях очередной раз признать за Донбассом право на фактически отдельное от остального жизни страны, лишь формально в ее составе (а именно об этом свидетельствуют инициативы новоизбранного президента), надо хотя бы принять меры, которые позволили бы вывести из-под контроля местных сепаратистских кругов те части Донецкой и Луганской областей, в свое время вполне искусственно были включены в их состав и еще могут быть сохранены как в целом украинские территории.

Такой разный «Донбасс»

Современный Донбасс сейчас делится на несколько четко различимых микрорегионов. Так, приняли участие в президентских выборах 25 мая и лояльно относятся к силам АТО большинство жителей северной (слобожанской) части Луганщины, что включает в себя 10 районов, лояльное к силам АТО населения прилегающих к ним районов Донецкой области: Краснолиманского, Славянского и Александровского (последний также принял участие в выборах). Похожая ситуация в западных Добропольском, Красноармейском и Великоновоселковском районах с горсоветами областного подчинения Доброполье, Красноармейска, Димитрова (размещены внутри названных районов), где также состоялись выборы 25 мая. Как известно, прошло голосование, хотя и наблюдается определенная активность банд террористов, также в Приазовье, к которому относится город Мариуполь и ряд прилегающих районов (Первомайский, Володарский, Новоазовский, Тельмановский, Волновахский).

ЧИТАЙТЕ: Донецкий сепаратизм: все очень непросто

В то же время некоторые части этих областей центральная власть преимущественно не контролирует. Это Артемовский и Константиновский районы Донбасса и Попаснянский - Луганщины, которые напоминают северные, однако со своей особенностью: на их территории имеются многочисленные анклавы со средними и крупными городами, где жители лояльны к сепаратистов. Речь о горсовета Артемовска, Краматорска, Дружковки, Константиновки, Северодонецка, Лисичанска и Рубежного, которые имеют в 5-10 раз больше населения, чем близлежащие сельские украиноязычные районы.

Худшие дела у наших силовиков и одновременно самая большая поддержка сепаратистов населением, милицией, местной администрацией наблюдается в остальных Донецкой области (преимущественно это горсовета, что слились в одну сплошную промышленную агломерацию: Донецкая, Енакиевская, Горловская, Шахтерская, Дзержинска, а также Ясиноватский, Марьинский, Старобешевский, Амвросиевский и Шахтерский районы). Аналогичная ситуация в южной части Луганской области (опять же, это преимущественно горсовета, которые объединяют поселка горняков, а также районы Луганской области на правом берегу Северского Донца и Станично-Луганский на левом). Сообщения оттуда красноречиво свидетельствуют, что украинские силовики чувствуют себя там как на вражеской территории, с трудом удерживают лишь отдельные важные объекты и часть пограничных пунктов пропуска.

ЧИТАЙТЕ: Почему русская весна в Украине превратилась в российскую слякоть

В общем в не контролируемой украинским правительством части Донецкой области проживает около 3 млн человек (без учета окруженного Славянская), Луганщины - 1,9 млн. Площадь таких земель в пределах последней составляет 11,7 тыс. км2 (43,9% области), Донецкой - 13,4 тыс. км2 (50,6%). В двух областях Киев контролирует 28 тыс. км2 (52,7%), сепаратисты - 25,1 тыс. км2 (47,3%). Однако на территории, где они чувствуют себя хозяевами, приходится 74% жителей (4,9 млн с 6,6 млн), а на те, которые удерживает центральная власть, - 16,6% (1,1 млн), в условно контролируемом Киевом Мариуполе проживает 0,5 млн (7,6%). Еще более 0,1 млн - в окруженном силовиками Славянске.

Несмотря на то что за территориальную целостность Украины высказывается немало русскоязычных жителей Донбасса, все-таки наблюдается очевидная закономерность. На территориях, где не произошло выборов и которые фактически не контролирует центральная власть, доля граждан, которые во время переписи 2001 года назвали родным языком украинский, составляет едва ли 20%, а процент тех, что признали такой русский, больший, чем в Крыму. Зато в районах на севере Луганской и Донецкой областей, подконтрольных правительству, где выборы прошли с наивысшей для региона явкой и где наблюдается значительная поддержка сил АТО среди местного населения, доля жителей, которые во время того самого переписи назвали своим родным украинский, наоборот, превышает 80%.

Контуры нового админделению

Таким образом, критическая ситуация, сложившаяся на Донбассе протяжении последних месяцев, показала все внутренние различия между отдельными территориями, а также искусственность административного деления, введенного еще сталинских времен. Он основывался на привязке территории УССР до больших городов, которые должны были стать их административными центрами и одновременно опорными пунктами Москвы на украинской территории. При этом игнорировали, а то и сознательно пытались уничтожить исторические, етнолінгвістичні и социально-экономические особенности.

Основой созданной в 1932 году «большой» Донецкой области (с которой потом выделили современную Луганске) стали районы специфической шахтарсько-поселкового промышленной урбанизации в местах добычи каменного угля (центральная полоса современных Донбасса и Луганщины), среди населения которых традиционно очень велика была доля русскоязычных переселенцев из других регионов царской империи/СССР. Однако эти земли охватывали менее чем половину пространства «большой» Донецкой области и были «дополнены» за счет двух прилегающих территорий.

С одной стороны, к ним доточили преимущественно аграрные украиноязычные северные районы (современная север Луганщины, несколько районов Донетчины неподалеку Славянская), что исторически всегда были частью украинской Слобожанщины (а позже созданной на ее территории Харьковской губернии). С другой - также аграрные районы Приазовья на юге, что исторически имели этнически пестрое население (здесь концентрировалась многочисленная община так называемых приазовских греков, центром которых был Мариуполь). В результате советской национальной политики русский как «язык межнационального общения» стала основной для греков, а строительство крупных промкомбинатов в Мариуполе и связанное с ним переселения жителей Центральной России превратили когда-аграрный юг Донетчины преимущественно русскоязычный регион. В то же время ячейками русификации на аграрной севере Донецкой области стали новые индустриальные анклавы - центры тяжелого машиностроения Славянск, Краматорск, Дружковка. Именно они сейчас стали опорными пунктами террористов, хоть украиноязычная большинство населения окрестных сельских районов - Александровского, Краснолиманского, Славянского - преимущественно лояльно относится к силам АТО.

При существующих демографических пропорциях между различными составляющими Донбасса в его нынешнем виде нет оснований сомневаться, что по результатам проведенных сейчас досрочных местных выборов и внедрения предлагаемой Петром Порошенко реформы самоуправления как раз более или менее сепаратистски настроенные политики получат всю полноту власти в крае. А затем превратят русский на единую официальную для всей подчиненной им территории, дискримінуватимуть украиноязычное населения не меньше, чем это делается сейчас в Крыму, и окончательно сведут пребывания Донбасса в составе Украины к формальности, что создаст предпосылки для его выхода из состава государства за первого удобного поводу (как нежелательные для Москвы изменения во внутренней или внешней политике). После обещанного Порошенко «плана вмиротворення» в Киев фактически не останется механизмов, а тем более политической воли, чтобы этому противодействоват

Поэтому в условиях, когда «вмиротворення» Донбасса если не де-юре, то де-факто будет предусматривать автономный статус, административно-территориальный передел просто необходим. Ведь оставить в этих условиях районы, вполне лояльные Киева, под контролем сил, которые будут опираться на поддержку антиукраинского большинства жителей Центрального Донбасса, значит и передать их под контроль сепаратистов.
Прежде всего в состав Харьковской области уместно было бы включить десять слобожанских районов Луганской (включая Новоайдарським) и три Донецкой (Краснолиманский, Александровский и Славянский районы, а также города областного подчинения Красный Лиман и, после освобождения от террористов, Славянск). В случае последних целесообразность такого шага определяется еще и необходимостью вывести из состава неопределенного Донбасса и сосредоточить в пределах одной области основную часть Юзовской площади сланцевого газа (сейчас она разделена между названными тремя районами севера Донетчины и соседними - Харьковщины в окрестностях Изюма). Ведь с успешностью ее разработки компанией Shell связаны перспективы усиления энергетической независимости Украины от Москвы. Территории Донецкой и Луганской областей, которые могли бы отойти в Харьковской, охватывают 18,5 тыс. км2 и имеют 431 тыс. жителей (со Славянском - 577 тыс.).

В то же время следует определиться с западными и южными районами Донбасса. Первые (Добропольский, Красноармейский и, возможно, Великоновоселковский), которые так же имеют украиноязычную большинство и сравнительно лояльное отношение к центральной власти и в которых 25 мая беспрепятственно прошли президентские гонки, могли бы быть включены в состав Днепропетровской области (280 тыс. жителей и 4,35 тыс. км2). Вторые (Мариуполь и прилегающие четыре-пять районов, в которых 25 мая удалось провести выборы и которые, хоть и в меньшей степени по сравнению с северными и западными, все-таки контролируемые силами АТО) можно было бы выделить в новую область. Она была бы не намного меньше Черновицкую: 6,35 тыс. км2 с 680 тыс. жителей.

Остальные Донбасса, состоящий из собственно угледобывающего бассейна и имеет наименее лояльное Украины населения, где так и не удалось провести выборы 25 мая, можно административно объединить в одну область. Она после ожидаемой реформы местного управления и проведения досрочных выборов если не де-юре, то де-факто имела бы особый статус региона, проблемного с точки зрения интегрированности в организм единой Украины, и должна была бы стать объектом особой политики центральной власти. В случае сохранения Приазовья в своем составе новая Область имела бы территорию 31,4 тыс. км2 и население 5,6 млн, без него - в соответствии 24,75 тыс. км2 и 4,9 млн жителей.

Возможно, все-таки лучше признать реальность и адекватно реагировать на нее, чем и в дальнейшем недооценивать угрозы остальных районов Донецкой и Луганской областей и юго-восточным регионам в целом, происходящие от контролируемых сепаратистами (военным крылом сейчас или политическим после вероятных досрочных выборов, небольшая разница) территорий Донбасса. Ведь очевидно, что Путину этот край не нужен как таковой, а именно как плацдарм для распространения сепаратизма на другие южные и восточные земли Украины.

Источник: Тиждень.иа