Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Школьное патриотическое воспитание вдоль линии разграничения: герои Украины против "героев Донецкой обл."

Школьное патриотическое воспитание вдоль линии разграничения: герои Украины против "героев Донецкой обл."
На стене донецкой 58-й школы недавно открыли мемориальную доску выпускнику Олегу Гришину, погибшему на Саур-Могиле в бою с украинской армией. Теперь эта школа имеет статус "геройской".

Патриотического воспитания у нас раньше не было. Оно существовало только на бумаге, - рассказывает Сергей. Он работает учителем в школе №1 города Славянска. 14 октября ученики отметили новый для них праздник: День защитника Украины. В школу пригласили украинских бойцов, ученики охотно делали для защитников обереги, картины ... Каждый второй школьник носит на запястье сине-желтую ленту - по собственной воле, без принуждения.

Иную картину увидел в Станице Луганской волонтер Тарас Белоус: "Старшеклассники рассказали нам, что на уроках защиты Отечества их заставляют петь украинский гимн, учить наизусть устав украинской армии. Девушка, которая об этом рассказывала, имела на руке сине-желтую ленту, но надо было слышать, сколько сарказма было в ее голосе: "нас там учат быть патриотами!"». Скептически к идее школьного патриотического воспитания в прифронтовом городе относятся и ученики, и их родители. Учителя же подходят к образовательной новации формально. "В одной из школ на меня напала учительница истории. Она хотела, чтобы я организовал какое-то мероприятие для учащихся, - рассказывает Тарас об одной из поездок в Станицу. - Только потом я понял причину: районо требует от них отчетов о "патриотическом воспитании", вот она и решила использовать меня. Неважно, какое именно мероприятие, чтобы можно было отчитаться".

В тоже время за линией разграничения воспитывают своих патриотов. На стене донецкой 58-й школы недавно открыли мемориальную доску выпускнику Олегу Гришину, погибшему на Саур-Могиле в бою с украинской армией. Теперь эта школа имеет статус "геройской".

Нарисованный на стене макеевской школы сине-желтый флаг администрация закрыла плакатами. В классах висят преимущественно открытки о родной области, и ни в одном кабинете не найдешь символики самопровозглашенной республики. О важности патриотического воспитания говорят теми же словами.

- Уверен, что, учитывая последние события как в Украине, так и в ДНР, национально-патриотическому воспитанию сейчас отводится одно из главных мест, - рассуждает макеевский учитель Ярослав. - Ведь очень важно то, насколько сильно мы прививаем молодому поколению чувство любви к своему народу, родине, чувство ответственности за свое будущее. Именно поэтому наша власть разработала концепцию патриотического воспитания.

По словам учительницы Ольги из Макеевки, концепция воспитания, утвержденная оккупационными властями, почти не отличается от довоенной: "Те же методы, принципы, направления. Разница только в том, что теперь мы воспитываем патриотов Донецкого края. Мне нравится то, что нет особого акцента на республике". В школах теперь преподают историю Донетчины, открывают краеведческие кружки. В краеведческом музее донецкой школы 4 заменили таблички «герой Украины» на «герой Донецкой области».

Один из лейтмотивов патриотического воспитания - культурные и исторические связи с Россией. Уже не раз школы на оккупированной территории приобщались к общероссийским праздничным акциям, посвященным выдающимся историческим датам. Как и на свободной территории, в школах оккупированной части Донецкой области, проводят встречи с ветеранами - участниками вооруженных формирований, воюющих против Украины.

Формировать гражданское сознание юных жителей оккупированной части Донетчины взялись общественные организации. Одна из них, «Молодая республика», проводит постоянные лекции в школах. "Особое внимание мы уделяем борьбе за независимость Донбасса, - рассказывает Марта, пресс-секретарь организации. - Показывая свою гражданскую позицию и поддерживая идеи православного мира, члены нашей организации делают все, чтобы сохранить историческое и культурное наследие нашей родины". Особый акцент "Молодая республика" делает на Великой отечественной войне, проводя параллели между тогдашними и нынешними событиями.

Выступая в школах, активисты "Молодой республики" активно привлекают молодежь в ряды организации. Мотивируют новобранцев не только идеологией, но и бонусами - скидками на услуги спортивных клубов, салонов красоты, кафе и кальянных. Вступивших в "Молодую республику", привлекают к созданию "Музея славы", который должен соединить историю войны 1941-45 годов и нынешней.

Еще один лейтмотив - спорт. Здесь постоянно проводятся "республиканские соревнования", а спортсмены, которые принимают участие в вооруженной борьбе на стороне самопровозглашенной республики, провозглашены героями. Весной в Макеевке организовали "турнир по русскому жиму", посвященный Роману Пчельникову. Еще до войны он открыл в поселке шахты №23 спортивный зал "Самсон", а когда началась война, вызвался добровольцем в батальон "Восток". В рядах которого и погиб в конце 2014 года, штурмуя Донецкий аэропорт.

Со спортивных городских соревнований, посвященных Дню Защитника Украины, вернулись ученики "Школы добра" в Марто-Ивановке на Кировоградщине.

Раньше детям были безразличны подобные мероприятия, и патриотизм в целом, - констатирует учительница Марина. - Я работаю в школе пятнадцать лет. И еще несколько лет назад было невозможно заставить детей одеть на праздник вышиванку. Для этого надо было проводить специальные беседы с родителями. А сейчас и напоминать не нужно: ребята порой и в будни приходят в костюмах и вышиванках. Теперь это модно".

По словам учительницы, ранее ученики часто прогуливали уроки "Защиты Отечества", а теперь пропусков почти нет. «И главное, что это их собственная инициатива. Они идут на контакт, свободно говорят на проблемные темы, живо дискутируют. Они больше не стесняются быть патриотами», - комментирует Марина.

Война наложила свой ​​отпечаток: сейчас мы с детьми больше говорим, проводим больше акций, - рассказывает Нина, учительница из города Перемышляны на Львовщине. - Если раньше слова «патриот» и «Родина» были формальными, сейчас дети воспринимают их более серьезно и эмоционально. Ученики между собой говорят о серьезных вещах.

По ее словам, даже если бы новая концепция патриотического воспитания не была введена, учителя сами начали бы применять новые подходы, ведь изменения назрели. В Лановцах на Тернопольщине средства, вырученные на нынешней школьной ярмарке, передали семьям бойцов, воюющих на Донбассе. Учителя единодушны в том, что дети изменили свое отношение к патриотизму, Украине и ее защитникам, и вещи, которые ранее воспринимались как формальные, становятся для них святыми. Но смогут ли они найти общий язык со сверстниками из-за линии фронта, когда закончится война?

Диана Колодяжна