Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

События в Дебальцево - это повторение сценария, который состоялся в Донецком аэропорту, - волонтер Юрий Бондарь

Ярослав Іваночко
События в Дебальцево - это повторение сценария, который состоялся в Донецком аэропорту, - волонтер Юрий Бондарь
Юрий Бондар. Фото: facebook
Юрий Бондарь (позывной "Шаман") на войне с апреля прошлого года. Сначала он помогал военным, собирая деньги, покупая те или другие нужные вещи. Впоследствии переквалифицировался в волонтера-медика и перебрался из тыла на передовую. Сегодня Юрий Бондарь работает в самом известном на фронте фонде "Хоттабыч". Этот фонд занимается спасением военных просто на поле боя. Волонтеры закупили медицинские автомобили, нашли парамедиков и уже несколько месяцев работают на передовой - там, где даже не все военные при полном вооружении решаются зайти.

Сейчас Юрий Бондарь находится в Дебальцево, где происходит эвакуация украинских войск. В интервью iPress.ua Юрий Бондарь рассказал о ситуации в городе.

Какова сейчас ситуация в районе Дебальцево?

Назвать это выводом войск трудно. Происходит черт знает что. Люди не организованы, не знают куда идти и что делать. Одни идут своим ходом - пешком, другие на транспорте пытались прорываться. Статистика показывает, что из трех транспортов прорывался максимум один. Остальное по дороге было подбито или сожжено. Происходит хаос. Часть смогла пробиться, остальные остаются в городе.

То есть анонсированного "зеленого коридора" не было?

Абсолютно. Никакого "зеленого коридора". Люди выходят полевыми дорогами, где еще более-менее спокойнее. Хотя я бы не сказал, что там настолько спокойно. Активного прикрытия, которое должно было бы быть, чтобы войска могли безопасно выйти, тоже не было.


Выход украинских войск из Дебальцево. Фото: Константин Реуцкий/facebook.com

Вы владеете информацией о количестве погибших и пленных украинских военных?

Информация о погибших есть. Их есть много. Но какое количество - говорить не берусь, потому что неуверен. Какое-то количество людей попало в плен, но кто и сколько - тоже не готов сказать. Мы смогли собрать людей с полей, тех, кто шел своим ходом, снимали с брони раненых и доставляли в Артемовскую больницу.

По вашему мнению, какова причина такого хаотичного ухода? Семен Семенченко, например, считает, что проблема в командовании и плохой координации войск.

Дело даже не в командовании. У меня сложилось впечатление, что люди приезжали и не понимали, где они в принципе находятся. Сначала работали одни подразделения. Те подразделения, которые немного знают местность, пути, которыми можно наступать и отступать, попали в оперативное окружение. Командование прислало помощь, которая якобы должна им помочь, но люди даже теоретически не понимали, где, что находится, куда можно ехать, а куда нет. Много подразделений, которые между собой не координируются, не имеют между собой связи. Происходит абсурд. Не было даже связи с той территорией, которая от нас отрезана.

То котел все же был?

Трудно это назвать котлом. Этого стоило ожидать. Первый сигнал был тогда, когда был бой в Углегорске. Мы тогда об этом говорили, пытались донести, что уже когда со стороны Углегорска начали давить сюда, то мало что осталось чтобы отрезать дорогу и начать работать по всем направлениям, оттеснять наши позиции. Но к тому отнеслись нехотя и получили то, что мы сейчас имеем.

Против украинских войск воюют российские войска или так называемые "ополченцы"?

Это регулярные войска России, которые очень хорошо подготовлены. Я неоднократно имел возможность наблюдать как они работают. Если, например, из 10 выстрелов нашей артиллерии в цель попадает 2-3, то у русских наоборот - из 10 выстрелов в цель попадает девять.


Фото: Министерство обороны Украины

Вопрос, который возникает у каждого, кто следит за ситуацией возле Дебальцево: для чего было так прочно удерживать этот город, чтобы сейчас его сдать?

Еще с августа прошлого года были разговоры о том, что на дебальцевском направлении может быть котел. Но никто не развернул ситуацию и не подумал в более положительную сторону. Если посмотреть на карту прагматично, то можно увидеть как котел, так и клин, которым можно было разрезать территорию и разделить Луганскую и Донецкую области. Этим клином можно было распылять и брать вражеские войска в оперативное окружение. Но почему-то тянулась резина, были какие-то потуги - зашли, заняли позиции, выбили и закрепились. Даже Углегорск держали с Никишино и Фащевкой. А дальше все начало сходить на ноль. И теперь получили такую картину - не доработали, с нашей стороны активные действия прекратились и получали то, что от них прилетало. Ничего не делали, вперед не шли.

Почему?

Из того, что я слышал и видел, у нас все сводилось к тому, что мы "наблюдаем, считаем количество нарушений о прекращении перемирия, если есть явная угроза, открываем ответный огонь". Начиная с сентября, военную технику из Дебальцево понемногу уводили, оставляя минимум. Было явно понятно, что в случае каких-то активных действий врага, нечем противостоять.


Фото: Piotr Andrusieczko/facebook.com

Вы верите в то, что, получив Дебальцево, враг остановится и не пойдет дальше?

Нет. Я могу привести очень простую аналогию. То, что сейчас происходит с Дебальцево полностью совпадает с тем сценарием, который состоялся в Донецком аэропорту. Мы до поры до времени держали позицию, отстреливались, огрызались. А потом, когда люди начали говорить о том, что пора принимать какие-то решения по ДАПу, предпринимать активные действия - или мы идем дальше, или усиливаем свои позиции, а у нас сопли жевались.

Соотношение сил также изменилось в районе аэропорта.

Собственно, да. Люди об этом говорили. Когда пошла активная фаза штурма, когда российские войска пошли в наступление и мы поняли, что удержать аэропорт мы уже не сможем, потому что нечем, двери закрылись и начался аврал. Выйти мы не можем, потому что сепаратисты заняли стратегические позиции. И мы понимаем, что каждой группой, которую мы посылаем, чтобы спасти бойцов в аэропорту, мы лишь приумножаем наши потери и с героизмом говорим: "Смотрите, мы сделали что-то полезное". Хотя всего этого можно было предотвратить.

С чего все началось? Я знаю, что вы на войне еще с весны прошлого года. Кем были в мирной жизни?

Я в свое время служил, занимался бизнесом. Мы начали с того, что собирали помощь, средства, покупали форму, оборудование и возили на фронт. Первые медицинские машины мы купили в Польше, перевезли во Львов, а со Львова доставили в Артемовск. Возникла проблема: машины есть, а работать на них некому. Не хватает рук - парамедиков, водителей. Я закрепился на второй машине. Познакомился с Ильей Лысенко ("Хоттабычем").

А сколько вас работает в службе "Хоттабыча"?

Сейчас работает три экипажа. Завтра приедет еще один. Один автомобиль в ремонте, еще один в пути из Европы. Все зависит от времени и обстоятельств.


Фото: facebook/Юрий Бондарь

Считали то, сколько жизней спасли?

Не всегда это удается. С недавнего времени мы ввело правило вести в каждой машине бортовой журнал, где записываем кого мы забрали, откуда, какая это воинская часть, какое ранение, фамилия раненого. У меня по этому журналу есть около 100 человек. Если учесть события, которые происходили в аэропорту, когда через наши руки прошли бойцы из "Правого сектора", 90-го батальона, то за шесть суток мы вывезли более 150 человек. Если оценить в целом, то мы перейдем в две, а может и три тысячи человек.

Вас не смущает то, что вы выполняете работу, которую должно было бы делать государство и даже какой-то помощи за это не получаете?

Не смущает и не удивляет. Учитывая то, сколько мы уже делаем эту работу, от государства мы не получили ничего. Я не про материальные какие-то вещи для себя говорю, а о том, чтобы помочь нам делать ту работу, которую в принципе должно было бы делать государство. Ситуация абсурдная. Мы просим, чтобы нам на наши автомобили дали военных медиков, которые имеют обязанность быть на передовой. Ни одного военного медика до сих пор у нас нет. Поэтому у нас медики-волонтеры, иногда берем медиков из батальонов, когда понимаем, что где-то есть тяжелораненые и нужно их эвакуировать. Решаем проблемы своими силами.

А медикаменты, горючее?

Расходные материалы покупают волонтеры. Во Львове в госпитале есть люди, которые собирают нам помощь, мы им передаем иногда запросы о том, что нам нужно. В Киеве также есть группа волонтеров.

Что больше всего нужно сейчас?

Дизтопливо. Все автомобили, кроме одного, у нас на дизтопливе. Его мы закупаем по топливным картам, ибо солярка, которая есть в армии не лучшего качества. Учитывая стоимость и специфику наших автомобилей, ремонт после заправки таким бензином может обойтись очень дорого.

Вы спасали двух львовских милиционеров - Дмитрия Загарию и Игоря Вольского, которые подорвались на фугасе в районе Дебальцево. Расскажите, пожалуйста, как это было.

На том отрезке дороги, который был заминирован так называемыми сепаратистами сперва подорвался один автомобиль медроты. Мы неоднократно делали попытки туда пробраться, чтобы установить есть ли там раненые и эвакуировать их. У нас была информация, что там есть и погибшие. Буквально через короткий промежуток времени на том же самом месте подорвался автомобиль Дмитрия Загарии. Мне известно, что там фигурировал такой человек с фамилией Капилов, который халатно отнесся к тому, что там проблемный участок. Он сказал, что по дороге можно ехать. Вот они поехали и попали там в такую неприятность. Мы с Русланом Дреботом (командир третьей роты батальона особого назначения "Львов" - ред.), с несколькими ребятами и еще одним волонтером с четвертой попытки ночью сначала проехали определенный отрезок дороги на машине, а дальше пешком шли им навстречу. Мы их нашли, помогли дойти до машины и вывезли. Очень большую роль сыграло то, что Дмитрий Дмитриевич (Загария - ред.) смог отправить сообщение Руслану Дреботу, что он и Вольский живые. Они смогли отойти от места взрыва на более километра и попросили о помощи, чтобы их кто-то встретил, потому что они не знают местности. Это произошло на территории, которую не контролировали ни наши силы, ни силы врага. Туда сепаратисты систематически стреляли из тяжелой артиллерии и была информация, что там работала вражеская диверсионно-разведывательная группа.

Вы пошли на задание, которое должны выполнять военные. Страшно не было?

Не страшно только или детям, или мертвым. Переживания какие-то были, конечно. Но ребята были адекватные, собрались, четко спланировали куда идти и что делать, тихо, без лишнего шума. И тихо туда поползли. Это даже немного абсурдно, потому что мы ночью делали. Днем мы с Русланом вдвоем попытались пробиться туда, обратились в "тридцатку", чтобы они на бронетехнике подвезли нас наверх к тому месту, где еще есть наши позиции. Мы бы выскочили на ходу, а они поехали обратно. Но ребята не согласились, сказали: "Нет, мы туда не поедем, там стреляют. Мы можем вас обратно завезти". Но обратно мы уже сами доберемся. Если мы сами пойдем туда, то и вернемся сами. Это абсурд. Когда прошло несколько часов после того, как мы привезли Загарию в Артемовск, то прочитали в интернете информацию о том, что его вывезли за третьей попыткой, что работала "спецура" при поддержке Национальной гвардии, Вооруженных сил Украины, что это была группа из 27 человек. Это было смешно читать - глупый пиар. Бойцы на последнем блокпосте, которые нас пропускали, сами смеются над этим и говорят, чтобы спросили их об этом - они расскажут, как все было.

Для желающих помочь Фонду, подаем его реквизиты:

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «АСАПА ЭМС ХОТТАБЫЧ»

РЕКВИЗИТЫ И СЧЕТА ФОНДА:

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «АСАПА ЭМС ХОТТАБЫЧ»

Юридический адрес: 01033, г. Киев, ул. Ильи Эренбурга, 5
Адрес для корреспонденции: 04114, г. Киев, ул. Вышгородская 52, абонентский ящик 71


Реквизиты для пополнения карточек:

Банк: «Райффайзен Банк Аваль»
Номер карты: 4149 5070 1984 5708
Получатель: Лысенко Илья Джонович

Банк: «ПРИВАТБАНК»
Номер карты: 4627 0822 0139 4049
Получатель: Тищенко Ольга Николаевна

Расчетные счета в гривне:

Название организации: БО «БФ «АСАПА ЭМС ХОТТАБЫЧ»
Идентификационный код ЕГРПОУ: 39472085

Банк: Отделение №3 ПАО «Банк Национальный Кредит»
МФО: 320702
Номер счета: 2600010566500

Банк: ПАО Коммерческий банк «ПРИВАТБАНК»
МФО: 300711
Номер счета: 26002052742063

Реквизиты для перевода через SWIFT:

ДОЛЛАР США
Банк корреспондент: SWIFT - CHASUS33
Название: JP Morgan Chase Bank
Город: New York
Страна: USA
Банк получателя: SWIFT - PBANUA2X
Счет: 001-1-000080
Название PRIVATBANK
Город: DNIPROPEROVSK
Страна: UKRAINE
Получатель: CHARITABLE ORGANIZATION «CHARITABLE FOUNDATION«ASAP EMC HOTTABYCH»
Счет: 26002052734491
IBAN Code: UA323007110000026002052734491
Адрес: STR. 5 ILLI ERENBURGA
Город: KIEV
Страна: UKRAINE

Банк корреспондент: SWIFT - EXBSUAUXXXX
Название: JSC the State Export-Import Bank of Ukraine
Город: KIEV
Страна: UKRAINE
Банк получателя: SWIFT - NCRBUAUKXXX
Счет: 1600101218822
Название PJSC NATIONAL CREDIT BANK
Город: KIEV
Страна: UKRAINE
Получатель: CHARITABLE ORGANIZATION «CHARITABLE FOUNDATION«ASAP EMC HOTTABYCH»
Счет: 26000105665001
Адрес: STR. 5 ILLI ERENBURGA
Город: KIEV
Страна: UKRAINE

ЕВРО
Банк корреспондент: SWIFT - DEUTDEFF
Название: DEUTSCHE BANK AG
Город: FRANKFURT
Страна: GERMANY
Банк получателя: SWIFT - PBANUA2X
Счет: 100-947012110
Название PRIVATBANK
Город: DNIPROPEROVSK
Страна: UKRAINE
Получатель: CHARITABLE ORGANIZATION «CHARITABLE FOUNDATION«ASAP EMC HOTTABYCH»
Счет: 26009052740886
IBAN Code: UA033007110000026009052740886
Адрес: STR. 5 ILLI ERENBURGA
Город: KIEV
Страна: UKRAINE

Банк корреспондент: SWIFT - COBADEFFXXX
Название: COMMERZBANK AG
Город: FRANKFURT AM MAIN
Страна: GERMANY
Банк получателя: SWIFT - NCRBUAUKXXX
Счет: 400887193100
Название PJSC NATIONAL CREDIT BANK
Город: KIEV
Страна: UKRAINE
Получатель: CHARITABLE ORGANIZATION «CHARITABLE FOUNDATION«ASAP EMC HOTTABYCH»
Счет: 26000105665001
Адрес: STR. 5 ILLI ERENBURGA
Город: KIEV
Страна: UKRAINE

Банк корреспондент: SWIFT - RZBAATWWXXX
Название: RAIFFEISEN BANK INTERNATIONAL AG
Город: VIENNA
Страна: AUSTRIA
Банк получателя: SWIFT - NCRBUAUKXXX
Счет: 1-55.088.280
Название PJSC NATIONAL CREDIT BANK
Город: KIEV
Страна: UKRAINE
Получатель: CHARITABLE ORGANIZATION «CHARITABLE FOUNDATION«ASAP EMC HOTTABYCH»
Счет: 26000105665001
Адрес: STR. 5 ILLI ERENBURGA
Город: KIEV
Страна: UKRAINE