Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Белая смерть "Артемсоли": как посредники обогащаются за счет госпредприятия

Белая смерть
Фото: tsn.ua
Добыча соли - это государственный бизнес, который должен приносить прибыль украинцам как владельцам всех полезных ископаемых в недрах государства. В Донецкой области, в Артемовском районе (переименованном в Бахмутский из-за декоммунизации), что в 23 км от линии фронта, в городе Соледар расположен государственный монополист по добыче соли. Госпредприятие «Артемсоль» подчиняется Министерству агрополитики. Журналисты программы «Схемы» - совместного проекта Радио Свобода и «UA: Первого» - обратили внимание на то, что завод после Майдана резко беднеет - несмотря на то, что цена на соль в Украине и мире и спрос на нее не падали. Что это - бесхозяйственность или коррупция?
 
 
На предприятии «Артемсоль» работает почти каждый в здешних семьях. Яркий пример - семья Лукьяновых. Тамара Петровна сейчас на пенсии, более 35 лет она проработала экономистом на «Артемсоли». В свой ​​день рождения она вспоминает Революцию достоинства и жалуется на коррупцию.
 

«Факт в том, что предприятию все хуже и хуже», - отмечает Тамара Лукьянова.

Запасов Артемовского соляного месторождения людям хватит на многие сотни лет. В этом мы убедились воочию, когда спустились в шахту, на 260 метров под землю. За 135 лет существования государственного предприятия «Артемсоль» здесь добыли только 4% местных запасов этого минерала.
 
В цехе, где фасуют пищевую соль, всем знакомых серых бумажных упаковок с голубой надписью «Артемсоль» все меньше, как и работы, жалуются работники.
 
«Раньше мы отгружали больше, раньше мы лучше работали. А сейчас, бывает, неполную рабочую смену работаем», - рассказывает работник цеха.
 
 
Дочь именинницы Тамары - Ирина - работает в отделе сбыта госпредприятия, говорит, за два последних года значительно снизились объемы реализации продукции.
 
«Народ запуган, сразу шантажируют увольнением с работы, а мама моя сказала, что предприятие градообразующее, больше некуда пойти», - делится сотрудник госпредприятия Ирина Лукьянова.
 

Как продают соль?

Продажа соли с завода в основном построена следующим образом: «Артемсоль» отпускает товар ограниченному кругу компаний-посредников, в число которых попасть с улицы невозможно. Далее же эти фирмы-посредники перепродают уже конечному потребителю вдвое, а то и в пять раз дороже.
 
Схема продажи соли с ГП «Артемсоль» компаниям-посредникам
 
Например, крупнейшая по объемам группа товара - техническая соль, которая используется в промышленности. А самый большой ее покупатель - фирма с созвучным с заводом названием, но частная - «Торговый дом «Артемсоль». В 2015 году эта фирма купила половину от всех объемов технической соли, добытых на предприятии.
 
Владимир Доля, уже седьмой за два постмайданных года глава госпредприятия, называет цену, по которой отпускает техническую соль дистрибьюторам: «Тонна технической соли стоит где-то 350 гривен».
 
Приобретенную по дешевке соль частный торговый дом продает вдвое, а то и в три раза дороже! Убедиться в этом очень просто: хотя бы с официального Вестника госзакупок. Так, хмельницкие коммунальщики заплатили за эту же соль частному посреднику уже 750 гривен за тонну, а черновицкие еще больше - 835 гривен.
 
И.о. директора госпредприятия «Артемсоль» Владимир Судьба
 
 
Так что же это за фирма, которая вместо государства получает сверхприбыли?
 
По данным Единого госреестра, ООО «Торговый дом «Артемсоль» существует менее двух лет - фирма была зарегистрирована в Киеве в августе 2013 года. Руководителем компании числится донеччанин Кирилл Потетня. Уставный капитал компании составляет всего тысячу гривен. И эта фирма покупает у государства на заводе соль, а затем продает, опять же, государству на тендерах по всей стране уже в два-три раза дороже.
 
По телефону в частном «Торговом доме «Артемсоль» нам сообщили, что сейчас техническую соль у них можно купить в Киеве по 850 гривен за тонну.
 
«В эту цену еще вкладывался железнодорожный тариф, который оплачивается также нами, в эту цену закладывается стоимость доставки и перевозки, разгрузки, представления вагонов, уборка вагонов, перевозка на склад покупателю, это все учитывается», - объясняет Владимир, коммерческий директор ООО «Торговый дом «Артемсоль».
 

«Работаем!»

Мы попросили объяснить, как компания, зарегистрированная два года назад с уставным капиталом в тысячу гривен, выиграла и закупила у «Артемсоли» половину всей технической соли за прошлый год, и как ей удалось добиться такого успеха. Ответ был краток: «Работаем!»
 
Такое объяснение завышения цены фирмами-посредниками представляется сомнительным и детективам Национального антикоррупционного бюро Украины. Пока журналисты «Схем» были в Соледаре, из Единого реестра судебных решений стало известно, что в НАБУ нарушили уголовное производство и проверяют работу «Артемсоли».
 
«В свою очередь, указанные предприятия в данный период времени принимали регулярное участие в государственных закупках, реализуя соль, в результате чего государственные и коммунальные предприятия закупили продукцию по цене, которая необоснованно завышена частными посредниками в среднем в 1,96 раза», - говорится в производстве .
 
Владимир Васильевич, муж именинницы Тамары, тоже всю жизнь проработал на предприятии «Артемсоль». Мужчина уверен, что для предприятия предпочитают работать напрямую, а не через посредников.
 
«Проработал в шахте машинистом комбайна, а последние двадцать лет председателем профсоюзного комитета. Всю соль можно непосредственно продавать», - говорит Владимир Лукьянов.
 
Однако едва ли не вся продажа с завода идет через посредников. В ответе Министерства аграрной политики на запрос «Схем» гласит: «Объем реализации продукции ГП «Артемсоль» в 2015 году через дилерскую сеть составил 568,8 тысячи тонн, или 81,9% от общего объема реализации».
 
При этом завод делал дилерам дополнительную скидку - 5%. Похоже, за каждой из таких фирм - влиятельные покровители. И они меняются каждый раз с приходом новой власти. Так, летом 2015 года на завод пришел новый дистрибьютор - общество с ограниченной ответственностью «Констанза». Из нескольких источников - от участников рынка, во властных кулуарах - звучат некоторые фамилии народных депутатов от «Блока Петра Порошенко», которых называют кураторами схем на государственном заводе «Артемсоль». Одно из них - народного депутата Олега Недавы.
 
Источники «Схем» утверждают, что он, вероятно, имеет отношение к фирме «Констанза», которая сейчас стала посредником-фаворитом на заводе и получает на продажу больше всего государственной соли - а значит, и больше зарабатывает.
 

«Призрачная пустышка»

«Костанза», значит через эту фирму они сейчас отправляют полностью соль навалом и МКР (мягкий контейнер - ред.), МКР - для вашего понимания - грузится в вагоны и на корабли, на баржи, и так цепляется здоровый мешок», - рассказывает неравнодушный депутат горсовета Соледара Роман Махник.
 
«Костанза» основана двумя женщинами из Донецкой области, с уставом всего в тысячу гривен. По юридическому адресу в Киеве - на улице Олеся Гончара, 52 - фирмы нет.
 
«Что же Вы хотели? Это - призрачное, «пустышка», бабочка. Мы - владельцы этого помещения. Я вам официально заявляю, что ни одного договора с этой фирмой мы не заключали. А эта фирма, она что-то интересное натворила?», - удивляется владелец помещения Михаил.

Мягкий контейнер для транспортировки соли
 
И.о. директора «Артемсоли» Владимир Доля сначала уверял нас, что из дилеров не только «Костанза» получает соль с завода навалом. Но на следующий день он передал документы, подтверждающие, что в 2016 году из дилеров только «Костанза» покупала на заводе техническую соль.
 
Кто покрывает посреднические схемы на государственном заводе? Несмотря на то, что формальных связей с депутатами найти не удалось, наш эксперимент показывает, что фамилию одного из них - Олега Недавы - участники рынка вспоминают не случайно.
 
Один из телефонов фирмы «Костанза» принадлежит Людмиле Ковалевой, которая сейчас проживает в Одесской области. По телефону девушка сообщила нам, что не работает на фирме с лета, а с Олегом Недава лично не общалась. В конце концов, Людмила дала нам другой телефон фирмы. Чтобы узнать, действительно ли к схемах вывода средств из «Артемсоли» причастны высокопоставленные чиновники, журналисты «Схем» представили из себя фирму-покупателя, изобразив, что звонят от нардепов Олега Недавы и Валерия Ищенко из президентской партии, на которых ранее указывали участники рынка.
 
- Скажите, пожалуйста, мне Валерий Александрович сказал, что договорился с Недавой, что можно до конца недели принять 20 тысяч навалом.
 
- Простите, а как ваша компания называется? Представьтесь, пожалуйста.
 
- С «Альта-Висты», какую цену нужно написать?
 
- «Альта-Виста»?
 
– Да!
 
- Ну давайте завтра утром созвонимся, потому что я уже не на работе, и утром определимся, - пообещал представитель ООО «Костанза».
 
«Схемы» отправились на заседание парламента, чтобы лично спросить Олега Недаву о его отношении к государственному завода «Артемсоль» и наш опыт.
 
«Я не могу объяснить действия отдельных лиц, может, они меня и знают, ну я так думаю, если они работают с этим предприятием, то они немного смотрят в интернет - и знают - АГА! Недава, может это все и правда? Может это все так», - говорит народный депутат от «Блока Порошенко» Олег Недава.
 
Народный депутат от Блока Петра Порошенко Олег Недава удивляется, что его фамилия звучит в контексте государственного завода «Артемсоль»
 
Депутат Недава уверяет, что о ситуации на «Артемсоли» знает из интернета, где часто упоминается его имя. И обещает написать заявление в Национальное антикоррупционное бюро, чтобы разобраться.
 
Госпредприятие «Артемсоль» подчинено Министерству аграрной политики и продовольствия. Удовлетворяет ли чиновников из МинАПК такая ситуация на заводе? И кто же в конце должен ответить за посреднические схемы на стратегическом предприятии? Пытаемся спросить профильного министра Алексея Павленко. От наших вопросов он буквально убегает.
 
Министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко не слишком охотно говорит о «Артемсоли». «Я не знаю, какая ситуация на «Артемсоли», все в соответствии с действующим законодательством, дайте запрос, вам ответят в соответствии с действующим законодательством», - поспешно говорит министр Павленко.
 
В ответе Минагрополитики чиновники подтвердили, что на февраль 2016 года на поставку технической соли заключено всего три дилерских контракта: один из них - с ООО «Костанза», а также 23 договора с конечными потребителями, не называя их. Однако не объяснили, как формируется цена и на каких условиях завод продает соль своим дистрибьюторам.
 
На ключевой вопрос - кто обогащается на стратегическом государственном предприятии - вместо чиновников теперь должны дать ответ детективы Национального антикоррупционного бюро.
 
Между тем в Соледаре, несмотря на такую ​​безысходность, самый младший из местной семьи Лукьяновых - девятилетний Артем - все еще мечтает работать на государственном предприятии «Артемсоль».
 
Елена Логинова, программа «Схемы: коррупция в деталях» , совместного проекта Радио Свобода и Первого Общественного телеканала Украины.