Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Декоммунизация: как переименовать 800 городов и сел

Декоммунизация: как переименовать 800 городов и сел
Фото: УНИАН
Местные органы власти готовят на рассмотрение парламента предложения по переименованию городов и сел, названных в честь деятелей советского прошлого. После вступления в силу закона о декоммунизации эксперты посчитали, что речь может идти о 800 населенных пунктов.

Заместитель министра культуры Юрий Зубко рассказал ВВС Украина о первых шагах по декоммунизации.

Юрий Зубко: Сейчас органы местной исполнительной власти, Институт национальной памяти проводят инвентаризацию всего, что подпадает под действие законов о декоммунизации. На это им отведено законом шесть месяцев. Поэтому окончательного перечня населенных пунктов пока нет. Чтобы он появился, местная власть еще должна провести общественные слушания и представить предложения о переименовании городов и сел на рассмотрение Верховной Рады. Которая, в свою очередь, будет иметь три месяца для принятия окончательных решений.

Но на сегодня - по минимальным оценкам - под действие закона попадает около 800 населенных пунктов. Среди них по меньшей мере 24 города и прежде всего два областных центра - Днепропетровск и Кировоград.

Больше всего городов, названия которых следует изменить, в Донецкой области – восемь, в Луганской – четыре, в Днепропетровской – три.

"Идеологически-лингвистические перевертыши"

В целом больше всего топонимики, которая должна быть изменена, сосредоточено в восточных и южных областях.

В Харьковской области названий таких более 90, в Днепропетровской и Донецкой – по меньшей мере 70, Луганской - около 50, в Крыму – 66, Одесской области – более 40, Херсонской – более 30.

Среди учредителей таких населенных пунктов, чьи имена дали названия городам, селам, улицам, паркам, площадям и так далее самыми популярными являются имена Ленина, Кирова, Дзержинского, Калинина, Петровского, Орджоникидзе, Артема, Фрунзе.

Открытие архивов в Польше продолжалось два месяца. Мы надеемся уложиться в два года, - историк Андрей Когут

Но в топонимии представлены названия, связанные с деятельностью и политикой Компартии и международного коммунистического движения. Как следствие имеем такие себе идеологически-лингвистические перевертыши.

К примеру, село Мопровское в Днепропетровской области. "Удельное" украинское название происходит от аббревиатуры МОПР – "международная организация помощи борцам революции".

Или село Политотделовец на Черкасщине, название которого происходит от печально известных політвідділів советской армии и ЧК.

Поэтому работы много не только у местной власти, но и краеведов и историков.

Крым и Донбасс

ВВС Украина: Вы вспоминаете Донецкую, Луганскую области и Крым. Как можно переименовать населенные пункты в аннексированном Крыму и на той территории Донбасса, которая не контролируется украинской властью?

Юрий Зубко: Формально Донецкая и Луганская областные военно-гражданские администрации имеют право подать на рассмотрение Верховной Рады предложения о переименовании городов и сел, и парламент может за такие предложения голосовать. Право такое у администраций есть.

Относительно Крыма, то так же за переименование может проголосовать Верховная Рада. Уже есть прецедент - парламент недавно переименовал Симферопольский международный аэропорт. (Верховная Рада 14 мая приняла постановление о предоставлении международному аэропорту "Симферополь" имени крымскотатарского летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. – Ред.)

ВВС Украина: Оппозиционный блок говорит, что для переименования и перерегистрации населенных пунктов нужно от 7 до 15 миллиардов гривен и что за эти деньги можно было бы повысить пенсии на 400 гривен каждому пенсионеру.

Юрий Зубко: Пока трудно оперировать цифрами, но названные оппозицией средства явно завышены. Если, к примеру, в области надо переименовать 3-4 города или села... Это никак не может стоить таких денег. Окончательной цифры расходов еще нет, учитывая то, что, как я уже говорил, инвентаризация не завершена.


Еще в начале 2015 года памятники Ленину жестко охраняли, теперь местная власть обязана их снести

Кто быстрее: местная власть или волонтеры

ВВС Украина: Закон предусматривает демонтаж памятников и других символов периода 1917-1991 годов. Известно ли, сколько таких объектов в целом в Украине и что с ними делать?

Юрий Зубко: Очевидно, что таких объектов тысячи. Но тех, что имеют национальный статус, осталось очень мало.

По крайней мере, все памятники Ленину, которые представляли художественную ценность, демонтированы. Но остается много монументов другим деятелям - Щорсу, Артему и так далее.

К примеру, Союз архитекторов Украины написал нам письмо о памятнике Щорсу в Киеве (памятник расположен на перекрестке бульвара Тараса Шевченко и улицы Симона Петлюры. – Ред.) Архитекторы говорят о чрезвычайной ценности этого монумента.

Вятрович: У нас нет задачи, чтобы все ветераны УПА обнялись с красноармейцами

Поэтому каждый случай следует рассматривать отдельно, совместно с экспертами. Мы обратились ко всем органам местной власти, чтобы они провели такую экспертную оценку и именно они должны принимать окончательные решения. После того, как местная власть выведет эти объекты из реестров тех, что составляют ценность (а много их уже из реестров выведено), будет приниматься решение о демонтаже и сносе.

Министерство культуры инициировало создание музея тоталитаризма, куда можно было бы перевезти памятники, но пока не принято окончательное решение, где они могли быть расположены. На специальном совещании предлагались Киев, Киевская или Житомирская области.

Национальный музей народной архитектуры и быта "Пирогово" согласился разместить небольшую часть демонтированных памятников на своей территории, дополнив экспозицию "Советское село". Но они тоже хотят только те памятники, которые имеют ценность национального масштаба.

ВВС Украина: Приходилось слышать, что патриотически настроенные волонтеры могут провести демонтаж значительно быстрее, чем местные органы власти. Примеры такие уже были во время "ленинопада".

Юрий Зубко: Лучше все же это делать только по согласованию с местной властью, на которую возложена ответственность новым законом. Иначе волонтеры нарушат закон. Но если местная власть менее активная, чем волонтеры ... что тут сказать. Если какой-то памятник не входит в реестр тех, что имеют ценность, то я не думаю, что за снос надо будет наказывать.

Фактор выборов

ВВС Украина: Законы о декоммунизации предусматривают конкретные сроки, когда местная власть должна предоставить предложения относительно переименований городов и сел, демонтажа символов и так далее. Именно в этот период на Украину, возможно, ждут выборы в местные органы власти. Считаете ли вы при таких условиях реалистичным проведение декоммунизации до конца 2015 года?

Юрий Зубко: Предполагаю, что в случае проведения местных выборов в октябре этого года этот процесс может тормозиться там, где большинство в областных или городских советах составляют бывшие представители Партии регионов, левые или другие оппозиционные силы. Принятые законы могут стать для них поводом поиграть на настроениях тех избирателей, которые все еще придерживаются просоветских взглядов.

Поэтому, вполне вероятно, несколько проблемных областей останется.

Но декоммунизационные законы также предусматривают и механизмы, направленные на преодоление саботажа местными органами власти.

От редакции: В случае, если местный совет в течение шести месяцев от вступления в силу закона не примет решение о переименовании населенных пунктов, улиц, площадей и т. п. и о демонтаже монументов, обязанность принять такое решение возлагается на городского, сельского, поселкового голову. Если он этого не сделает в течение трех месяцев, такие решения должна принять областная госадминистрация. Для этого губернатору области также дается три месяца. Еще три месяца имеет Кабинета Министров в случае, если и руководитель области не сможет принять соответствующих решений.

С Юрием Зубко разговаривала Светлана Дорош

Источник: bbc.co.uk