Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

На границе двух ядерных держав: какие последствия будет иметь конфликт между Индией и Китаем

На границе двух ядерных держав: какие последствия будет иметь конфликт между Индией и Китаем
ФОТО: NIKKEI.COM
Страны имеют 3,5 тыс. км официально не урегулированной границы, два спорных района (Аксай Чин на западе и Аруначал Прадеш на востоке), в которых периодически возникают проблемные ситуации между пограничниками двух стран.

Несколько дней назад в спорных приграничных районах между Индией и Китаем в долине Галван, высокогорном районе Ладакх состоялась очередная пограничная стычка, в результате которой впервые с 1975 года погибли индийские военнослужащие.

Пограничные конфликты между Индией и Китаем не является чем-то необычным.

Страны имеют 3,5 тыс. км официально не урегулированной границы, два спорных района (Аксай Чин на западе и Аруначал Прадеш на востоке), в которых периодически возникают проблемные ситуации между пограничниками двух стран.

Однако нынешний конфликт оказался особенным - в нем погибли 20 индийских военнослужащих. Вероятно, есть жертвы и с китайской стороны.

Это заставляет предполагать возможность военного конфликта между двумя ядерными державами.

Националистическая риторика руководства обеих стран, недавнее опрокидывания тяжелой техники в район противостояния и общая нестабильность международной ситуации увеличивают возможность возникновения нового вооруженного конфликта на карте мира.

Озеро раздора

Большинство конфликтов между Индией и Китаем проходили на суше, однако участок территории вблизи высокогорного озера Пангонг Цо в Ладакхських Гималаях - единственный случай, когда спорные районы включают водную поверхность.

В данном регионе вместо фиксированного границы между странами действует так называемая линия фактического контроля (Line of Actual Control, LAC), размещение которой обеими сторонами трактуется по-разному.

Индия заявляет, что длина LAC составляет 3488 км, в то время как китайцы настаивают на длине примерно в 2000 км.

Как следствие, между "индийской" и "китайской" LAC расположена так называемая "серая зона" - участок территории, по которой и возникают периодические столкновения.

Кроме этого, обе страны пытаются закрепиться в спорных районах путем строительства дорог и объектов, которые улучшают военную логистику, патрулирование пограничников и тому подобное. В ответ другая сторона пытается вытеснить нарушителей, при этом огнестрельное оружие не используется, в ход идут толкание, бросание камней, рукопашные бои с применением палок и стальных прутьев.

Большинство столкновений в данном районе происходят по побережью спорной части узкого глубоководного озера Пангонг Цо, длиной в 135 км, западная часть которого длиной 45 км находится под контролем Индии, а другая - под контролем Китая.

Само по себе озеро не имеет важного тактического значения, но оно находится на пути так называемого Чушульського подхода - одного из основных районов, который может быть использован Китаем для наступательной операции на территорию Индии.

По мнению индийских экспертов, в случае масштабного наступления Народно-освободительной армии Китая (НОАК) боевые действия будут происходить в этом районе, и в ходе войны 1962 именно здесь Китай начал свой основной наступление на Индию.

Спорные участки LAC располагаются вблизи так называемых "Восьми пальцев" ( "Eight Fingers") - сравнительно коротких и узких хребтов, отходящие от большого горной цепи и упираются в озеро. Индийская сторона настаивает на том, что LAC должен проходить в районе "Finger 8", однако фактически контролирует участок в районе "Finger 4".

Китайские пограничные посты расположены в районе "Finger 8", однако Китай настаивает на том, что LAC должен проходить через "Finger 2". Около шести лет назад китайцы построили постоянный блокпост на "Finger 4", однако он был снесен после решительного противодействия Индии.

На спорных участках обе стороны проводят патрулирование пешком и на легких транспортных средствах, что также приводит к столкновениям.

Дополнительной проблемой является то, что дорога имеет разворот только у "Finger 2", поэтому когда китайские транспортные средства блокируются индийским патрулем, это приводит к дополнительным проблемам, поскольку автомобили не имеют возможности развернуться.

"Масла в огонь" подливали попытки милитаризации региона.

В последние годы обе стороны строили дороги и военную инфраструктуру.

В частности, с индийской стороны установлен пограничный пост Дхан Сингх Тхап, идет строительство взлетно-посадочной полосы в районе главной автомагистрали подконтрольной Индии территории Кашмира.

Китайцы в свою очередь строят дороги вдоль берегов озера, которые соединены с сетью автодорог в этом районе и автомагистралью G219. По данным СМИ, в мае 2020 обе стороны увеличили боевой и численный состав военных подразделений, дислоцирующихся вблизи спорных регионов, перебрасывая в регион артиллерию, танки и другую тяжелую технику.

Кроме этого, время от времени возникают баталии в самом озере. Патрульные лодки периодически проникают на спорную часть озера, что приводит к усилению напряженности.

Сейчас стороны, в соответствии с так называемой "Стандартной операционной процедуры", проводят согласованные обучение по разведению патрульных катеров. В частности, после того как одна сторона замечает движение лодок в свою сторону, навстречу направляется такое же количество плавсредств.

Лодки останавливаются на расстоянии около шести метров друг от друга, и обе стороны разворачивают баннеры. "Вы в индийских водах. В интересах мира и покоя, мы призываем вас вернуться", - написано на английском и китайском языках на одной стороне.

"Вы находитесь во внутренних водных путях Китая", - написано на английском и хинди на другой стороне.

Командиры отрядов на соответствующих лодках выкрикивают те же сообщения. Затем обе стороны разворачивают другой набор баннеров, на которых написано: "В интересах мира и спокойствия мы возвращаемся и надеемся, что вы сделаете то же самое".

Однако ситуация нередко выходила из-под контроля, поскольку, по сообщению индийских СМИ, китайские лодки в этот момент внезапно пытались проникнуть в спорные воды, вследствие чего происходили гонки и столкновения.

Напряжение, но не война

Пограничный конфликт широко освещался в СМИ обеих стран.

Китайский МИД выразил решительный протест Индии и призвал "строго ограничивать свои передовые войска и не совершать каких-либо односторонних действий, которые могут осложнить пограничную ситуацию".

Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что "жертва, принесенная нашими солдатами, не будет напрасной. Целостность и суверенитет Индии являются высшей ценностью, и никто не может помешать защитить ее. Индия хочет мира, но когда ее спровоцируют, она даст ответ ".

Кроме этого, в индийских СМИ появились сообщения о том, что вооруженные силы Индии на фоне споров с Китаем обратились к России с предложением закупки 33 новых истребителей, в том числе по приобретению 21-го МиГ-29 и 12-Су-30МКИ .

Однако данный факт не следует расценивать как стремительную милитаризацию региона, поскольку закупка новых самолетов для ВВС Индии осуществляется по длительной программой, а 12 новых самолетов, которые будут собраны индийским машиностроительным объединением Hindustan Aeronautics Limited (HAL), предназначенные для пополнения эксплуатационных потерь парка индийских истребителей этого типа (в настоящее время на вооружении ВВС Индии находятся 255 самолетов Су-30МКИ).

На базе истребителей МиГ-29, которые будут закуплены из имеющегося парка ВС РФ и вероятно пройдут модернизацию по отдельному контракту до уровня МиГ-29UPG, будет создана еще одна эскадрилья (в дополнение к трем эскадрилий, оснащенных МиГ-29 в настоящее время).

С другой стороны, по мнению некоторых аналитиков, недавний конфликт между Индией и Китаем может стать толчком для разворота Нью-Дели Пекина к традиционным соперников Китая - США и Австралии, в т.ч. по более активного взаимодействия с так называемым Quad - четырехсторонним форматом из США, Японии, Австралии и Индии, в рамках которого проводятся встречи на высшем уровне, обмен информацией и военные учения ВМС.

Несмотря на то, что Quad не является полноценным военным союзом вроде НАТО, некоторые эксперты считают потенциальной противовесом растущему влиянию Китая и инструментом предотвращения агрессии со стороны НОАК в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Влиятельная индийская англоязычная газета Hindustan Times призвала Нью-Дели "удвоить свое партнерство с США, сделать Quad более постоянной структурой и стать частью любого клуба, который стремится ограничить власть Китая".

В то же время, несмотря на националистическую риторику политиков и СМИ с обеих сторон, пока не стоит ожидать начала даже малого по масштабам военного конфликта.

Пока ни одна из стран не заинтересована в подобном сценарии.

Наиболее вероятно, что стороны будут продолжать воздерживаться от использования оружия, поскольку даже тактическое боевое столкновение приведет к применению оружия в ответ, что с большой вероятностью может перерасти в полноценный военный конфликт с привлечением тяжелой техники, артиллерии и авиации.

Рост напряженности в отношениях Пекина с Вашингтоном, проблемы внутри Китая, связанные с пандемией, замедление экономики, протесты в Гонконге, нестабильная ситуация в Южно-Китайском море и самое главное - неприоритетности индийского направления для китайской внешней политики на данный момент сдерживают и продолжат удерживать Китай от активных действий и применения военной силы.

Индия также не заинтересована в провоцировании конфликта, на фоне сложной ситуации в экономике в условиях пандемии не принесет никаких дивидендов, кроме, в лучшем случае, восстановление контроля "горстью камней" высоко в горах.

Так же в результате инцидента не следует ожидать разворота Нью-Дели от Пекина и существенного усиления сотрудничества с Quad.

Китай является первым торговым партнером для Индии (торговый оборот в 2017-2018 финансовом году достиг $ 84,4 млрд), а усиление сотрудничества Нью-Дели с Quad не будет способствовать решению территориальных вопросов с Китаем, поскольку Quad направлен на разрешения проблемных вопросов в морских районах.

Таким образом, стороны будут продолжать обвинять друг друга в нарушении договоренностей, угрозах суверенитета, территориальной целостности, что на самом деле направлены на внутреннюю аудиторию.

Однако пока действиями обоих государств руководить холодный расчет, вероятность вооруженного конфликта оставаться низкой.

Автор: Юрий пойти, руководитель секции Азиатско-Тихоокеанского региона Центра исследований армии, конверсии и разоружения

Источник: Европейская правда