Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Противники церковных школ не понимают сути закона и демонстрируют советское происхождение, - религиовед

Противники церковных школ не понимают сути закона и демонстрируют советское происхождение, - религиовед
Фото: arh-eparhia.ru
Религиовед и историк Тарас Антошевский опровергает заявления о том, что закон о церковных школах противоречит Конституции, отметив, что преподавание в таких учебных заведениях будет происходить в соответствии с программой, которую утвердит Министерство образования Украины.

Об этом он рассказал в комментарии iPress.ua.

Напомним, 2 июля Президент Петр Порошенко подписал закон, который позволяет религиозным организациям создавать школы и другие учебные заведения.

Согласно этому закону, религиозные организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, могут быть учредителями (собственниками), профессионально-технических, общеобразовательных и дошкольных учебных заведений. Изменения также касаются и внешкольных учебных заведений, в которых допускается деятельность религиозных организаций при условии, что они являются учредителями такого детского сада. При этом научно-экспертное управление парламента указало, что документ прямо противоречит Конституции Украины. В части 3 статьи 35 Конституции говорится, что церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа - от церкви.

В то же время существуют и противоположные мнения по этому вопросу. По словам религиоведа Антошевского, обучение в этих школах будет отличаться от общеобразовательных государственных тем, что наряду с основными предметами смогут вводить дополнительные - к примеру, изучение второго иностранного языка, уроки этики или вводить воспитания в соответствии с нормами конфессии. Однако и от этих дополнительных предметов родители смогут отказаться или перевести ребенка в другое учебное заведение, говорит Антошевский. Он отметил, что в любом случае все основанные церквями школы, которые получат лицензию на преподавание, должны придерживаться определенного стандарта образования.

"Вливаясь в образовательную среду, церковь также становится участником образовательного рынка. В частности, если школа будет устанавливать в воспитательной системе правила религиозного характера, которые не нравиться родителям, они с легкостью могут отдать ребенка в другую школу. Поэтому данное учебное заведение само должно быть заинтересовано не терять учеников, чтобы его не закрыли. Во Львове в частной школе св. Софии существует традиция перед началом нового учебного года участвовать в богослужениях УГКЦ. От приближенных людей знаю, что там родители никогда не протестовали против этой традиции, несмотря на принадлежность к разным конфессиям. Возможно, на уроках биологии будут преподавать не только теорию Дарвина, но и библейский взгляд на сотворение мира. Если взгляды человека расходятся с взглядами церкви, которая основала учебное заведение, она сама выбирает учиться там или нет. Это не принуждение, а выбор", - объясняет религиовед.

Он отмечает, что практика создания школ под патронатом религиозных организаций существует уже более 20 лет, но до сих пор формально были зарегистрированы какими-то благотворительными организациями без указания конкретной церкви. Новый закон откроет ширму, кто стоит за созданием той или иной частной школы, говорит религиовед. "Незарегистрированные религиозные организации не смогут открывать школы. То есть секты, церкви сомнительного характера не смогут учреждать общеобразовательные учебные заведения. В общем никого из родителей не будут заставлять сдавать своих детей в определенную школу. Они сами будут решать. Если определенная школа не будет придерживаться законодательства об образовании и школьной программы, то она не получит лицензию, и ее выпускники не смогут поступать в вузы", - говорит Антошевский.

Он убежден, что церковные школы смогут обеспечить качественный уровень образования так, как это делают частные школы, поскольку через платную форму обучения они более тщательно отбирают кадровый персонал.

"Если родители отдают в эти школы детей и платят за это деньги, то они хотят за это что-то лучшее и нечто большее, чем можно получить в обычной школе. Поэтому имея определенные ресурсы, такие учебные заведения смогут нанимать к труду более квалифицированных преподавателей", - отметил религиовед.

По его словам, во Львове именно церковные школы входят в топ-30 лучших школ, среди которых он называет школу св. Софии, греко-католический лицей на Сыхове. Подобные учебные заведения существуют по всей Украине, в частности, в Житомире - иудейская и протестантская баптистская школы с хорошим уровнем образования, также ранее действовала баптистская школа в Донецке, где учились ради качественного уровня образования и хорошей среды не только представители этой конфессии, но дети из других церквей, рассказал историк.

Он отрицает заявления о том, что закон о разрешении создавать церковные школы противоречит Конституции.

"Хочу спросить, не противоречит ли Конституции государственная образовательная программа, в которой пропагандируется только один единоправильный атеистический взгляд на учреждение мира? На самом деле наше образование требует серьезного пересмотра. Противники закона о церковных школах не поняли его сути и пытаются доказать свое советское происхождение, хотя мы бы пытаемся бороться с ним. В секуляризованной Франции эффективно существуют католические, протестантские и иудейские школы. Такие школы существуют в большинстве стран Европы, несмотря на секуляризованное законодательство. В конце концов, с давних времен все школы основывались религиозными лицами. Образование появлялось при церквях", - отметил религиовед.

Как сообщал iPress.ua, этот закон Верховная Рада приняла 2 июня. При этом научно-экспертное управление парламента указало, что документ прямо противоречит Конституции Украины.