Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

С требованием использовать вето в отношении децентрализации к Президенту обратилась группа экспертов

С требованием использовать вето в отношении децентрализации к Президенту обратилась группа экспертов
Фото: Петро Порошенко / facebook.com
Ряд экспертов, интеллектуалов, бывших политиков и судей Конституционного суда обратились с открытым обращением к Президенту и Верховной Раде Украины с требованием введения моратория на изменения к Конституции в части децентрализации, а именно пункта, касающегося особенностей самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

Об этом стало известно из пресс-конференции с требованием ввести мораторий на изменения в Конституцию в части децентрализации 13 августа 2015 года, сообщает Радио Свобода.

Среди более чем 30 деятелей, подписавших обращение, – Дмитрий Павлычко, Юрий Щербак, Мирослав Попович, Вячеслав Брюховецкий, Виктор Шишкин, Николай Козюбра, Владимир Огрызко, Богдан Яременко, Степан Хмара, Левко Лукьяненко, Тарас Стецькив и другие.

"Это план Путина зафиксировать и легитимизировать российский анклав на украинской территории, который стал бы источником дестабилизации и постепенного разрушения украинского государства. Для нас задача поломать этот план и не дать изменить Конституцию ни при каких обстоятельствах. Поэтому мы обращаемся ко всем патриотам с призывом не допустить этого преступления, ведь нам предлагают сдаться, только другими словами. А наши западные партнеры хотят избавиться от конфликта на востоке Европы за счет наших национальных интересов. Попытки изменения Конституции сегодня – это угроза суверенитету", – заявил Герой Украины, бывший политзаключенный Степан Хмара.

Основанием для введения моратория является требование, содержащееся в пункте 2 статьи 157 Конституции, в которой указано, что Конституция не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения.

"В обществе есть дискуссия, есть ли у нас условия военного положения. Я считаю, что есть, и я это отразил в своем особом мнении от 16 июня к выводу № 1. И эти условия не только фактические, но и юридические. Я указал свыше 70 нормативных актов, из которых 15 постановлений, 15 указов президента и другие нормативные акты высших органов государственной власти. Если учесть еще и подзаконные акты, то их было бы больше сотни. Все они указывают на юридические основания наличия у нас условий военного положения. А то, что президент не ввел его своим указом, свидетельствует о том, что он ненадлежащим образом выполняет свои обязанности как президент и как главнокомандующий", – уверяет бывший судья Конституционного суда Виктор Шишкин.

Деятели, подписавшие обращение, предлагают, чтобы Президент отозвал свой законопроект или же чтобы в повестку дня его не включила Верховная Рада. Еще одним способом, по их словам, является исключение пункта об особенностях самоуправления отдельных частей Донбасса и повторное направление законопроекта в Конституционный суд.

В предлагаемых изменениях к Конституции в части децентрализации, а именно в пункте 18 переходных положений, указано, что особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.

Вместе с тем, как подчеркивал в выступлении перед голосованием президент Украины Петр Порошенко, никакого особого статуса для Донбасса изменения не предусматривают.

31 июля Конституционный суд Украины признал отвечающим Основному закону, законопроект о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации власти. Суд признал, что законопроект соответствует статьям 157 и 158 Конституции.

16 июля парламент проголосовал за направление на рассмотрение Конституционного суда президентского законопроекта изменений в Конституцию в части децентрализации, отдав за это 288 голосов. После выводов Конституционного суда законопроект снова направят в Верховную Раду, где для его принятия необходимо не менее 300 голосов.

Как настаивало накануне руководство государства, принять его депутаты должны до местных выборов 25 октября.

Законопроект предусматривает, что источником власти должны стать местные общины, которые сами будут собирать налоги и распределять бюджеты. Областные и районные администрации ликвидируют, государство же будет представлено на местах институтом префектов.

Как сообщал iPress.ua для полного завершения процесса децентрализации, кроме изменений к Конституции, парламенту необходимо принять еще около 400 законов.

Напомним, Конституционный суд вынес положительное заключение относительно президентского проекта изменений к Конституции Украины в части децентрализации, который был внесен в повестку дня Верховной Рады 16 июля этого года.

Как отмечается в объяснительной записке к документу, целью предложенных изменений является отход от централизованной модели управления в государстве при сохранении унитарности, обеспечения самостоятельности местного самоуправления и построение эффективной системы территориальной организации власти в Украине, реализация в полной мере положений Европейской хартии местного самоуправления, принципов субсидиарности и финансовой самодостаточности местного самоуправления.