Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Беженцы из Крыма во Львове учатся говорить на украинском и не планируют возвращаться домой

Беженцы из Крыма во Львове учатся говорить на украинском и не планируют возвращаться домой
Русская оккупация Крыма заставила тысячи жителей полуострова оставить свои дома и уехать на материковую Украину . Одни подверглись преследованию за свои политические взгляды, другие боялись за жизнь своих детей, третьи просто не могут видеть, как часть Украины переходит под контроль другого государства. На Львовщину приехали более 1100 беженцев из полуострова. Несколько выходцев из Керчи нашли убежище в одном из домов миссии "Добрый самарянин" церкви христиан веры евангельской "Воскресение" в Винниках. Думают ли они о том, чтобы вернуться с гостеприимного Львова к захваченному Россией Крыму? Владимир и Наталья

"Необычно быть беженцами в собственной стране, - рассказывают Владимир и Наталья Владимировы. - Мы жили как все, ничего не требовали, ни у кого ничего не просили ... Поэтому к роли беженцев привыкнуть трудно. Люди помогают, а мы не можем ничем отблагодарить. Как-то неловко".

Во Львове супруги живут уже два месяца. Поехали с Керчи, потому что жить в России не захотели. Младший сын Эрнест ходит в местную школу. Старший, Эдуард, учился в Керченском морском технологическом институте, а теперь думает переводиться в один из львовских вузов. Языкового барьера в общении с львовянами ребята не имеют - в школе учили и русский, и украинский.

Владимир продавал кофе на центральном рынке в Керчи. Он сотрудничал с итальянской фирмой, имеющей представительство во Львове. Теперь такую ​​же точку имеет на Краковском рынке. Руководство рынка помогло: выделили киоск и разрешили не платить за аренду первый месяц.


Владимир Владимиров. Фото: Татьяна Руденька

В начале марта Наталья была на сессии в Острожской академии.

"Оставалась неделю до референдума. Ситуация была нестабильной, - вспоминает она. - Через Керчь переправляли много военной техники. Даже поезда ходили нерегулярно. Было страшно, что семья в Крыму, а я на Западе". Переезд планировали по телефону. Владимир вместе с сыновьями собрались за один день: упаковали в чемоданы все самое необходимое, сели на поезд и отправились во Львов. Часто слышали в СМИ, что здесь принимают беженцев.

Пока Владимир и ребята ехали в поезде, одногруппница жены позвонила знакомым во Львов. Выслушав историю крымчан, те согласились помочь. А за неделю, завершив сессию, Наталья присоединилась к семье. То, что без всякого знакомого во Львове им удалось найти здесь приют, Владимировы называют чудом.

"В Керчи много людей, которые хотят даже не в России жить, а вернуться в Советский Союз, - говорит Наталья. - Жаль людей, которые хотели, но не смогли выехать: у них там родные, знакомые, работа". Во Львове Владимировы хотят остаться навсегда.

Марина Парфенова

"На переезд решиться нелегко. Нужно оставить родственников, друзей, знакомых, бросить все и начать жизнь с чистого листа. Если бы имела семью, не переехала бы", - рассказывает Марина. В Керчи она работала медсестрой, заочно изучала английский язык и литературу, была волонтером благотворительного фонда "СОС" ("Спасение от сиротства").

На референдуме 16 марта Марина голосовала за Крым в составе Украины. От украинского гражданства отказываться не собирался. "Однако без российского паспорта там теперь очень трудно, а с украинской ты - никто", - объясняет девушка.

Перспектив развития Крыма в составе Российской Федерации Марина не видит: "В России много бедных, безработных. Там и без нас хватает проблем". И все же большинство ее друзей и знакомых хотели присоединения к России. На их мировоззрение большое влияние просмотр новостей на российских каналах.


Марина Парфенова. Фото: Татьяна Руденька

Уезжая из Крыма, Марина боялась, что ее не выпустят, высадят с поезда. Поэтому взяла только то, что могла донести сама - один чемодан и документы. Впоследствии часть вещей друзья выслали во Львов по почте. Львов Марине нравится: "Люди очень добродушные. В первый день была приятно удивлена ​​радушием львовян, которых встретила - таксиста и мужчины, который показал нужную улицу". Общаться украинской Марина не привыкла, хотя хорошо ее понимает и при необходимости переходит на язык собеседника. Говорит, что языковой проблемы для нее во Львове нет.

В Крым Марина готова вернуться только тогда, когда власть там снова будет украинской. А пока планирует оставаться во Львове.

Илья и Екатерина

"Я хочу рожать в Украине!", - говорила Екатерина Буца мужчине с "самообороны Крыма", который угрожал ей автоматом. Женщина стояла с поднятыми вверх руками и плакала. Молодой человек остановил машину на блокпосту на выезде с полуострова, открыл дверь машины и приказал им показать документы. По просьбе Ильи назваться сказал, что порядки здесь устанавливает он, и если захочет, семья никуда не поедет. В машине были женщина на восьмом месяце беременности и двое маленьких девочек. Парень снял автомат с предохранителя ...

"Я не был уверен, что он не выстрелит", - вспоминает Илья Буца. На выезде из Крыма дежурили бойцы так называемой самообороны. Кроме того, там было много российских солдат и техники. Лишь после того, как Екатерина, выйдя из машины, умоляла вооруженных мужчин позволить ей рожать в Украине, их пропустили.

"Никогда не могли подумать, что нам придется так быстро покинуть свой ​​дом", - рассказывает женщина. Екатерина в Керчи родилась, Илья - жил с детства. Спешили покинуть пределы оккупированной автономии, потому что если бы их третий ребенок родился на полуострове, автоматически стала бы гражданкой России. Из вещей взяли самое необходимое, что поместилось в машину.

"Детям было трудно объяснить ситуацию. Сказали, что бежим от войны. Мимо нас постоянно ехала военная техника. Неизвестность угнетала", - вспоминает Екатерина. Из-за пережитого стресса она провела сутки в родильном зале, но не родила: "Странно было выйти из родильного с животом и без ребенка на руках".

Семья Буцов. Фото: Татьяна Руденька

Дочери, Александра и Виолетта, в первые дни после переезда почти не разговаривали. Их шокировала быстрая смена обстоятельств. "Сейчас семилетняя Саша пошла в школу. В первый день ее похвалили: сказали, что хорошо читает по-украински, - радуется мама. - Виолетте предложили сад. Наверное, отдадим, потому что дочь вообще не понимает украинского"​. Смеется над тем, как девочка путает украинские фразы: "Когда с Виолеттой играют, подбрасывают, она вместо "спасибо" говорит "доброе утро"".

Львовяне приятно удивляют Илью. Когда он приехал сюда, его машина имела небольшую неисправность. Сотрудники СТО, починив авто, не взяли денег, потому что узнали крымские номера. Буцы во Львове, вероятно, надолго: возвращаться в Крым не собираются, потому что хотят сохранить украинское гражданство.

Татьяна Рудэнька, для iPress.ua