Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Когда у людей возникает иллюзия, что на фронте стало все спокойно, то помощь армии становится меньше, - волонтер Иван Богдан

Олег Костюк
Когда у людей возникает иллюзия, что на фронте стало все спокойно, то помощь армии становится меньше, - волонтер Иван Богдан
Иван Богдан. Фото: Iv Bogdan / facebook.com
Талантливый фотограф и волонтер Иван Богдан известный Facebook-сообществу прежде всего, как автор талантливых и впечатляющих фото из зоны АТО. И хоть сам волонтер со скромностью отмечает, что он только волонтер, а фотографирование - это всего лишь чуть больше, чем хобби, передать будни и отдых украинских военных в зоне АТО, мало кому так удается как ему. Иван Богдан утверждает, что украинские военные, которые воюют на Донбассе, знают почему они там и за кого они воюют. Волонтер призывает людей не быть равнодушными и собирать средства, чтобы приобрести украинским военным медикаменты или амуницию.

Как вы оцениваете перемирие, которое было объявлено после подписания договоренностей в Минске 12 февраля.

- С момента объявления перемирия прошло не так много времени. Можно сказать, что интенсивность огня действительно стала значительно меньше, за исключением двух направлений - Дебальцево (на тот момент еще не были выведены войска) и Новоазовск-Мариуполь.

А какое настроение бойцов, как они относятся к этому новому перемирию, ведь несколько режимов прекращения огня у нас уже было?

- Я не встречал бойца, который бы сказал, что это перемирие принесет наконец мир, российские войска отступят с нашей территории и мы сможем контролировать наши границы. Ни один из военных не возлагает на это перемирие больших надежд. Все понимают, что борьба будет продолжаться, но с боевым духом на фронте все нормально. Пока не встречал среди военных таких, кто не хотел бы или не мог бы воевать. Сейчас на фронте остались те, кто умеют воевать, понимают зачем они туда пришли и что должны делать.


Фото: Iv Bogdan/facebook.com

Явление патриотизма. На сколько оно многогранно и разное на фронте и в тылу. Вы как волонтер, который неоднократно побывал в зоне АТО, можете это сравнить.

- Разница, конечно же, есть. На фронте количество патриотически настроенных бойцов приближается к границе 100%. В тылу все по-другому. Мне кажется, что много людей не понимают глубину трагедии и уровень опасности, которые уже сейчас несет война. Понятие патриотизма в тылу является довольно размытым и как явление имеет различные формы: сине-желтая лента на руке, вышиванка на выходных, вязание носков для воинов, половины зарплаты на медикаменты в госпиталь, сбор средств и поездки в АТО. У каждого разное понимание патриотизма.

ЧИТАЙТЕ: По дороге на войну

А какая разница между этими людьми?

- Разница в том, что в тылу всегда можно сделать больше, чем делаешь теперь, особенно во времена опасности, а на фронте патриотизм измеряется не только здоровьем, но и жизнью.

Как вы стали волонтером?

- Я воспитан в патриотических тонах и на патриотических мотивах, но история моего волонтерства совсем не патриотическая. Когда началась война на востоке нужно было для себя принять решение. Бросить работу и семью и уйти добровольцем на фронт у меня не хватило духу. Сидеть сложа руки не позволяла совесть, поэтому искал себе занятие, которое бы позволило оправдать перед самим собой пребывание здесь, а не там.

На тот момент в обществе уже увеличивалось недоверие и к Минобороны, и в некоторых волонтеров возникалы вопросы "куда расходуются средства", которые жертвуют граждане. Я спросил нескольких знакомых, как они смотрят на то, чтобы я сам начал собирать деньги, покупал необходимые амуницию или медикаменты, завозил в зону АТО и передавал непосредственно в руки бойцам. Мои друзья и знакомые меня поддержали. С этого все началось.


Фото: Iv Bogdan/facebook.com

Есть ли у вас постоянные жертвователи. Или весь процесс происходит спорадически?

- Я бы разделил всех на несколько групп. Первая - это те люди, которые с определенной периодичностью осуществляют переводы средств. Некоторых я знаю лично, а кого-то никогда не видел. Хочу сказать еще о сумме переводов - они бывают разными. Бывают случаи, когда человек перечисляет 50 или 100 гривен и извиняется, что больше не может. Я не публикую и не сравниваю кто и сколько средств перечислил, потому что считаю это некорректным. Во-первых кто-то может позволить себе купить для бойцов машину или тепловизор, а кто-то максимум блок сигарет. Для меня ценной является не только величина помощи, но и сам факт помощи, независимо от бюджета. Во-вторых, один мой товарищ из Донецка, тоже перечисляет мне значительные средства, говорит, что Бог заповедал помогать не для похвалы.

Волонтер - не только служба поиска средств и доставки на фронт, но и курсы психологической поддержки

Вторая группа - это отдельные люди или сообщества, которые самостоятельно собирают средства, покупают необходимый товар и присылают мне для передачи в АТО. Понимая, что нашим военным нужна больше помощь, чем есть возможности, я пытался найти контакты с нашей диаспорой. На сегодня помощь приходит из многих стран - из Великобритании, Шотландии, Германии, Польши, Италии, США, Канады, Гонконга... Каждая из диаспор поддерживает волонтерское движение в меру своих возможностей. Для примера можно вспомнить наших преданных украинцев из сообщества Евромайдан в Лондоне. За все время нашего сотрудничества только на мой волонтерский адрес они переслали около 5 тонн материальной помощи. А вообще общее количество помощи от Евромайдан Лондон украинским военным и их семьям достигает наверняка уже где-то 30 тонн. Часто ставлю в пример этих людей - могли бы вполне спокойно сидеть в уютных офисах, пить дома английский чай и сетовать на тяжелую судьбу Украины".

ЧИТАЙТЕ: Когда звонят с фронта и говорят, что твоя каска спасла жизнь - это придает сил, - волонтер Вадим Воронин

Получается, что зарубежные украинцы больше помогают?

- Я бы не сравнивал эти вещи. Помощь украинцев из заграницы большая, но без всех нас в самой Украине волонтерское движение было бы невозможным.

Вы помогаете какому-то конкретному подразделению или тем, кто к вам обратится?

- В первую очередь стараюсь помогать ВСУ. Их потребности более острые, чем потребности добровольческих батальонов. Это мой личный вывод после многих поездок по линии фронта. 80% моего времени и сил уходит на помощь 95-й и 72-й бригадам, однако, не отказываюсь и, по возможности, помогать другим подразделениям - бываю у морпехов, в 128-й бригаде, в нацгвардии и "Правого сектора"...


Фото: Iv Bogdan/facebook.com

Чему бойцы на фронте радуются больше всего?

- Все, что помогает сохранить их здоровье, а порой и жизнь, приносит радость. Волонтер - не только служба поиска средств и доставки на фронт, но и курсы психологической поддержки. Важно поддерживать связь между нашим миром и их. Ищу для этого способы и возможности. Очень помогают письма и детские рисунки. Детские рисунки на фронте я вижу повсюду - в блиндажах, в палатках, в военных машинах, на блок-постах... Они как талисманы и обереги.

Отдельная огромная радость военных, о которой можно писать книги, это фантастическая домашняя кулинария и выпечка от наших девушек. В каждую поездку на фронт они передают кексы, торты, пирожки, вареники, блины... Посреди войны, посреди стандартной каши и тушенки, среди мощной боевой техники появляется что-то шоколадное, с цукатами и орехами, украшенное цветными пряниками... Выглядит сюрреалистично и действует безотказно, хотя бы на несколько минут, но ребята чувствуют себя дома.

Не ставило вам препятствия руководство Минобороны или подразделений, куда вы ездите?

- Я не общаюсь с высшим руководством. В моей практике таких препятствий не было. Я имел возможность проехать туда, куда было нужно.

ЧИТАЙТЕ: Войны нет здесь, потому что там воюют наши ребята, - волонтер из Львова Люба Возняк

С недавних пор, была введена система пропусков на территорию зоны АТО. Насколько интенсивно происходит проверка?

- Это тяжелая и неприятная тема, которая мне очень не нравится. Я приезжаю в зону АТО почти каждую неделю. Бываю по всей линии фронта. Хочу сказать, что есть направления, где проверка транспорта выполняется очень хорошо, независимо от того кто выезжает - военный или гражданский. Вместе с тем, существуют направления, где можно, зная определенный набор правил, выехать из зоны АТО и ни разу не открыть багажник в авто.

Это халатность, которая потом превращается на взрывы в мирных городах.

Как с этим бороться?

- Не знаю, я звонил по этому поводу на горячую линию в Генштаб и СБУ. Никаких результатов это не дало.

Что нужно чтобы собрать автомобиль в зону АТО, чтобы без проблем поехать туда и вернуться обратно?

- Чтобы собрать автомобиль нужно не так много: узнать список приоритетных потребностей в командира подразделения, найти лучшее соотношение цены и качества на нужный товар, собрать средства, упаковать товар в авто и с хорошим настроением в путь.

Чтобы вернуться надо чуть больше... Для начала необходимо знать актуальную карту АТО на день выезда и немного знать этот регион, чтобы понимать на сколько дороги отличаются между собой, в плане качества или наличия дорожного покрытия. Нужно иметь постоянную связь с военными, к которым ты едешь. Одним из моих правил в дороге есть периодический телефонный звонок военным, которым везется груз. Таким образом получается актуальная информация об интенсивности обстрелов и безопасность проезда.

Можно говорить, что все трудно, но если хочешь изменений, то бери и сделай сам, сколько сможешь

Обязательным является наличие бронежилета, шлема, аптечки с кровоостанавливающим, перевязочным и жгутами.

Обязательным есть голова на плечах, потому что опасность ближе, чем кажется. Остановка на обочине грозит растяжками или снайперскими обстрелами. Кроме того есть опасность быть похищенным диверсионными группами.

А где чаще всего такое происходит?

- Есть трассы и направления, где часто работают диверсионные группы противника, это грозит обстрелами транспортных средств или похищением. Нужно понимать как выглядит твое авто. Познавательные военные знаки или краска под камуфляж твоего гражданского авто не сделает тебя большим патриотом или героем, а наоборот может стать проблемой - твое авто будет выделяться на трассе среди других гражданских. Есть районы где волонтеры попадали в такие неприятные истории, например, возле Артемовска или Волновахи.


Фото: Ratushnyak Oleksandr/facebook.com

А вы попадали под обстрел ?

- Под прицельный огонь, к счастью ни я, ни автомобили, которыми я подвигаться в АТО, не попадали. Однако надо понимать, что это линия фронта, поэтому обстрелы ведутся постоянно, даже в так называемое перемирие.

Существуют скептики, которые говорят, что силами волонтеров не все можно сделать. В частности известный автогонщик и волонтер Алексей Мочанов заявил, что "волонтерство - это партизанщина, а партизаны никогда не выигрывали войну". На сколько можно с этим согласиться, и на сколько хватит сил у волонтеров?

- Пока что это выглядит так, что МО приняло на себя обеспечение техникой и вооружением. Большинство всего другого на плечах волонтеров, точнее всех людей, которые помогают волонтерам. На долго ли хватит сил сказать трудно. Помощь колеблется в зависимости от того, как подаются новости с фронта. Если у людей возникает иллюзия, что все стало спокойно, то помощь становится меньше. Как только общество узнает о новых наступлениях и масштабных жертвах, помощи становится больше. Война истощает, экономический кризис истощает, но пока что есть поддержка и желание дождаться результатов реформ в МО. Можно говорить, что все трудно, но если хочешь изменений, то бери и сделай сам, сколько сможешь.

ЧИТАЙТЕ: Нас называют предателями и "сцыкунами", хотя мы пережили ад Иловайска, - боец 51-й бригады после 4-х месяцев плена

А как встречает вас местное население?

- С местным населением я в последнее время не общаюсь по той причине, что просто не хватает времени. Скажу, что есть люди, которые категорически настроены против всего проукраинского, говорил бы здесь скорее против киевской власти, с которой эти люди ассоциируют свои беды. Конечно, много и проукраински настроенных, но все-таки большинство это те, кто просто хотят, чтобы закончилась война. Я не хотел бы обвинять их в не патриотизме, потому что для поиска причины надо вдаваться в историю.

Среди людей, которые живут на оккупированных территориях есть такие, которые регулярно перечисляют мне деньги на поддержку украинских солдат. Одному из них недавно в дом прилетел арт снаряд. Эти люди независимо от масштаба кремлевской лжи умеют различить белое и черное. Эти люди тоже ждут мира, нашей победы.

Почувствовали ли вы запах "русского мира"?

- Запах "русского мира" - это психотропный газ с запахом смерти. Преимущественно подается с имперскими легендами и ладаном московского патриархата.

Как фотограф, планируете ли вы какую-то выставку или выпуск своих работ, которые отражают ситуацию на востоке Украины?

- Сейчас я мало фотографирую, потому что большинство времени занимает волонтерство, кроме того, что есть еще моя основная работа в немецкой компании. Времени на фотографию остается не так много. Я не снимаю войну в понимании масштабных военных операций, скорее это истории о людях и войне. Часть фотографий уже принимают участие в групповых выставках в разных странах.

Фото: Iv Bogdan/facebook.com

Будет ли что-то дополнительное?

- Нужно время, чтобы все проанализировать и осмыслить. А времени катастрофически не хватает. Пусть сначала закончится война.

Для желающих помочь волонтеру подаем реквизиты, по которым это можно сделать:

1 - Гривна:

Карта Приватбанка - 5168 7553 8744 8885

Богдан Иван Иванович

2 - Pay-Pal [email protected]

Назначение: i'm sending money to family or friends

3 - Western Union - Ivan Bogdan