Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

"Пророссийская группа в УПЦ МП является сплошь маргинализированная"(Часть I)

"Пророссийская группа в УПЦ МП является сплошь маргинализированная"(Часть I)
Украинская православная церковь Московского патриархата находится на пороге эпохальных изменений. На пороге вечности - Блаженнейший Владимир(Сабодан), который руководит Церковью более 20 лет. Именно благодаря ему - бывшему управляющему делами Московского патриархата и одному из самых влиятельных достойных Русской православной церкви - УПЦ МП утвердилась как самая православная конфессия Украины.

Именно митрополит Владимир умел сглаживать позиции и примирять и фанатичных адептов "русского мира", и умеренных "автономистов", и сторонников собственно украинского - без московских примесей - православие. В УПЦ МП царила настоящая демократия, если не анархия. Скажем, предстоятель Церкви подписывает совместно с главами других конфессий письмо в поддержку Ассоциации с ЕС, а священники заявляют, что не желают видеть сторонников евроинтеграции в своем храме...

При этом, ошибкой было бы утверждать, что Предстоятель УПЦ МП - просто мастер церковной дипломатии, умело маневрирует между Москвой, собственными амбициозными иерархами, москвофилами и "самостийниками". Он - человек с поразительной духовной силой, который, будучи немощным телом, остается сильным духовно. Масштаб его личности нам еще предстоит оценить, однако видимо не будет большим преувеличением предположить, что достойным эпиграфом жизнеописания Блаженнейшего могут стать его же собственные слова о том, что он хочет предстать перед Богом сто двадцать первым митрополитом Киевским, а не шестнадцатым патриархом Московским.

Впрочем, эпоха митрополита Владимира заканчивается и УПЦ МП ждут сложные времена. Все сейчас подковерная борьба за руководство Церковью периодически выплескивается за рамки собственно церковной жизни, переходя в разряд криминальной хроники. iPress.ua спробувував разобраться, какие настроения царят внутри Церкви и нам ждать в будущем, в разговоре с известным украинским религиоведом Андреем Юраш.

"Ничто сегодня не говорит о том, что в ближайшее время может возникнуть вопрос изменения предстоятеля УПЦ"

- Глава УПЦ МП митрополит Владимир тяжело болен. И, разумеется, в Церкви обостряется борьба за престол предстоятеля Церкви.Заинтересованных сторон достаточно много. С одной стороны - это Патриарх Кирилл, который хотел бы видеть на позиции главы УПЦ МП не слишком самостоятельную фигуру, четко ориентированную на Москву. С другой стороны - это Виктор Янукович и его окружение, которые хотят иметь лояльного и ориентированного на Президента главу Церкви. Это одна видимая линия конфликта. С другой стороны, четко промосковские иерархи вроде митрополита Одесского Агафангела и Донецкого Илариона, которые являются адептами "русского мира" и выступают против автономии УПЦ МП. И есть "автономисты", большинство из которых устраивает нынешнее автономный статус УПЦ. Кто сегодня имеет больше шансов в борьбе за Киевскую кафедру УПЦ МП?

- Есть уже много "засвеченных" фигур. На самом деле, на мой взгляд, далеко не все сегодняшние расчеты того, кто может стать предстоятелем, исходя из позиций той или иной конфессиональной и внутрицерковной группы, будут реализованы. Есть несколько принципиальных позиций связанных с будущим избранием предстоятеля. Минимум уже 5-6 лет идут разговоры о том, кто должен возглавить Церковь, несмотря на то, что состояние митрополита очень тяжелым. За это время некоторые из кандидатов, которых несколько лет назад называли реальными кандидатами, например, тогдашний управляющий делами архиепископ Митрофан, уже фактически выведен из активной дискуссии. Сейчас строить какие-то конкретные планы не выглядит возможным, потому что хоть состояние митрополита Владимира стабильно тяжелым, но говорить о том, что в ближайшее время может встать вопрос о замене предстоятеля не приходится.

Время вносит свои коррективы. Уже много раз менялись конфигурация и подходы, а, слава Богу, митрополит Владимир дальше управляет Церковью и, как показывает ситуация, даже тяжелобольной может еще очень долго активно влиять на ход церковной жизни. В последнее время мы видим чрезвычайную активность митрополита. Если отследить на протяжении двух-трех месяцев его передвижения Украины и даже за рубежом, то он сделал впечатляющее количество поездок, посетил более десяти епархий. Ничто сегодня не говорит о том, что в ближайшее время может возникнуть вопрос изменения предстоятеля.

Но, если бы этот вопрос встал, то сегодня называют двух главных претендентов. О них больше всего говорят, они имеют серьезные шансы претендовать на кафедру предстоятеля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Для чего Сталин придумал Русскую православную церковь?

Во-первых, это уже упомянутый вами митрополит Донецкий Иларион, которого наверняка будет выдвигать пророссийская "партия". Вы назвали его сторонником "русского мира". Возможно, он не является адептом, а, скорее, является типичным прагматиком, который готов принять любую позицию, в том числе "русского мира", только достичь своих каких-то расчетов и интересов, как церковного лидера. В этой ситуации для него не остается других вариантов, чем опираться на пророссийскую группу, в которой он себя чувствует достаточно комфортно и, наверное, может стать одним из руководителей.

Известна его активность во времени обострения болезни Митрополита два года назад. Тогда митрополит Донецкий Илларион(Шукало) активизировал так называемую уставную комиссию, которую он возглавляет и которая должна изменить устав УПЦ в направлении полного узгиднення его требованиям Московского центра. Речь идет о том, чтобы в одном моменте позиция УПЦ и ее статус не противоречил уставу МП и, чтобы любое решение, которое было принято синодом и предстоятелем, согласовывалось и проходило специальную процедуру апробации синода РПЦ или патриарха Московского и всея Руси. Но со временем деятельность этой комиссии была заблокирована, как один из первых шагов, которые символизировали возвращении митрополита Владимира к активному администрирования. 

Митрополит Иларион остался тогда в тени, как один из лидеров пророссийского лагеря в Церкви, который сознательно делает жесты, которые бы должны были засвидетельствовать перед Московским патриархом, что он абсолютно лояльным Москве, потому что это единственный его козырь в будущих раскладах.

- Кто второй кандидат?

- Это молодой, образованный, с хорошими связями и репутацией в Киеве и во многих церковных кругах митрополит Антоний Паканич, которому на последнем заседании синода было определено быть епархиальным архиереем. До этого он был первым викарием Киевской епархии. Бытовало мнение, что в предыдущем уставе Церкви было положения, предстоятелей могут выбирать только из правящих архиереев. Сегодня де-факто не действует эта норма об избрании из правящих архиереев, а не с викарных.Но чтобы не возникал вопрос, что этот иерарх по формальным критерием не может претендовать на должность предстоятеля, и была создана Бориспольская епархия, которую возглавил и теперь и формальные, и не формальные основания претендовать на возглавление УПЦ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Андрей Кураев: В глазах Папы мы, в лучшем случае, странные бородачи из окрестностей Европы

Он сейчас имеет гораздо больше перспектив и приоритетов по сравнению с митрополитом Иларионом. Во-первых, он не является однозначно ангажированным в одну из групп. Некоторые считают его проукраинским.Параллельно существует и мнение, что он является одновременно и пророссийским и имеет репутацию иерарха, которого поймут и имеющий хорошие контакты с церковным руководством в Москве. Если прочитать некоторые сайты и блоги, например, того же Фролова(Кирилл Фролов - глава "Ассоциации православных экспертов", известный своими украинофобскими взглядами - iPress.ua), который является откровенным оппонентом любого независимого движения в УПЦ, то он однозначно относит митрополита Антония к пророссийского лагеря. Хотя, мне кажется, это не соответствует действительности. Владыка Антоний - это современная, контактный человек большой набожности, которая в этой ситуации может стать таким кандидатом, удовлетворяющее различные группы внутри Церкви и не иметь внешней негативной коннотации, которую связывают с митрополитом Иларионом.

Когда возникнет вопрос избрания, то могут быть включены другие факторы.Ситуация очень динамичной. Как часто это бывает, особенно в последнее время, когда будут какие-то недоразумения, может возникнуть компромиссная и неожиданная фигура. Поэтому сейчас однозначно просчитать, кто будет возглавлять УПЦ после ухода митрополита Владимира, очень трудно.

"Патриарх Кирилл всю свою сознательную жизнь был занят в украинские дела. Насколько было легче украинской епископам за Патриарха Алексия II, который боялся сюда даже заявиться! "

- Насколько сегодня велико влияние Патриарха Кирилла на УПЦ МП?  

- Конечно, влияние большой. Во-первых, УПЦ, согласно уставу является неотъемлемой частью РПЦ. Каков бы ни был - формальный или фактический влияние, патриарх Кирилл продолжает управлять УПЦ.Конечно, он хочет еще большей степени влияния на ход процессов.


Хотя ему надо учитывать многие обстоятельства, которые делают невозможным на сегодня его прямое вмешательство, прямую интервенцию в церковную политику УПЦ. Почему? Во-первых, с формальной точки зрения УПЦ имеет очень высокую степень внутренней независимости. Эта степень даже выше, чем в автономной Церкви. Потому что в автономной Церкви ее основные принципиальные решения, как образования епархии или рукоположения(хиротония) епископов, обязательно должны согласовываться с предстоятелем. УПЦ этого не делает. Но это фактическая плоскость.

В юридической плоскости статус УПЦ до конца не определен. Она даже с формальной экклезиологически-канонической точки зрения не является автономной Церковью. По уставным формулировкой, она является независимой в своем управлении. Это статус, которого не знала церковная история, это статус, который сознательно был подобран для украинской Церкви, чтобы обозначить ее параметры 1990 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему церковь так себя ведет?

Соответственно, патриарх Кирилл к этому времени категорически был против формализации даже автономного статуса, не говоря уже реальный уровень самостоятельности УПЦ, ибо, если Церковь соглашается и окончательно закрепляет, по крайней мере, автономный статус, то сужение полномочий уже быть не может, потому что это станет нарушением ее суверенных прав. А в сегодняшнем «подвешенном» статусе любые изменения, в том числе и уменьшение или ограничение уровня самостоятельности, вполне возможно, к тому же без особых хлопот или сверхпроблемной соборных решений.

Патриарх Кирилл в отличие от своего предшественника является фигурой, которая всю свою сознательную жизнь была ангажирована в украинские дела. Насколько было легче украинской епископам за Патриарха Алексия II, который боялся сюда даже заявиться! Зато патриарх Кирилл демонстрирует полное понимание и контроль ситуации и, показывает, что все процессы в украинском православии полностью ему подчинены.

С другой стороны мы можем видеть, что далеко не все эти процессы, которые происходят в украинском Православии, согласованы и санкционированными московским центром и укладываются в ту схему, которую предлагает патриарх Кирилл.

Самое главное и самое трагичное для него, что де-факто и предстоятель УПЦ, и многие другие иерархов просто молчаливо проигнорировали концепцией «Русского мира», которую патриарх Кирилл здесь пропагандировал постоянно во время своих визитов в первые три года своего Патриаршего. Я вообще не помню, чтобы митрополит Владимир употреблял этот термин - "Русский мир", не говоря о том, чтобы он его воплощал в жизнь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В российской православия нет друзей"

Итак, фактически по УПЦ патриарх Кирилл действует по двум направлениям. Первый - это его попытки контролировать процессы, вмешиваться в них, стремясь найти поддержку для имплементации идеи "Русского мира", а с другой стороны, это - осознание реалий, понимание их(даже если они не укладываются в его собственную концепцию) и боязнь радикализировать любой любыми неожиданными вмешательствами ситуацию в УПЦ, как хороший стратег и политик, патриарх Кирилл не может не понимать, что его попытки что-то изменить, унифицировать по определенным его представлениями может привести к внутренним разделов и трагически сказаться на единстве самой УПЦ.

- По некоторой информации «антироссийский» фронт в УПЦ МП возглавил одиозный митрополит Вышгородский Павел(Лебедь).Якобы именно он формирует коалицию, противостоящую Илариону и Агафангелу. Насколько достоверной может быть такая информация?

- Митрополит Павел очень интересной личностью. О нем в последнее время очень много говорится. С одной стороны понятно, что он не является ярким богословом, но с другой стороны очевидно, что он является очень хорошим политиком стратегом и администратором. О нем, как о реальной и влиятельную фигуру в УПЦ говорить, когда он во время болезни митрополита Владимира поддерживал несколько решений, которые подавались с голоса митрополитами Агафангелом и Иларионом. В то время его связывали с этой промосковской группой.


Но с другой стороны, учитывая территорию, где есть самые его воздействия - Киево-Печерская Лавра и Киев, митрополит Павел не может не быть достаточно близким к митрополиту Владимиру, который во многих отношениях просто не может обойтись без реальной и действенной участия митрополита Павла. Возможно, в последнее время определенные изменения в УПЦ изменились и митрополит Павел, играя в какую-то новую игру, начал действовать автономно от митрополитов Агафангела и Илариона, де-факто отгородившись от линии поведения, которую демонстрировал полтора-два года назад. Сейчас трудно сказать однозначно, все же митрополит Павел разорвал свои контакты с упомянутой пророссийской группой. Мне кажется, что он сейчас в этой ситуации логично занимает выжидательную позицию, пытается быть лояльными к обеим группам для того, чтобы увидеть, как сложится ситуация, а потом использовать ее с пользой для себя.       

"Любая серьезная интервенция в церковные дела ангажированных к делам через свои деньги бизнесменов вряд ли будет успешной"

- В июне 2013 года произошла детективная история с похищением монахинь Покровского монастыря, связана с аферами по продаже автомобилей. По уголовному делу, открытому по факту похищения, как свидетель проходил личный секретарь Митрополита Владимира архиепископ Александр Драбинко. Предстоятель УПЦ КП Патриарх Филарет тогда даже обвинил пророссийские силы внутри церкви в раздувании скандала и попытке в очередной раз скомпрометировать митрополита Владимира из-за давления на Лесенка. Насколько его версия является правдивой. Если так. Так стоит ждать подобных провокаций в будущем?

- Действительно, накануне приезда патриарха Кирилла и постоянно присутствующего попытки со стороны Москвы установить полный контроль внутри УПЦ над процессами, нейтрализовав митрополита Владимира, это выглядело, как определенная разработка, операция, которая выстреливала за полтора месяца до того, как должно было произойти планируемая событие - визит патриарха Кирилла.

В этой ситуации мы еще раз можем говорить о наличии уверенной в себе, последовательной и взвешенной позиции и политики самого митрополита Владимира. Это был очень трудное время и для него лично, и его секретаря архиепископа Александра Драбинко. Но митрополит Владимир из этой ситуации вышел с необычайным достоинством, не поступился какими-то личными своими приоритетами и стратегическими связями с тем же архиепископом Александром, он подтвердил, что контролирует ситуацию. Де-факто он нивелировал любые возможные внешние воздействия и планы относительно своей личности, УПЦ в целом и лица архиепископа Александра Драбинко частности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Церковные страсти по-украински: как жадность потеряла карьеру архиепископа

Мне кажется, что эта ситуация в определенной степени и в пользу владыке Александру. Он очень яркой и многообещающей для Церкви лицом. То, что митрополит Владимир продемонстрировал, что он не может обойтись без консультирования, реальной помощи и интеллектуальной поддержки этого иерарха, еще раз подтвердило силу последнего и его влиятельность в церковной среде, показало лишний раз способность и потребность для УПЦ осуществления собственной линии поведения.


Насколько были активные обсуждения и какие-то планы продвижения и утверждения пророссийской группы в первые недели и даже два месяца после возникновения этого конфликта, настолько сейчас активизировались абсолютно противоположные настроения, связанные с этой ситуацией.Любые воздействия упомянутой нами пророссийской группы сейчас не на первом плане, они сплошь маргинализированы. Тем более в контексте доминирующих сейчас в украинском обществе евроинтеграционных настроений. 

Реакцию на июньскую дело с якобы причастностью Владыки Александра к похищению двух монахинь промонархические и пророссийского Покровского монастыря столицы я бы вполне прямо сравнил с ситуацией, связанной с бойкотом Россией в августе украинских товаров и перекрытием границы. Это вызвало негатив в отношении России и внутреннюю мобилизацию в украинском обществе. Нечто подобное произошло и в УПЦ. Этот конфликт отверг тех, кто, возможно, был задействован в раздувании конфликта и заинтересован в переформатировании нынешней ситуации в УПЦ на обочину и усилил внутреннюю консолидацию здоровых сил, которые бы хотели видеть постепенное движение УПЦ если не в направлении формализации автономии и последующего получения автокефалии, то, по крайней мере сохранение и закрепление настоящего освободительного статуса.

Читайте также вторую часть интервью с Андреем Юраш "Пророссийская группа в УПЦ МП является сплошь маргинализированная".