Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

За что хотят уволить министра здравоохранения

За что хотят уволить министра здравоохранения
Олег Мусий. Фото: kmu.gov.ua
Министр здравоохранения Олег Мусий утверждает, что тендерная мафия, которую он отстранил от коррупционного "корыта" в ведомстве, пытается добиться его отставки.

Министра здравоохранения Олега Мусия могут отправить в отставку. Об этом объявил сам министр, избранный в правительство по квоте Майдана, во время пресс-конференции в пятницу.

По его словам, сместить его хочет тендерная мафия, которую он отстранил от коррупционного корыта.
Мусий не исключает, что его увольнение состоится уже на следующей неделе, если Верховная Рада поддержит постановление, которое зарегистрировали внефракционные Анжелика Лабунская и Роман Стаднийчук.

INSIDER пообщался с министром и попытался выяснить, за что и почему хотят его уволить.

Мусий убеждает: уволить его могут уже во вторник. Даже не дождавшись решения комитета, который должен заседать в среду. Однако автор проекта Анжелика Лабунская уверяет, что заседание комитета таки будет в среду, и после того уже решат судьбу министра.

Депутат говорит, что министр "бездарь, взяточник и случайный человек в МИНЗДРАВ, который вместе с Николаем Мартыненко хочет забрать Индар".

Лабунская выслала новую редакцию пояснительной записки к постановления об увольнении министра, говорит, там есть все основания для увольнения.

В нем депутаты обвиняют Мусия в том, что он только ухудшил положение в отрасли. Депутатская постановление содержит 8 пунктов, по которым министру предъявлены претензии.

Среди них:

1) Не включается (даже не начато) никакой реформы.

2) Не проведено вовремя тендерные закупки.

3) Не разработаны и не внедрены системы мер, направленных на преодоление схем и проявлений коррупции в области здравоохранения, обеспечения транспарентности процедур с участием Минздрава и его учреждений.

Наоборот, министра обвиняют в том, что 30,5% (52 345 тыс грн) общего финансирования закупки онкопрепаратов направлены на закупку только 3 из 36 препаратов, которые поставляют "Людмила-Фарм" Елены Мироновой и "Укроптпостач" Максима Берегового.

4) Депутатов не устраивают действия министра относительно завода "Индар", которые привели "к перебоям с поставками инсулина".

5) Авторы считают, что отсутствие "стратегического неснижаемого запаса вакцинных препаратов" есть реальная угроза срыва плановой иммунизации для более чем 15 млн населения Украины.

Кроме недовольства депутатов, министра также неоднократно ругал за некомпетентность премьер Арсений Яценюк. Последний раз это было несколько недель назад, когда министр перепутал данные относительно погибших детей в АТО с общей смертностью, рассказали источники издания в Кабмине.

"Он хороший специалист, но не министр. Ему сложно запомнить большие объемы информации", - говорит собеседник.

Кроме того, Мусия не воспринимает среднее звено работников министерства, которые считают, что министр должен быть этаким закостенелым чиновником, который хорошо ориентируется в схемах, а не гоняет людей с самообороной.

Сам министр в интервью INSIDER заявил, что все это потому, что он сломал коррупционные схемы и не зависит от политических сил.

- Мы так понимаем, вы уже готовитесь к отставке. Как вы думаете, за что прежде всего вас хотят уволить?

- За борьбу с коррупцией и схемами. Придя на должность, я всем сразу сказал: схемы закончились, не ко мне с этими предложениями.

- Скажите, соответствует ли действительности информация, что премьер уже подготовил постановление о вашем освобождении?

- Нет, это неправда. Но против меня системно ведет дискредитационную кампанию вся эта мафия, которой я наступил на горло.

Вот такие "майдановцы" пикетировали Мусия 3 июня

- А вы можете назвать конкретные фамилии тех, кто это делает?

- Все эти фамилии уже известны в интернете. Это те, кто занимался госзакупками, и те, кто их "крышевал".

- Но кто именно? Бывший заместитель министра Роман Богачев?

-Да, в последнее время это Богачев, который был первым заместителем министра и, по сути, кассиром у Саши-стоматолога, куратором или "смотрящим" от него в МИНЗДРАВЕ. По состоянию на сегодня, к сожалению, его даже не арестовали. Продолжаются расследования, хотя все знают, что здесь творилось, даже глава французского представительства "Пежо" в Украине рассказывал, как его вызвали к Богачева, предлагали какие-то схемы (при поставке "скорых", - INSIDER). И я его спрашиваю, а чего же вы не обратились в прокуратуру? А он отвечает: "А как я мог обращаться, если нам заблокировали растаможивание всех наших автомобилей". То есть система работала.

- Вы сегодня заявили о новое уголовное производство на миллиард долларов, которые, как я понимаю, также украли при поставках лекарств?

- Да. На "серые" склады завозили медикаменты без растаможки. При чем пропорция такая, что на легальный склад привозили тысячу единиц чего-то, а на "серый" - сто тысяч. Делали это за Соловьева (экс-глава Гослекслужбы, - INSIDER) и Демченко (его заместитель), которые работали в Гослекслужбе и по которым давно плачет тюрьма. Эти люди были приближены к многих высокопоставленных чиновников. Например, Соловьев был человеком Азарова, который проталкивал его и давал полномочия, несвойственные Государственной службе лекарственных средств. Они хотели все замкнуть на эту структуру - от регистрации лекарств до их прохождения и полного контроля. Но "папередники" не успели.

Далее это самое пыталась сделать новая власть через абсолютно незаконное распоряжение Кабмина, которое хотели протащить в мае, во время выездного заседания в Харькове. Распоряжение пытались внести в обход МИНЗДРАВА. С инициативой выступил Минюст. Я был в полном шоке, говорю: "Ребята, стоп-стоп-стоп. А что это происходит?" А мне: "А вы там ни с чем не справляетесь, то мы забираем себе эту службу под Кабмин". Я выступил против. Получил сокрушительную критику премьера, что я ничего не понимаю.

- То есть они хотели сделать службу отдельным исполнительным органом?

- Да. И сделано это было потому, что я принципиально не согласовывал людей из старой власти на руководство этой службой вместо Соловьева.

- А новый председатель Гослекслужбы Михаил Пасечник - это ваша кандидатура?

- Да, эта кандидатура - инициатива общественности, которую я поддержал. Пасечник - это отец этой структуры, он ее основывал.

- Но он был совладельцем сети аптек "Фалби", нет ли у него в таком случае конфликта интересов?

- Он давно все продал. И задокументировано, что вышел из учредителей.

- Он вышел из учредителей, но там остались его партнеры.

- Официально он выполнил все требования. Так или иначе, с назначением Пасечника схему Соловьева-Демченко с перевод 2 миллиардов средств в частные карманы было перекрыто. Хотя у Соловьева остались друзья в Кабмине, которые пытались сохранить его на посту и которые проталкивали эту постановление о реформировании Госслужбы. Но у премьера хватило мудрости этого постановления не подписывать. Относительно Демченко, то она - креатура председателя комитета Татьяны Бахтеевой, - INSIDER), и это тоже всем хорошо известно. Именно она руководила всеми схемами, а Соловьев - просто молодой циник, который много чего знает. Теперь их деятельность - это прерогатива правоохранительных органов и журналистских расследований. Пасечник, став главой службы, поддерживает все наши инициативы, и наконец Гослекслужба идет в одну ногу с министерством.

- Есть еще одна скандальная тема - Министерство здравоохранения до сих пор не провело тендеров по закупке лекарств из многих программ. И вроде преграды в этом оказывает ваш первый заместитель Салютин.

- Так, Салютин. Назначен по партийным квотам.

- Он действительно человек Николая Мартыненко?

- Ой, я не знаю, чей человек, но квота "Батькивщины".

- Какие еще партии представляют ваши заместители?

- Есть еще один от УДАРа. На самом деле меня ставят перед фактом, что будет такая-то человек. Ту команду, которую я подавал, Кабмин систематически отфутболивал. Лежат документы на заместителя уже 2 месяца, но Кабмин их не рассматривает. "Не нравится ваша деятельность, поэтому и не назначаем", - говорят. То же самое с Государственной санитарной службой - три месяца лежит представление. "Вы здесь всех своих людей назначаете", - обвиняют меня. А как с не своей командой прийти работать? И какая может быть партийная квота в медицине? Вы что идете к врачу, т.к. врач от "Батькивщины" или "Свободы"? Люди добрые, это же маразм.

- У нас был вопрос, удалось ли вам установить контроль над министерством, но ответ на него, кажется, очевиден.

- Вот и контроль, когда первый заместитель три месяца саботирует тендеры, рассказывая всякие байки. Я ему каждый день пишу поручения, а результата нет. Я все это подал на рассмотрение премьер-министру. Пусть он решает, объявляет выговор и снимает с занимаемой должности, потому что так невозможно работать. Это откровенный саботаж тендерных закупок! А виноват министр. Но министр не может быть председателем тендерного комитета априори. Есть человек, который за это отвечает. И этот человек завалил работу.

- Вы можете объяснить, почему депутаты Стаднийчук и Лабунская внесли постановление о вашей отставке? У них есть в этой области какой-то интерес?

- Прямой.

-"Индар"?

- Как мне рассказывали некоторые журналисты, хотя конечно, это непроверенные данные, "тушение" Лабунской в прошлом созыве имело определенную цену. И вроде бы она получила определенные преференции именно в этой области. Кроме того, она подружка Любви Вишневской, руководительницы "Индара", которую я убрал.

- Какая там сейчас ситуация на заводе?

- Вишневская подала на нас в суды. Обвиняет в несоблюдении процедуры во время голосования. Будто, если государству принадлежит более 50% акций, то нужное задание на голосование во время собрания акционерного общества от Кабинета министров. И я обратился к Кабинету министров по этому поводу, но ответа ни слуху, ни духу. Несмотря на то, есть уже решения судов - Вишневская их проиграла. Ибо ситуация такая: государство через Укрмедпром управляет "Индаром", и Укрмедпрому принадлежит 70%. И как мне объяснили юристы, если бы МИНЗДРАВ непосредственно руководил, то нужно было бы задание на голосование от Кабмина. А поскольку не непосредственно, то и разрешения не нужно.

Мы выиграли все суды. И теперь вот засылают всякие заказные материалы. Но для меня главное, чтобы "Индар" остался в государственной собственности, чтобы Вишневская - большой мастер в этом деле - не обанкротилась через векселя предприятие и не вывела его в частную собственность. Поэтому я на этой должности как "собіратель" земель.

- А кого вы хотели назначить главой "Индара"?

- Председателем правления я рекомендовал человека, которого я знаю с обучения в "Аспен Украина". Это - Дмитрий Павлов, он менеджер компании, интернет-провайдера. Больше всего мне в нем импонирует то, что он высокоморальный и религиозный человек. Потому что бороться с мафией могут только порядочные люди. Я его беру как управленца-менеджера, который бы навел там порядок. Потому что "Индар" превратился в прокладку, через которую МИНЗДРАВ проводило тендеры, и покупал от тест-полосок до вакцин и препаратов против Спида.

- Еще такой технический вопрос. У министерства есть реестр референтных цен на лекарства...

- Реестр оптово-отпускных цен.

- Но я правильно понимаю, что от него зависят цены на лекарства?

- Нет, от него ничего не зависит. Это формальная вещь о декларировании цены, после чего они могут принимать участие в тендерных закупках. Но декларирует тот, кто привозит. И он может поставить цену, которую хочет, - в 5 раз дороже или в 105.

- А можно это изменить, чтобы чиновники министерства контролировали цены?

- Есть такое понятие как референтное ценообразование, и Кабмин поручил подготовить соответствующее постановление. Ее подготовили, но она не понравилась Кабмина. Теперь ее готовит Минэкономики. Наши наработки передали туда. Сегодня вечером должно быть заседание по этому поводу в Кабмине. Я не пойду, потому что я в опале. От МИНЗДРАВА будет один из заместителей.

- Вы можете сказать, когда началась кампания против вас?

- Грязь против МИНЗДРАВА начался позапрошлого понедельника. А в среду у меня начались проблемы в Кабмине. На четверг у меня была запланирована поездка на богомолье в храм святого Пантелеймона, а тут мне приносят материалы, в пятницу, в день правительства, первым заслушаны вопросы здравоохранения. По инициативе Кабмина. Думаю себе: "Ого! Ну, не проблема выступить перед депутатами, но очень уж подозрительная последовательность". И тут вечером звонок из Кабмина - "ваша командировка не согласовано". Но на самом деле это отчет министерства, а не министра. Я все документы передал Салютину.

После всего того я не очень хорошо себя чувствовал, померил давление - 170. Пошел к знакомым врачам, те меня направили в стационар. Я сразу: "нет, нет, вы что, у меня же отчет в Раде, против меня такое делается". А в полпервого ночи меня забрали в больницу. Четыре дня на капельницах. В пятницу был отчет, из тех вопросов, которые задавали депутаты, мне стало понятно, что все это было спланировано. Их не интересовала охрана здоровья. Я думаю, что в тот день было собрано голоса за мою отставку. Они наврали Турчинову, что я не хожу на заседания комитета. Потому что это неправда. Когда могу, я хожу. Просто заседание комитета в среду, а у меня в тот же день заседания правительства. Я министр, и не могу покинуть заседание правительства ради комитета.

- А разве туда не замы ходят?

- Ходит туда заместитель, но они хотят министра.

- Как вы думаете, во вторник будут рассматривать вашу отставку?

Турчинов сказал собраться комитета и на вторник вынести вопрос на голосование. Приглашение на комитет я получил на среду, на вторую час, тогда рассмотрят постановление Лабунской-Стаднийчука. Поэтому я уже не понимаю, что происходит. Я провел пресс-конференцию и попросил в любом случае дать мне выступить перед депутатами и предоставить возможность рассказать, что происходит с тендерами.

Борьба продолжается. За кресло министра я не чіпляюсь, но и добровольно подавать в отставку не буду. Хотят устроить политическую расправу над Майданом, я хочу на это посмотреть. Проблема в том, что я никому не принадлежу и меня не за что подвесить, чтобы выполнять коалиционные размышления.

Я начал что-то делать и получил головняк от депутатов. Я вам так скажу, эти люди не имеют никакого права там находиться. Майдан изменил хоть частично правительство. Президента избрали всенародно. А в Раде сидят те самые, которые голосовали законы 16 января.

Депутаты должны были давно распуститься, но Майдан их не дожал. Теперь имеем повторение
2004-2005 годов, когда пришли руки, которые ничего не крали, а оказалось, что загрібали ногами и руками все. Нужны срочные выборы в Раду, новые люди во власть не пришли, поэтому происходит квотное назначение заместителей, чтобы сохранить коалицию.

- А с вами не пытались договориться, не приходили с предложениями?

- Слава Богу, этого не было. Фамилии тех, кто работает в тендерных схемах, известно. Их там 5 человек. И ни с кем из них я не встречался. Меня интересуют честные прозрачные торги. Желательно, чтобы это вообще были электронные торги, да еще и по принципу редукциона. Но мафия против. И появляются все эти скандалы и постановления. Кажется, самое скандальное министерство.

- Так всегда было в этом министерстве. Поэтому и министров здесь больше.

Да, я 18-й. Здесь или быстренько отработали схему и министра спрятали, или министр не соглашается, и его выбрасывают. Например, был Онищенко из регионов, но его съели свои за 9 месяцев. Он не согласился на схемы, и его убрали.

Майдан змінив хоч частково уряд. Президента обрали всенародно. А в Раді сидять ті самі, які голосували закони 16 січня. 

- А если вас все-таки отправят в отставку, как вы видите свое будущее? Останетесь в политике или вернетесь к предыдущей деятельности.

- Однозначно, я останусь в общественной жизни. Это мое. Это мне гораздо ближе, чем это гнездо змей, куда я попал. Я имею авторитет, я работал над медицинской реформой. Буду в дальнейшем с общественностью реализовывать эти наработки.

- А сколько времени надо на реформу?

- От 5 до 10 лет. Начинать надо через 2 года. Посмотрите, на сайте МИНЗДРАВА есть концепция. Сейчас идет обсуждение, и около 60% того, что говорят, уже учтено. Я думаю, где-то на 15 июля ее реально вынести на обсуждение правительства. Потом три месяца на создание поэтапного плана действий.

- И что будет на выходе?

Это будет бюджетно-страховая модель, общественное административное управление, где специалистам будет предоставлено самоуправление, плюс резидентура и продолжалась последипломное образование. Это университетские клиники и ставка на профилактику, о которой все забыли в предыдущей концепции. Это все там прописано.

- Последний вопрос относительно АТО и обеспечения наших военных, потому что часто они жалуются, что в больницах бесплатно есть только зеленка и аспирин.

- На самом деле это не так. В четверг я видел это собственными глазами, потому что провел инспекцию, включая блокпосты возле Славянска. Чем ниже уровень, тем больше проблем. Но при ранении основное - скорость эвакуации. Надо оказывать экстренную помощь и быстренько вывозить.

В изюмской больнице более-менее достойный уровень. Единственное - там не хватает специалистов, и они пашут денно и нощно. А еще есть бюджет гражданской здравоохранения, который сейчас они тратят на раненых. И деньги там закончились. Поэтому очень их спасают волонтеры и гуманитарная помощь.

Относительно высшего уровня - а это клинический госпиталь в Харькове, - то там есть абсолютно все.

- МИНЗДРАВ считает убитых и раненых?

- Да, но только тех, которые проходят через гражданские учреждения здравоохранения. По нашей статистике, около тысячи раненых и 380 убитых, более 200 - на стационарном лечении.

- Это с обеих сторон?

- Для врачей нет разницы.

- А те больницы, которые в зоне АТО, в Славянске, например, они могут получить медикаменты?

- Проблематично, но довозят. Даже с наркотиками не было проблем.

- Не изымают боевики?

Изымают, но довозят. Дело в том, что в целом в стране ситуация с обеспечением лекарствами плохая. Поэтому и там она плохая. Мы все в равных условиях, и покупаем лекарства за деньги. Поэтому надо строить страховую медицину.

Оригинал: INSIDER