Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

"Сказала сепаратистам "Слава Украине", спела гимн и поехала", - беженка из Краматорска

"Сказала сепаратистам "Слава Украине", спела гимн и поехала", - беженка из Краматорска
Фото: АFР
Утро. В небольшом коридоре десяток женщин распаковывает пакеты с одеждой. Поступила гуманитарная помощь беженцам с востока.

Нас с коллегой на пороге своего временного жилища женщины замечают не сразу.

- Журналисты? Мы уже все рассказали. Звоните к отцу Николаю, если он позволит - пообщаемся. - резко говорит нам одна из женщин.

Отец Николай, который собственно организовал этот лагерь для беженцев в бывшем детсаду под Киевом, дает добро на разговор. С нами соглашается говорить Елена из Краматорска. У нее усталые грустные глаза. Мнет пальцы на руках: "Сначала я на три дня приехала к знакомым, а потом решила, что надо где-то остаться пока. А тут как раз была такая возможность и бесплатное питание. А так куда? С ребенком, без денег, без одежды...", - голос у женщины тихий и неуверенный.

Целостная и здоровая Украина

- Как Вас здесь приняли?

- Вообще поражает гостеприимство киевлян. Местные все время что-то приносят, спрашивают, что еще нужно. Я знаю, что некоторые из Краматорска уехали в Бердянск, но там ситуация хуже: все за свой счет. А здесь, то отец Николай так сделал, что много людей знают о центр помощи, то просто киевляне такие не равнодушные. Мы очень благодарны!

Елена

- Сейчас на западной Украине отказываются принимать мужчин беженцев. Как Вы к этому относитесь?

- Угу. - Удивленно вскидывает брови женщина. - А куда же их девать? Я слышала, что ДНР-ники принудительно вербуют мужчин, а им в любом случае надо же куда-то деваться.

- В Краматорске является поддержка украинской армии?

- Никому не хотелось бы чтобы город бомбили. Но многие люди с пониманием относятся, потому что республика эта - вообще не вариант. Я вот хочу, чтобы Украина была целостной и здоровой страной в политическом и моральном смыслах. Майдан - был знаком протеста. И должно начаться что-то положительное. Если не начнется - перспектив у Украины очень мало.

- Были ли у Вас споры с друзьями по поводу единства Украины?

- По моим наблюдениям, люди более прогрессивные и морально здоровые поддерживают Украину, а все какие-то непонятные лица почему-то за республику. Даже политическая ситуация разделила людей на адекватных и тех, которые за деньги способны уничтожать собственную страну. Я не понимаю просто такую позицию. В основном это через российское телевидение, которое рассказывает, что бандеровцы - это какие-то звери и приедут тут всех убивать. Это еще в конце февраля говорили: "бандеровцы едут громить". А на самом деле мы же видели, что люди на проукраинских митингах мирные, а в пророссийских обязательно какая-то драка должна быть.

ЧИТАЙТЕ: Кто такие "бандеровцы" и почему их надо убивать?

Женщина ведет нас по деревянным ступеням на второй этаж - показать как живут беженцы. В коридоре - стол с детскими приндлежностями, далее - кухня с расписаниями уборки и готовки, комната с закрытыми дверями, где работает муж одной из беженок ("Не надо с ним говорит. Он занят", - убеждает женщина) и спальня: два ряда кроватей - полметра друг от друга. Тамошние пестрые покрывала делают из комнаты разноцветный микс.Виноваты люди, которым наплевать на свою страну

В спальне одиноко сидит девушка: короткая стрижка, очки, в руках планшет. Ей 19. Всего здесь проживает около 120 человек. Малышню сегодня повезли на экскурсию, старшие поехали в кино, женщины сортируют вещи.

- Там фильм такой.. до 16 лет, поэтому я осталась, - объясняет девушка, выходя с нами на двор.

Вокруг здания сосновый лес, воздух легкий и чистый, рядом детская площадка. Останавливаемся на лавочке возле горки. Поют птицы.

Девушку зовут Лиза. Она тоже уехала из Краматорска "на несколько дней", которые продолжаются уже третью неделю. На прощание сказала знакомым сепаратистам "Слава Украине", спела гимн и только тогда поехала. Сначала она с родителями остановилась в общежитии Киевского христианского университета. Но через пять дней пришлось менять локацию - приехали новые беженцы из Славянска и Карсного Лимана.

Когда в Краматорске начались боевые действия, Лиза была в Донецке на учебе. Там она наблюдала как появлялись первые диверсанты и баррикады возле ОГА. Ее училище находится через дорогу от здания обладминистрации.

- Я каждый день видела людей в масках и с оружием, иногда там даже горели шины. Милиционеры постоянно с лентами ходили... - Лиза рассказывает беззаботно, слегка качаясь на скамейке.

- С какими ленточками?

- Георгиевскими. Сначала было очень страшно, а потом мы перестали на них всех обращать внимание: ходят, пусть себе ходят.

- А кто были эти люди в масках? Они говорили с вами?

- Они говорили мало. Следили, чтобы никто не заходил на их территорию, загородили ОГА. Выкрикивали лозунги. Какие именно - не знаю. Не слушала. Мы пытались проходить мимо так, чтобы они нас не трогали.

- А вы сине-желтые ленточки носили?

- Да.

- Страшно было?

- Возле ОГА - очень. Старались не ходить там. В конце апреля, когда была на митинге за единство нашей страны мы кричали "Слава Украине", "Украина Единая". А потом на нас налетели сепаратисты, начали бросаться камнями. Было невесело. - даже вспоминая эти события Лиза продолжает беззаботно, словно ребенок, раскачивать в воздухе ногами в цветастых балетках.

Потом Лиза вспоминает помощь ультрас, которые шли тогда впереди колонны. Им досталось больше всего. Сепаратисты сразу оттеснили фанатов, разъединив колонну, но те вырывались и помогали другим участникам убежать.

24 мая училище Лизы закрыли, а потом отменили сессию. Госэкзамены сдавали только четвертый курс.

- Как ты и твое окружение реагировали на объявление ДНР?

- У нас в училище есть те, кто говорит: "И станем Россией - классно, что сможем учиться бесплатно в питерской консерватории. Не станем Россией - будем в Одессе учиться". Они просто хотят, чтобы был мир, мол, мы и так, и так найдем выход. Действительно, очень много пофигистов. Вообще у нас есть и те, кто за Украину, и те, кто против. - Лиза делает паузу, поднимает голову и смотрит куда-то к небу. - Я за Украину. Она единственная.

- А почему так? У тебя патриотическая семья?

- Я всегда любила свою страну, вышиванки носила, училась в украинском классе. - Лиза действительно не видит ничего странного в своих взглядах. - И мне очень нравится западная Украина. Недавно побывала во Львове.

- Страшные бандеровцы? - спрашиваю в шутку.

Лиза качает головой, смеется.

- Меня в училище тоже называют бандеровкой. С детства даже мысли не имела, что мы не будем Украиной. И сейчас нет, - уверенно добавляет. - У нас очень много русских школ. Наша была одна из немногих, где есть и украинские классы.

Вчера как раз написал мой одноклассник. Сказал, чтобы мы оставили ДНР в покое...

- О, ты знаешь сепаратиста?

- Я знаю многих...

- И какие у них аргументы?

- Ну, что киевская хунта ужасная и не уважает ДНР. Прямо так они не говорят, но мысль такая. Будто запад живет за счет востока, то есть Донбасс кормит всех.

- А как вы относились к Евромайдану?

- Ну как... я хорошо относилась. - Отвечает просто и видимо, от того смеется. - Я не очень заглиблювалась сначала. А когда начались бои и стреляли... новости смотрела постоянно, плакала, переживала очень. Хотелось, чтобы Украина стремилась к большему. Я за Евромайдан была. - Еще раз уверенно напоминает Лиза. - А кое-кто был против, - добавляет таинственно и печально.

У Лизы в Краматорске осталась бабушка. "Недавно возле соседнего подъезда взорвалась бомба, - рассказывает девушка. - С первого по девятый этаж повылетали окна".

ЧИТАЙТЕ: Не обманывайте себя: украинский кризис далек до окончания

- Мы собираемся вернуться, как только сможем. - когда Лиза говорит про бабушку и дом ее глаза блестят и мне страшно, что она расплачется. - Просто сейчас там не платят зарплату. Ты на работу ходишь, а денег не дают! Уже за май не было. Поэтому папа сейчас здесь. Ищет работу, подрабатывает где-то. Как будут деньги, так и поедем. Мама вообще говорит: "Так хочу вернуться! Там же мой дом!" Она такая, что сейчас собрала бы все вещи и уехала.

- Как думаешь, кто виноват в том, что происходит у вас дома?

Лиза выдерживает длинную паузу. Думает.

- Видимо, люди, которым наплевать на свою страну. Вот.

- Так почему все-таки люди, которые выросли в одной среде, так по-разному относятся к вопросу единства Украины?

- Не знаю. Может, это гопота какая-то...

- Как? - Лиза так тихо вымолвила слово, что действительно трудно было расслышать.

- Ну я... нельзя, наверное, так думать о людях. Но мое мнение, что мы были по-разному воспитаны.
Мимо нас проходит мужчина с мальчиком. Малому примерно четыре. Идут на площадку. Человек эмоционально говорит по-телефону. Через слово - ругательство.

- Так например воспитаны. - говорит Лиза.

Малый уверенно подходит к нашей скамейке и берет в руки диктофон. Мы успеваем выхватить. Муж смеется. Говорит: "Будьте осторожны, он любит так забрать то, что ему хочется. Привык так".

Мы знаем, конечно, что так бывает. И даже не на межличностном уровне. Нет. На геополитическом.

Беседовали Алена Вишницька и Надежда Швадчак. Текст: Надежда Швадчак