Газовые переговоры с Украиной: от выигрыша к проигрышу всех сторон
Георг Цахманн, член Немецкой группы советников при правительстве Украины в блоге на сайте аналитического центра Breugel из Брюсселя, считает, что в результате очередного газового конфликта между Россией и Украиной пострадают обе страны да еще и Европа.
Недавняя эскалация конфликта в газовой сфере как считает Цахманн, дорого обойдется обеим сторонам. При условии сохранения транзита на уровне прошлого года и прекращения "Газпромом" поставок газа в Украину последней удастся обеспечить себя газом только на 3/4 от годовой потребности (20 млрд кубометров составит газ собственной добычи и импорт по реверсом с Запада - до 15 млрд кубометров). Если проблему не удастся решить до зимы, то потребление придется сократить на 25%. Для России отсутствие урегулирования конфликта будет означать, что долг за прошлые месяцы ($4,5 млрд, как утверждает "Газпром") не будет оплачен, а Россия потеряет влияние на украинскую политику. Более того, решение России прекратить поставки газа и прервать переговоры указывает на отсутствие желания достичь общего решения на переговорах. Это может усилить негативную репутацию России, которая использует газ как политический инструмент, а поэтому ускорить диверсификацию каналов поставок газа в Европе. Ситуация может также усилить желание Европы помогать Украине, которую там часто воспринимают как сложного и не совсем надежного партнера.
Юрий Продан Алексей Миллер. Фото: econo.com.ua
Следующим шагом российской стороны будет, пожалуй, прекращение транзита газа. Это плохо скажется на реверсе, и Украина сможет покрыть лишь собственные потребности в газе на 50%. Россия, не имея возможности продать в Европе 40-50 млрд кубометров газа, может понести потери в $14 млрд в год. Остановка в поставках газа подтвердит также мнение, что Россия не является надежным партнером.
Ни одна сторона не захочет, чтобы ее обвинили в проблемах, однако, будет хотеть, чтобы все обвиняли другую сторону. Для избежания худших обвинений нужен независимый мониторинг транспортировки газа по территории Украины. Если бы переговоры касались исключительно экономических вопросов, то вскоре можно было бы ожидать достижения взаимовыгодного компромисса. Более того, переговорные позиции можно согласовать и сблизить. Россия предлагает газ по окончательной цене $380 за тысячу кубометров - с учетом отмененного экспортной пошлины. Зато Украина хочет видеть в контракте цену в $320 за 1 тыс. кубометров без учета экспортной пошлины. Однако, сейчас результат является довольно непредсказуемым.
Команда Порошенко: менеджеры нации?
Балаш Ярабик, приглашенный исследователь Программы исследований России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир, в блог Eurasia Outlook на веб-сайте Фонда оценивает шансы на успех президента Петра Порошенко.
По мнению Ярабика, Порошенко и вся Украина столкнулись с вызовом: без усиления военной операции на Востоке реформы в Киеве и в остальной страны кажутся невыполнимыми. Но такое усиление таит в себе угрозу еще большего отторжения Донецкой и Луганской областей, затягивая конфликт и порождая новые трения с Москвой. Другими словами, проблемы, стоящие перед Порошенко и страной, являются огромными, и для того, чтобы решить их, мир является необходимым. Надо реформировать сектор безопасности, заключить новое газовое соглашение с Россией, приспособиться к нынешнему положению дел в Крыму, провести структурные реформы в экономике и так далее.
Впрочем, Запад не имеет ни политической воли, ни финансовых ресурсов, чтобы помочь Украине справиться с этими вызовами. Тем временем, Украина понесет в ближайшее время потери от разрыва торговли с Россией. Поддержка реформ в стране - которая пока что кажется твердой - может начать спадать, когда украинцы столкнутся с трудностями, которые принесут эти реформы. Все эти факторы должны побудить Порошенко действовать быстро. Но если все ожидают от него чудес, его все равно ограничивает реальность его страны.
Его первые назначения указывают на то, что его команда не была сформирована, когда он получил от избирателей сильный мандат доверия еще в первом туре выборов. Ближайшие к нему сотрудники - проверенные менеджеры с его предпринимательского прошлого. Украина действительно нуждается в сильных менеджерах, а не "белорусских отцах нации". Приоритетом Порошенко является назначение своих людей, лояльных менеджеров, а не сильных политических игроков - чтобы избежать появления серых кардиналов, таких как Сергей Левочкин у Виктора Януковича.
Борис Ложкин, Петр Порошенко. Фото: espreso.tv
Выборы воспринимают как необходимость, для того, чтобы влить свежую кровь в больное политическое тело Украины, но все большее количество жертв в Восточной Украине и отсутствие сильных политических партий могут облегчить появление популистов, таких как Олег Ляшко, который на президентских выборах был третьим. Такой ход событий сделает выполнение задач для менеджеров президента еще сложнее, чем сейчас.
Президент, избранный в момент большого кризиса, естественным образом оказывается в центре внимания и с ним связывают большие надежды. Однако, для движения вперед президенту и его команде следует отложить собственные амбиции и получить поддержку парламента и правительства, что будет сложно для Порошенко, особенно при условии сохранения нынешнего состава парламента. Без нового парламента и правительства от Порошенко не следует ожидать, что он вынесет страну из кризиса "на собственных плечах".
Невозмутимый Путин
Британский еженедельник The Economist в своем редакционном комментарии убеждает, что Западу следует применить новые санкции в отношении Росиии, чтобы сдержать очередные российские вмешательства в ситуацию в Восточной Украине.
В течение последних трех месяцев западные лидеры надеялись, что напряжение в отношениях Украины с Россией постепенно спадет, и кризис пройдет сам по себе. Однако, сейчас эти надежды выглядят иллюзией. Те лидеры, что подавали такие надежды, утверждали, что Путин получил все, что хотел: Крым и влияние на Восточную Украину, и, особенно, стремительный рост собственной популярности. В то же время, он отменил одно из своих решений выдвинуть войска к границе и признал Петра Порошенко президентом Украины после выборов 25 мая. Поэтому они решили, что третий раунд санкций будет лишним и причинит вред как России, так и слабым экономикам Европы. Впрочем, прошлые две недели продемонстрировали, что они являются необоснованными оптимистами.
Издание убеждено, что объявленное в одностороннем порядке президентом Петром Порошенко перемирие вряд ли принесет какие-либо результаты. Показания российской причастности к действиям сепаратистов есть все очевиднее: речь идет не только о все большем количестве наемников из Чечни и остальной России, но и о поставках оружия, включая ПЗРК, которыми сбили украинский военный самолет и даже включая танки, которые пересекли российско-украинскую границу. Тем временем, надежды, что Порошенко сможет заключить соглашение о поставках российского газа в Украину, были разрушены, потому что "Газпром" в третий раз за восемь лет, закрутил кран. Эта ситуация может повлиять на ЕС, потому что на Россию приходится треть импорта газа в его страны-члены, и половина этого импорта поступает через Украину.
Владимир Путин. Фото: wartime.org.ua
Не реагировать на усиление российского вмешательства будет неправильно и даже опасно. Если сепаратисты начнут проигрывать, Россия может увеличить поддержку, которую она им предоставляет. Украина все равно планирует подписать соглашение об ассоциации, и ее правительство потребует дальнейшей поддержки. ЕС следует приложить больше усилий к тому, чтобы стать менее зависимым от российских энергоресурсов. Стоит закончить строительство интерконнекторов, благодаря которым газ можно было бы перекачивать с запада на восток, заняться разработкой новых месторождений и построить побольше терминалов для приема сжиженного газа. Понятно, что ЕС следует также продолжить расследование злоупотреблений "Газпрома" на рынке газа.
Нужен также третий раунд санкций. Целью двух предыдущих было убедить Путина в необходимости остановить дестабилизацию Восточной Украины. Пока что он, похоже, отложил мысль о полномасштабном вторжении, но его вмешательство в дела Украины сильнее, чем когда-либо ранее. Кое-кто опасается, что очередной раунд санкций спровоцирует Россию на враждебные действия. Впрочем, Россия и так считает НАТО своим врагом, из-за чего такие страны, как Швеция и Финляндия, думают над вступлением в альянс. Есть риски дальнейшего реванша России в Молдове или Грузии. Опыт показывает, что единственным способом остановить агрессию, дать отпор агрессору, даже если за это нужно заплатить определенную цену. Угрожая перейти к третьему раунду санкций, Западу следует реализовать свои угрозы - если Путин не прекратит неприкрыто дестабилизировать Восточную Украину. Любое другое будет поощрением к агрессии.
Не обманывайте себя: украинский кризис далек до окончания
Джуди Демпси, главный редактор коллективного блога Strategic Europe, что ведется на сайте брюссельского центра Карнеги (Carnegie Europe), старший научный исследователь этого центра, считает в своем блоге, что ситуацию в Украине Запад может улучшить только с помощью санкций. Телефонными разговорами или даже личными встречами повлиять на Владимира Путина пока не удалось.
Россия отрицает, что вооружает сепаратистов в Восточной Украине. Путин призывает украинское правительство прекратить военную операцию. Но Киев просто пытается восстановить контроль над своей территорией, пытаясь одновременно начать диалог с Москвой, чтобы покончить с кризисом.
Чем дольше будут колебаться европейские правительства, тем больше Украине грозит гражданская война. Ее граждане ринутся из зоны конфликта, и гуманитарный кризис в Восточной Украине будет обостряться. Кроме того, возможен перелив конфликта в другие страны Восточной Европы, например, в Молдову, или на спорную между Арменией и Азербайджаном территорию Нагорного Карабаха. Европейские лидеры не могут себе позволить надеяться на то, что кризис в Украине затухнет сам по себе. Этого не будет. И они не смогут сдержать его обострения, если не начнут действовать. Учитывая постоянные вмешательства России, Меркель следует побудить ЕС ко введению третьего раунда санкций. ЕС и США должны применить санкции, направленные против отдельных лиц из ближнего круга Путина - запретить им въезд, заморозить их активы. Следует также полностью запретить экспорт оружия в России.
Чтобы сдержать Россию, НАТО следует также разместить американские силы на постоянных базах в Польше, Румынии и Эстонии. Грузии следует предоставить План действий по членству в НАТО, несмотря на то, что некоторые европейские государства выступают против этого, и не только потому, что считают, что это спровоцирует Россию на враждебные действия, но и потому, что они имеют сомнения, что НАТО подготовится к обороне Грузии в случае вооруженного конфликта.
Фото: uainfo.org
Как продолжает Демпси, Кремль начал широкую пропагандистскую кампанию против вступления в НАТО и ЕС почти во всех восточных странах-соседях ЕС, а также в балканских странах. Черногория, которая стремится стать членом НАТО и ЕС, является уязвимой к давлению со стороны Москвы - россияне владеют 40% побережья страны. Часть политического класса Черногории стремится разорвать связи страны с российским бизнесом и привязать ее к евроатлантическим организациям. Кремль, очевидно, делает все, чтобы этого не произошло.
В этой ситуации западным правительствам надо понять, что их соседей втягивают в геополитические игры Москвы и украинский кризис. Вот почему дальнейшие санкции против Путина, создание постоянных баз в восточных странах-членах НАТО и твердая поддержка гражданского общества и демократических институтов в Восточной Европе являются весьма важными. Соревнования ценностей только началось.