Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Ветеран УПА: если бы не оккупация поляками, то львовян бы стерли с лица земли

Ветеран УПА: если бы не оккупация поляками, то львовян бы стерли с лица земли
Фото: Иванна Павлюк
Традиционно, 1 ноября украинцы и поляки собираются вместе на Лычаковском кладбище, чтобы совместно помолиться за воинов когда-то вражеских армий.

Часовой мемориала Украинской Галицкой армии 

Двенадцатый год подряд Иван Илькив, член УПА, приходит в поминальные дни на Лычаковское кладбище, чтобы отдать честь героям, погибшим во время украинско-польской войны в 1918-1919 годах. В свои 76 лет, со знаменем в руках, он бодро шагает к мемориалу воинов Украинской галицкой армии. Через несколько минут у памятника поляки вместе с украинцами молятся за погибших в братоубийственной войне. Иван Илькив достает из кармана носовой платок и вытирает слезы. Очень много пережито: 

"Сегодня чествуют павших, как с польской стороны, так и с украинской - это знак примирения двух народов. Я благодарен полякам, что в 1920 году львовяне остались живыми".

Иван Илькив, собственно, рассказывает о Львовской операции 1920 (наступление Красной армии против польских войск с целью овладения Львовом). 

"Армия Буденного была разгромлена в боях с армией Пилсудского в советско-польской войне. Это и стало нашим спасением. Упомяну и о геноциде большевистской Москвы в отношении украинского народа в 1932-1933 годах, когда безжалостно уничтожено много миллионов украинцев. Если Львов не был бы оккупирован поляками, то всех его жителей было бы стерто с лица земли". 

Еще с детства Иван Илькив был свидетелем пыток мирных жителей тоталитарной системе: "Моя родная тетя была связной, но бойцы НКВД быстро ее арестовали. Они очень мучили тетку - ломали дверью фаланги пальцев. Чтобы вырваться из рук бойцов, мамина сестра согласилась в дальнейшем с ними сотрудничать. Больше она связной не была, однако всех родственников тети сослали в Сибирь".

ЧИТАЙТЕ: Пять попыток Украины провозгласить независимость от Центральной Рады до ОУН 

Еще совсем маленькими детьми, Иван вместе с братом начали свою деятельность связных в УПА: 

"В 1947 году меня тяжело ранили. В медицинском пункте меня лечила россиянка - такая стройная, высокая, красивая девушка Валя. Она осознавала где и с каким народом находится. Несмотря на это, девушка помогала повстанцам лекарствами и перевязочными материалами. Но потом бойцы НКВД выследили ее и уничтожили", - рассказывает ветеран УПА. 

Хотя Иван Илькив прожил долгую и горькую жизнь, он не сидит на месте, не пьет дома чай, как большинство пенсионеров. Его часто видят на патриотических и политических акциях во Львове, однако ни к одной партии он никогда не принадлежал: 

"Мой дедушка когда-то рассказывал мне: "Дитя, ты еще вдохнешь дыханием свободы, но вместе с ней появится очень много партий и партиек. Они не только будут бороться между собой, но и внутри каждой партии будут противоречия. Ты ни в какую партию никогда не вступай! Будь простым украинцем - это и является самым высоким пониманием патриотизма".

Вместе с Иваном Ильковым, первое примирения между поляками и украинцами на Лычаковском кладбище помнит вице-ректор Украинского Католического Университета Мирослав Маринович: 

"В 2002 году проходила дискуссия о том, в каком виде восстанавливать кладбище "Орльонт" (кладбище польских солдат, погибших в борьбе за Львов), а именно, польский мемориал. Исторически он построен в духе того времени - победы польского оружия над украинским. Однако, нам надо от того отступить. С одной стороны, пусть камень стоит и будет восстановлен, как в старину, но в душах человеческих должны быть другие символы. Таким символом стали молодые пластуны с одной стороны и польские скауты с другой (во время первой общей молитвы). Между кладбищем орлят и мемориалом воинам УГА они преподнесли две половинки креста и соединили их. Это был новый символ, который люди должны помнить". 

ЧИТАЙТЕ: Бой за украинскую независимость: во Львове воссоздали события Ноябрьского срыва 

Несколько лет назад трудно было представить, что на месте захоронений польских солдат, на кладбище Орлят, будет развеваться украинский флаг; что поляки вместе с украинцами будут молиться на могилах погибших в украинско-польской войне. 

В этом году, Украина потеряла много Героев на Востоке. Сейчас возникает вопрос, возможно ли в будущем украинско-российское примирение? Смогут ли украинцы вместе с россиянами во время общей молитвы почтить честь павших с обеих сторон? Отвечали известные украинские историки. 

Ярослав Грицак

 

В истории ничего нет невозможного. Французы и немцы, немцы и поляки, поляки и украинцы были столетними врагами - вплоть помирились. Но нигде примирение не происходит автоматически - оно всегда является следствием усилий. С современной Россией мириться трудно, почти невозможно. Перед тем, как должно произойти украинско-российское примирение, должны примириться между собой. То есть, должно состояться украинско-украинское примирение.

Владимир Вятрович

 

Я считаю, что украинско-российское примирение возможно при условии взаимного уважения одним народом другого. Только при условии, что и украинцы будут признавать существование российского государства как таковой, и россияне будут признавать необходимости независимого существования Украины. Они не будут вмешиваться и не будут диктовать, какой должно быть украинское государство. Слава Богу, поляки и украинцы, в основном, уже преодолели эти трудности между собой и поэтому способны почтить тех людей, которые почти 100 лет назад воевали друг против друга. 

Иванна Павлюк, Валентина Балабанова 

Фото Иванны Павлюк