Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Ты не разведчик, ты - журналист, а журналист должен быть готов оказаться в плену, - Сергей Лойко

Ты не разведчик, ты - журналист, а журналист должен быть готов оказаться в плену, - Сергей Лойко
Сергей Лойко. Фото: Альона Савчук.
Российский фотограф и корреспондент американского издания Los Angeles Times Сергей Лойко, который работал в зоне АТО, рассказал о том, как украинским журналистам работается на войне в своей стране.

Об этом он говорил в рамках второго Media Forum во Львове.

"Я был поражен тем, что увидел в аэропорту. Я видел много смертей, много крови, но то, что я увидел ... Эти лица, эти глаза, закопченные руки, черные лица ... У них блестели глаза от бессонницы. У них было напряжение от адреналина, от 24-часовой войны. Это меня поразило. Один парень попросил: "Снимите мой портрет", затем второй. Таких глаз я не видел ни на одной войне", - рассказал Сергей Лойко под впечатлением от встречи с защитниками Донецкого аэропорта.

"Это ваша война, вы должны сами ее переварить и о ней рассказать"

"Я видел страх, отчаяние, но сейчас я увидел что-то новое: стойкость, как будто это хорошая художественная литература. Больше всего меня поразила реакция украинской публики на фотографии, интервью, которые появились через пять месяцев, после того, как эта драма началась", - сказал журналист.

Он рассказал о том, чем, по его мнению, являются военные действия на востоке Украины.

"Это ваша война, вы должны сами ее переварить, о ней рассказать. Но сейчас страна, которая вместе с вами стучит в двери Европы, имеет армию. Но что мы видим? В армии продолжает существовать совковая структура. Офицеры не могут ничего сделать, потому что начальство не дает им что-то сделать. Мы видим по телевизору, что один и тот же спикер сухим языком, изменяя костюмы, рассказывает о том, что происходит там. Журналисты должны быть там", - убежден Сергей Лойко.

ЧИТАЙТЕ: Я думал, что сам поеду на войну, а война ко мне приехала, - Левко Стек, журналист из зоны АТО

Он привел примеры Вьетнамской войны и войны в Ираке - "если Вьетнамская война высветила конфликт между государством и прессой, то уже Иракская война создала новые формы брифингов, которые конкретно рассказывают о том, что произошло, но и там не хватало имиджевой составляющей".

"Фотографии говорят больше, чем любые другие слова. Вы помните вторую Иракскую войну. На войне был изобретен новый способ рассказать о войне - жить и находится с ребятами. Есть опасность при этом стать орудием пропаганды. Ты попадаешь в ситуацию, когда ты обязан военным, офицерам, полностью зависишь от этих военных. Твоя жизнь полностью зависит от новых друзей. Здесь возникает тесная связь - настоящие контакты, и журналист уже не может написать объективно. Но это ложка дегтя. Чем демократичнее государство, демократическая армия - тем больше шансов, что тебе дадут снять то, что ты хочешь. Но даже при этом сложно оставаться объективным", - рассказал корреспондент Los Angeles Times об особенностях работы журналиста на войне.

По мнению Лойко, украинские вооруженные силы напоминают армию Махно, хотя в этом тоже есть свои преимущества.

ЧИТАЙТЕ: Стандарты журналистики запрещают нам становиться на какую сторону конфликта, - Андрей Цаплиенко

"Если журналисты захотят, то могут попасть в "Азов" ,"Днепр-1", "Айдар", "Киев-1". Я, американский солдат из Техаса, попал в "Днепр-1" и "Киев-1". Я не увидел там толпы журналистов, которые хотят снимать. Это, безусловно, опасно, но является частью нашей профессии. Это игра в русскую рулетку, но также наша обязанность", - подчеркнул он.

Не менее важной, по словам Лойко, является работа журналистов на оккупированных территориях.

"Существуют одиозные структуры - "ДНР" и "ЛНР", но, несмотря на их одиозность, у них налажена работа с прессой. Там можно получить аккредитацию. Только так можно работать на оккупированных территориях. Когда меня объявили в розыск, я находился в Славянске. мне нужно было поехать, потому что заболела моя жена. Уехать мне помог российский журналист, хотя до этого мы спорили о "распятом мальчике", - рассказал Сергей Лойко.

Он констатировал, что с самого начала конфликта на Донбассе Украина проигрывает информационную войну, даже в своей стране.

"Необходимо заменить сумм на экшн - сделать брифинги - брифингами. Не с "говорящей" головой, а с генералом".

"Вам не нужна информация из третьих рук. Государство должно ввести такой институт, которому вы можете написать: "я не имею претензий, если со мной что-то случится ". И вы, получив рекомендации, живете неделю в аэропорту. Там должен постоянно быть некий журналист. Сейчас в аэропорту видимая часть айсберга борьбы Украины за независимость, за то, чтобы на Майдане не строили баррикады", - считает российский журналист.

По его словам, на войне нет ничего хуже, чем ложное представление.

"Вы - не разведчик, вы - журналист. А журналист должен быть готов оказаться в плену", - предупредил Сергей Лойко.

Алексей Коваленко, Кристина Головко