Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Я хочу жить в более комфортном городе, чем он есть сейчас, - Александр Шутюк, общественный активист

Наталія Сколоздра
Я хочу жить в более комфортном городе, чем он есть сейчас, - Александр Шутюк, общественный активист
Александр Шутюк. Фото: m@хik photo
Фотограф и блогер Александр Шутюк учит львовян делать реальностью свои большие и маленькие мечты. Он с дизайнера интерьеров перевоплотился в общественного активиста, которому не безразлично, как выглядит его город сейчас и как оно будет выглядеть в будущем.

Фамилия Александра Шутюка у львовян ассоциируется с тем, что в городе что-то меняется к лучшему. С чего все начиналось?

Ну, видимо все началось с того, что я родился. А если брать не столь далеко, все началось с того, что я поступил Львовский лесотехнический университет на дизайн, начал работать дизайнером интерьеров, стал интересоваться процессами, происходящими в городе и с тем, кроме обсуждения каких-то вещей, начал пробовать сам что-то менять.

Сначала была идея трамвайного моста на ул. Сахарова. Я довольно долго ее вынашивал, пока собрался с силами и сделал визуализацию в свободное от основной работы время. Потом появились некоторые другие идеи и так одно за другим, и пошло-поехало.

Проект трамвайного моста между ул. Сахарова и Княгини Ольги во Львове. Источник: alex-shutyuk.com

Кроме Июльской и Дайте пройти, мы еще о чем-то не знаем?

Я не то, что является членом каких-либо организаций. У меня "членского билета" нет (смеется, - ред.). И в конце концов эти движения не являются официально зарегистрированными и очень часто спонтанно-ситуативно помогают люди, которым в данном конкретном месте "со мной по дороге". Очень часто бывает, что люди помогают просто потому, что им так хочется.

А откуда берутся идеи? Откуда знаете, что здесь надо сделать столбцы, здесь поставить лавочки, там засадить деревьями улицу?

Относительно столбцов, то не совсем моя "парафия", я там быстрее порой что-то прикладываю, докидаю пару гривен. А где их надо поставить? Там и без меня хватает оживленных бурных обсуждений. Например, публикуют фотографии, что в определенном месте постоянно тротуары запаркованные машинами. Участники группы сами решают, участок приоритетнее.

Вообще, в последнее время в этом смысле заметные изменения в лучшую сторону. Люди начинают понимать, что от них тоже что-то зависит в таком сугубо бытовом уровне, они сами инициируют, сами что-то пробуют делать, а не только жалуются, что все плохо. И это очень обнадеживает, что такие общественные движения наберут обороты.

Понятно, что от общего количества людей, живущих в городе, это все равно какой-то небольшой процент, но всегда изменения в любом обществе инициируются меньшинством, которая является более активной, настроенной на позитивные изменения.

Например, сейчас с этим проектом по озеленению Городецкой люди сами перечисляют деньги, чтобы его быстрее реализовать. Мне лично очень приятно, что после реализации проекта на Галицкой у определенного круга людей ко мне есть какое-то доверие и мне очень хочется оправдать это доверие, чтобы реализовать все максимально так, как это задумано.

Проект обустройства площади Галицкой во Львове. Источник: alex-shutyuk.com

Так площадь Галицкая выглядит сегодня. Источник: alex-shutyuk.com

Мы уже видим, что сделано по Вашей инициативе и при вашем участии. Теперь хотелось бы узнать, что в планах?

Я таких уж слишком далеких планов не строю. Сейчас собираем средства на озеленение нижней части улицы Городоцкой. Раньше был проект еще был по верхней Городоцкой (часть улицы, которая проходит возле пригородного вокзала и Привокзального базара, - ред.), но в этом проекте еще до сих пор нет разрешения комиссии по безопасности движения.

Я, вроде, долго эту идею вынашивал, а процесс по нижней Городоцкой начался значительно живее. Видите, как есть - не заинтересовало одно, заинтересовало что-то другое.

Бывало ли так, что какой-то проект не находил поддержки, единомышленников? Может, было даже так, что хотелось опустить руки и больше этим не заниматься?

К счастью, уже есть определенное количество людей, которые следят за моими постами, идеями в социальных сетях. И довольно быстро набирается несколько тысяч гривен, некоторые уже по несколько раз переводил деньги. Буквально недавно Александр Одуха с "Дайте пройти" по собственной инициативе напечатал пять тысяч информационных флаеров с реквизитами, с визуальным изображением и даже с QR-кодом, по которому можно подробнее почитать о проекте озеленения Городоцкой.

Делаем это для того, чтобы активизировать сам процесс и, в общем, сумма, на которую мы рассчитываем довольно немалая. Также недавно Александр организовал у себя на работе благотворительный конкурс-распродажа домашней выпечки и собранные на нем средства (более 3 тыс грн) перечислил в пользу озеленения Городоцкой. Я тоже там побывал, попробовал тортиков.

Конечно, не обходится без критики. Не так давно одна группа ландшафтных архитекторов очень раскритиковала проект клумбы возле церкви Анны и обвинила в том, что общая стоимость проекта слишком высока. Что касается суммы, то, кроме стоимости самих растений, в смету входят также и различные сопутствующие материалы, аренда техники и логистика.

А что касается клумбы, то я предложил им разработать собственные ее варианты, но с того времени ни одного проекта они не предложили.

Сейчас планируем съездить в один из садовых центров, они предлагают определенные деревья, которые могли бы там расти, правда, это не клены, а декоративная японская вишня. Они достаточно хорошо цветут, морозостойкие и выносливые к уличным условиям.

Проект озеленения ул. Городоцкой во Львове. Источник: alex-shutyuk.com

Но, как оказалось, в наличии в садовых центрах акации сейчас нет. Их, правда, можно накопать в лесоводстве, но делать это можно только осенью. Потому что есть разница, как сажать деревья. Если их привозят или в горшке, или в ведре, то фактически их можно пересаживать в любое время, что для самого растения не является большим стрессом. А когда дерево выкапывать прямо с земли, то в любом случае для него это "стресс" и тогда это надо делать в правильный период, чтобы оно не погибло и с максимальной вероятностью прижилось. Поэтому это надо делать весной или осенью.

То есть, даже хорошие дела без трудностей не обходятся?

Всегда надо импровизировать, искать какие-то альтернативные варианты. Я не жалуюсь, я рассказываю, как оно есть. То со стороны может выглядеть, что, как я себе придумал, так оно и будет, но не всегда так получается. Конечно, к этому надо стремиться, но всегда есть место случаю.
Если вспомнить тот случай, когда ландшафтных архитекторов очень возмутил наш смету. Не сам смету, который уже расписан, как графа в нем под названием "непредвиденные расходы". Они меня начали расспрашивать, что это за такие "непредвиденные расходы", на что они предусмотрены. А как я им могу объяснить, в чем суть непредвиденных расходов, если ты не можешь предсказать, какая беда тебя настигнет в процессе?

Обычно, в "непредвиденные расходы" закладывается процент от общей суммы. Соответственно, чем больше общая сумма, тем больше предусмотрено на непредвиденные расходы. Например, вспоминая о лавочках на улице Галицкой, сначала там было все разработано и посчитано, а уже в процессе, когда заказывали сами скамейки, появилась идея сделать спинку не под прямым углом, а немного наклонить, чтобы удобнее было сидеть. То есть, сначала, такой незначительный, казалось бы, нюанс не был учтен в цене самой скамейки и требовать от производителя, чтобы он это сделал за свой счет тоже как-то не выпадало. Уже не припомню, мы заплатили еще по 500 или по 1000 гривен за каждую лавку дополнительно. То есть, на ровном месте еще 2000 гривен. Вот вам и непредвиденные расходы.

Из собственного опыта знаю, если считать все до копейки и ничего не добросишь в плюс, это гарантированно, что этих денег тебе не хватит.

Вы упоминали о своей другой работе. Вы дизайнер интерьеров, так? Не мешает ли такая общественная активность вашей основной профессии?

Конечно, оно немного отвлекает. Фактически с начала года ситуация была такая, что много заказов не было, и как раз было время, чтобы заниматься, как вы говорите, общественной активностью. Оно как раз заполнило такой себе вакуум или пустоту, которая возникла вследствие того, что многим людям не до интерьеров. В последнее время опять появилось немного больше работы, повторюсь, что это отвлекает, но я уже, как взялся, то должен доделать до конца.

По реализации самих замыслов, насколько местная власть в этом плане идет на контакт?

На контакт конечно, идут. Даже относительно озеленения нижней Городецкой, о котором мы сейчас больше говорим, фактически все началось с того, что я опубликовал у себя в блоге фотографию, в которой в фотошопе просто дорисовал дерево и очень удивился, потому что буквально через несколько дней после этого меня вместе с соавтором этой идеи Михаилом Закопцем пригласили на общественные слушания, которые проходили в горсовете. Правда, они происходили с другой вопрос, наш вопрос добавили в повестку дня и пригласили, чтобы мы об этом все рассказали: про идею, про сам замысел.

Потом было много разных встреч относительно того, как это должно делаться, в частности с представителями управления экологии и ГАИ. Правда, сначала планировалось, что проект будет реализовываться за средства из городского бюджета, но из-за ситуации в государстве от бюджетного финансирования пришлось отказаться и искать финансирование самостоятельно. То есть, город это позволило, а деньги мы должны найти сами.

Сейчас деньги на подобного рода проекты выделяют только простые львовяне. Еще было, что мы ходили с Михаилом (Закопцем, - ред.) до Церкви Анны, они фактически под боком, они тоже пообещали со своей стороны выделить несколько тысяч гривен - перевести в тот садовый центр, где мы будем покупать растения.

Проект озеленения ул. Городоцкой во Львове. Источник: alex-shutyuk.com

Если физически посчитать, то сколько людей принимает непосредственное участие в озеленении нижнего Городецкой?

Вся визуализации, планы и тому подобное - это все делал я. По организации перевозок, то тем более занимается Михаил Закопець, потому что он, кроме того, профессионально занимается озеленением, у него есть и рабочие, и вся необходимая техника, имеет контакт с садовыми центрами, поэтому это больше его часть. У нас в этом плане так распределены обязанности, я занимаюсь визуализацией самой идеи и пишу об этом у себя в блоге, который является достаточно читабельным - это такая своеобразная информационная поддержка, а он больше занимается воплощением.

Еще есть несколько человек, которые при необходимости помогают что-то напечатать, или подойти, куда нужно, с кем-то поговорить или что-то в том роде. То есть реально этим делом занимается до 4-5 человек.

Вы что с этого имеете? Потому что не очень верится, что все так на общественных началах.

Нервы имею (смеется, - ред.) Конечно, чтобы спокойно воспринимать все те насмешки и критику, надо отрастить себе большой "дзен", потому что если все воспринимать близко к сердцу и болезненно, то... то трудно будет. Иногда бывают такие моменты, но они недолго длятся. Я стараюсь ко всему относиться с определенной иронией и юмором - так легче.

Для чего вам это?

В принципе все очень банально и в чем-то эгоистично, но я хочу жить в более комфортном городе, чем оно есть сейчас и по возможности ищу тех, кому со мной по пути.

Тогда, каким вы видите Львов через лет двадцать?

Он бы должен был быть с хорошей сетью общественного транспорта, который бы был в хорошем состоянии, ходил бы по графику и чтобы в нем была цивилизованная, понятная система оплаты. В городе через 20 лет должна быть решена ситуация с парковкой, в том плане, что в нем должно быть достаточное количество паркомест там, где надо, должна быть платная парковка, там, где она есть и должны быть штрафы за парковку в неправильном месте, которые неизбежно будут накладываться на каждого. Ведь понятно, что одними эвакуаторами этой проблемы не решишь, потому что одного увезли, а другой стал на его место.

Это, вроде выкапывания траншеи чайной ложечкой - объем работы большой, но много ты не нароешь, потому что не нароешь - ибо надо лопату, а лопаты нет. Сейчас фактически даже нет механизма, чтобы нормально выписать штраф тому, кто стал где-то в на зебре или еще где.

Наклейки типа "Ты плохо паркуєшся" уже не действуют. Они с одной стороны создают такой своего рода резонанс, привлекают внимание к проблеме, но они ее не решают, ибо создают конфронтацию между водителями и пешеходами. Хотя водители иногда тоже бывают пешеходами и пешеходы бывают водителями. А это очень часто воспринимают, как некий, не знаю, конфликт вселенных, две расы сошлись - "четырехколесные" против "двуногих" и они между собой выясняют, кто имеет большее право на жизненное пространство.

В таких случаях прохожие или обычные свидетели остаются равнодушными. Как бороться с таким равнодушием?

Это трудно и, честно говоря, у меня нет рецепта, как сделать так, чтобы людям было не безразлично к тому, что происходит у них под ногами. Большинство людей просто переступают и идут дальше. Такое бывает потому, что не всегда есть силы реагировать на все, потому что если ты реагуватимеш на все, то ты никогда не дойдешь туда, куда тебе надо.

Я для себя устанавливаю некий такой "порог реагирования", скажем, что одна вещь не дотягивает до того, чтобы на нее что-то говорить, другое - дотягивает. Некий "болевой порог".

Мы видим то, что уже сделано или делается в Львове. Не планируете ли, так сказать, открывать "филиалы" в других городах?

Как на меня, то главное, чтобы такое движение работал, как пример для подражания, а дальше люди уже сами должны инициировать, чтобы что-то делать. Мне даже из других городов писали, что наше дело их вдохновляет на то, что они и в своих городах пробуют организовать нечто подобное.

ЧИТАЙТЕ: Львовские волонтеры перенесли через польскую границу каски и бронежилеты для военных на востоке

Мол, во Львове делают, а мы чем хуже? Общался недавно с одной девушкой из Харькова, то она рассказывала, что у них почему-то гораздо меньше инициативных людей. Она очень восхищалась, насколько у нас это массово, активно и мощно распространяются такие общественные движения. Хотя, казалось бы, Харьков - вдвое больше город, чем Львов. С чем это связано - даже не знаю. Наверное, влияет и общее воспитание людей и менталитет отличается, хотя я думаю, что не столь существенно. Мне кажется, что это, скорее, в пределах некой статистической погрешности. Может даже причина в банальном, что у нас тут Европа ближе.

Откуда у Вас берутся идеи? Наверное, много путешествуете?

Путешествую мало - времени нет. Интернет помогает (смеется, - ред.) У меня уже даже выработалась такая привычка, имею несколько папок с идеями, и когда где-то вижу что-то интересное, то сохраняю себе. И, скажем, когда мне что-то надо, то я уже знаю в какой из папок искать: "Интерьер", "Общественное пространство", "Архитектура" или другое. И когда надо в определенной области то піддивитись, освежить в памяти, то сел за компьютер, перелистал, что-то в глаза бросилось.

Наверное, все познается в сравнении - Львов комфортный для жизни обычного статистического жителя города?

У Львова есть все для этого предпосылки. Единственное, наверное, что в нем есть дисбаланс внимания между центром и периферией. Такие спальные районы получают меньше внимания, хотя именно в них живет большинство львовян. То есть, есть такая диспропорция, что мы больше стараемся для туристов, чем для себя, как бы, делаем все напоказ.

Хотя, если сравнивать с другими городами, то у нас еще далеко не все так плохо, действительно, все познается в сравнении.

Беседовала Наталья Сколоздра