Куди йде євро
Подготовка к Евро-2012, несмотря на неоднозначную оценку в СМИ, позволила Украине добиться реальных улучшений в спортивной, транспортной и гостиничной инфраструктуре. И, судя по первым дням турнира, неутихающая критика в западной прессе в адрес Украины вряд ли испортила праздник приехавшим в нашу страну иностранным болельщикам, включая бизнесменов.
Очень хотелось бы, чтобы приятное впечатление у гостей сложилось и об условиях ведения бизнеса в нашей стране, чему Евро-2012 среди всего прочего было призвано помочь. Увы, в ходе выступления на заседании Совета отечественных и иностранных инвесторов при Президенте Украины на прошлой неделе мне, как и год назад, вновь пришлось говорить о неприятных вещах.
На прошлогодней встрече в ответ на вопрос Виктора Януковича об оценке инвестиционной погоды в Украине я сравнил ее с мартом. Мы с коллегами также выразили надежду, что за год продвинемся к лету и оставили рекомендации на 130 страницах.
Год спустя, какие бы индикаторы мы ни использовали - будь то зарубежные или местные инвестиционные рейтинги, доходность еврооблигаций или темпы роста ВВП и кредитования, - приходится констатировать, что ситуация ухудшилась. Доходность украинских еврооблигаций, которая отражает суверенные риски страны, за год выросла с 6,3% до 10%. Правительство и отечественные компании уже год не имеют доступа к западным рынкам капитала. В то же время с начала года другие развивающиеся страны привлекли свыше $160 млрд - рекорд за десять лет.
В своем выступлении от имени Европейской Бизнес Ассоциации, которая объединяет свыше 900 компаний, обеспечивающих 10% рабочих мест в отечественном частном секторе, я назвал ряд внешних и внутренних факторов, из-за которых Украина проигрывает конкуренцию за международный капитал. Внешние:
1. Невыполнение условий меморандума с МВФ и, как следствие, отсутствие новых кредитов вот уже полтора года - при этом в 2013 году государству нужно будет выплатить $ 8 млрд внешних долгов, включая $ 5,5 млрд тому же МВФ. В этой ситуации без возобновления сотрудничества с фондом справиться правительству и НБУ будет крайне сложно.
2. Задержка с подписанием договора об ассоциации и свободной торговле, а также существенное ухудшение отношений с ЕС.
3. Невыгодное газовое соглашение с Газпромом, которое увеличивает дефицит текущего счета почти вдвое и дыру в бюджете на несколько процентов ВВП.
Из внутренних факторов можно повторить все сказанное год назад, так как прогресс виден только по пенсионной реформе, а другие вопросы из президентского плана реформ остались нерешенными:
1. Коррупция - по данным опроса Международной финансовой корпорации, расходы украинских компаний на взятки выросли с 6% выручки в 2008 году до 10% в 2011-м.
2. Верховенство права - бизнес пока не чувствует улучшений, несмотря на принятые законы и звучащие заявления.
3. Налоги. С одной стороны, нужно приветствовать открытость нового руководства Налоговой службы и его желание вести диалог. С другой стороны, в 2011-м доля налогов в украинском ВВП достигла наивысшего за время независимости уровня (25,4%) и в 2012-м превысит 26% (против среднего за годы независимости 21%). Среди неправомерных действий налоговых органов хочется выделить запрет на перенос убытков прошлых лет и возмещение НДС только при возврате 50-70% этой суммы в качестве предоплаты налога на прибыль или покупки гособлигаций. Из номинальных ставок снижена только одна - налог на прибыль. Рост налоговых поступлений превышает темпы роста номинального ВВП вдвое.
4. Дерегуляция - остается на бумаге. Даже хорошо выписанная строительная реформа была нейтрализована подзаконными актами. В итоге объем строительных работ, вопреки госинвестициям в инфраструктуру перед Евро, в прошлом году находился на уровне 2001-го и на 54% ниже, чем в 2007 году.
5. Приватизация - выполнение плана по доходам безусловно положительное, но условия многих тендеров были прописаны так, чтобы минимизировать конкуренцию и цены.
6. Отечественный рынок капитала, а с ним и рабочие места, уходят в Варшаву и Лондон, так как НБУ уже полтора года не разрешает двойной листинг украинских компаний, котирующихся на зарубежных биржах.
7. Сельское хозяйство - складывается впечатление, что депутаты, готовившие законопроект о рынке земель, хотели лишь внести нестабильность и наказать успешные компании в этой отрасли.
8. Банки - из-за коррупции в судах, которые за деньги отменяют кредитные и залоговые договоры, уровень проблемной кредитной задолженности в Украине самый высокий в регионе, а темпы роста кредитования в этом году упали до нуля.
Реплика Президента, что мои слова помогают власти "держать форму" и большинство высказанных предложений уже отражены в проекте его указа, обнадежила. Равно как и недавнее обновление правительства. Но, в отличие от 2010 года, инвесторы уже не реагируют на обещания. Одного Евро-2012 без реальных действий будет недостаточно, чтобы изменить инвестиционную репутацию Украины.