Військово-технічна співпраця України з Росією: повністю припинити, частково "заморозити" чи продовжувати?
Сегодня наше государство функционирует в условиях новой, быстро меняющейся и чрезвычайно сложной внешнеполитической, экономической, военной и внутриполитической обстановки. В связи с этим её руководство вынуждено оценивать новые реальные угрозы национальным интересам Украины, пересматривать основы и приоритеты политики национальной безопасности и обороны. Существенным образом это затрагивает и сферу международного военно-технического сотрудничества Украины, в частности с Россией. Такое сотрудничество серьёзно влияет на обороноспособность нашей страны, боеспособность её Вооружённых Сил, других воинских формирований и на возможности национальной военной промышленности. В данном контексте следует напомнить о некоторых недавних событиях, которые касались вопросов военно-технического сотрудничества Украины (далее - ВТС).
Так, в частности, 26 марта с.г. фракция партии "УДАР" в Верховной Раде Украины потребовала от Кабинета Министров разорвать все контракты, заключённые в сфере ВТС с Москвой. То, что Украина по-прежнему выполняет более 20-ти соответствующих контрактов с Россией в то время, когда "весь мир разрывает экономические отношения со страной-агрессором", недопустимо, заявила, выступая в парламенте в этот день, депутат от "УДАРа" И.Геращенко. Она отметила, что оружие, которое производится на украинских заводах по заказу России, может быть направлено против самих украинцев.
И.Геращенко. Фото: klichko.org
При этом компенсацию за убытки, понесенные украинскими предприятиями в результате срыва сделок с Россией, И.Геращенко предложила попросить у Евросоюза. "Новая власть должна обратиться - и мы готовы к этому присоединиться - к странам Европейского Союза с просьбой о технической помощи и компенсации для тех предприятий, которые должны прервать любые военные контракты с Россией", - процитировало слова народного депутата интернет-издание "Украинская правда".
ЧИТАЙТЕ: Виробники зброї в Україні заробили сотні мільйонів гривень
На указанном заседании Верховной Рады народный депутат фракции партии "Свобода" Ю.Сиротюк напомнил о том, что Госконцерн "Укроборонпром" продолжает военные поставки "стране-агрессору" - России, когда страны НАТО и ЕС отказываются от сотрудничества в военной сфере с Россией, поддерживая Украину.
Позже, 28 марта с.г., врио генерального директора Госконцерна "Укроборонпром" Ю.Терещенко в статье, опубликованной в еженедельнике "Зеркало недели. Украина", сообщил, что "сегодня (нами) по понятным причинам в Россию не поставляются оружие и военная техника. До момента деэскалации конфликта наши отношения останутся в "замороженном" состоянии. Да, мы понесем экономические потери, но разве разумно вооружать армию противника?", - написал он.
Вечером этого же дня Премьер-министр Украины А.Яценюк, отвечая во время участия в телепередаче "Шустер Live" на вопрос, продает ли сейчас Киев продукцию военно-промышленного комплекса России, ответил: "Производить оружие, а затем это оружие продавать стране, (которая) осуществляет против тебя интервенцию и стреляет в тебя из этого оружия, мы не будем".
ЧИТАЙТЕ: Росія знову виготовлятиме зброю в Криму
Из приведенного выше следует, казалось бы, единственный вывод: в условиях фактического отсутствия украино-российских межгосударственных отношений, аннексии Россией части территории Украины надо полностью прекратить ВТС с нашим северо-восточным соседом. Но действительно ли всё это так однозначно и просто? Считаем, что не совсем. Ибо последствия реализации именно такого решения неизбежно приведут к нанесению большого ущерба интересам и авторитету Украины на международных оружейных рынках, к уменьшению, в разы, экспортной прибыли предприятий отечественной военной промышленности и к другим негативным последствиям.
В подтверждение обратим внимание на ряд принципиальных особенностей структуры украинско-российского ВТС.
Во-первых, оно включает экспорт изготовленных украинскими предприятиями непосредственно для российских вооружённых сил отдельных образцов вооружения, военной техники, их составляющих и других товаров военного назначения, а также соответствующих комплектующих, необходимых российским предприятиям для производства вооружения и военной техники для их вооружённых сил и других силовых структур. Естественно, что экспорт таких товаров должен быть, как предлагает врио генерального директора Госконцерна "Укроборонпром" Ю.Терещенко, "заморожен" до момента деэскалации конфликта и восстановления нормальных украино-российских межгосударственных отношений.
Во-вторых, следующей составляющей украино-российского ВТС является совместное (кооперационное) выполнение заключённых Россией с третьими странами масштабных контрактов по производству и экспорту вооружения и военной техники для их национальных вооружённых сил. Характерным примером является реализация контрактов на поставку многим странам Азии, Африки и Латинской Америки российских военных вертолётов, оснащаемых авиадвигателями Запорожского АО "Мотор Сич". В последующем это предприятие на протяжении многих лет осуществляет гарантийное обслуживание, комплексный ремонт, модернизацию и повышение эксплуатационных возможностей таких двигателей.
ЧИТАЙТЕ: Слов'янське братство по зброї
Возникает вопрос - надо ли прекращать наше участие в указанных международных контрактах, не имеющих отношения к перевооружению российских вооружённых сил? Ведь их невыполнение неминуемо подорвёт доверие иностранных партнёров к Украине. В результате можно навсегда потерять соответствующие международные рынки сбыта наших конкурентно-способных товаров военного назначения.
Кроме того, большое количество предприятий национальной военной промышленности останется без экспортных заказов. Их экономические потери могут составить сотни миллионов долларов. Например, по данным, приведенным в статье С.Згурца "Пусть Россия платит или как не вооружать агрессора", АО "Мотор Сич" планирует поставить России более 400 двигателей на сумму более $400 млн. для изготовления и экспорта в третьи страны более 200 вертолётов. И это без учёта штрафных санкций за срыв выполнения соответствующих контрактов.
Особенно чувствительными будут социальные последствия разрыва таких контрактов: десятки тысяч безработных в Запорожье (АО "Мотор Сич"), Николаеве (ГП НПКГ"Зоря" - "Машпроект"), Днепропетровске ("Южмаш") и в других городах южного и юго-восточного регионов Украины.
В-третьих, украино-российское ВТС также предусматривает выполнение заключённых Украиной с третьими странами контрактов по производству и экспорту вооружения и военной техники для их национальных вооружённых сил, при изготовлении которых нами используется значительная часть импортируемых из России узлов, деталей и других комплектующих.
ЧИТАЙТЕ: Україна виводить на міжнародний ринок танк Т-64
Примером являются контракты на поставку упомянутым АО "Мотор Сич" многим странам Азии, Африки и Латинской Америки самолётных и вертолётных авиадвигателей, которые изготовляются с использованием существенной доли различных российских комплектующих. Понятно, что их импорт будет осуществляться российскими производителями только на условиях взаимности, то есть при продолжении нашего участия в выполнении ими экспортных контрактов в сфере ВТС с третьими странами.
В-четвёртых, еще одной составляющей украино-российского ВТС является закупка у российских производителей нашими Вооружёнными силами отдельных узлов, деталей, запасных частей и принадлежностей, необходимых для обеспечения эксплуатации, ремонта и модернизации их вооружения и военной техники. Прежде всего, это касается самолётов, вертолётов, зенитных ракетных комплексов и др. Можно ожидать, что российская сторона остановит их імпорт.
Подводя итог, представляется, что Украине было бы целесообразно осуществить не полное, а частичное "замораживание" ВТС с Россией. Оно может предусматривать прекращение экспорта отдельных украинских образцов вооружения, военной техники, их составляющих и других товаров военного назначения, предназначенных непосредственно для российских вооружённых сил, а также соответствующих комплектующих, необходимых российским предприятиям для производства вооружения и военной техники для их вооружённых сил и других силовых структур.
Безусловно, что при принятии решений о полном прекращении, частичном "замораживании" или продолжения ВТС с Россией политические и военные их аспекты имеют наибольшую степень приоритетности. Вместе с тем, необходимо также учитывать финансово-экономические и социальные аспекты последствий разрыва каждого конкретного контракта в сфере ВТС, заключённого с Россией и с другими странами. В частности, это касается размеров соответствующих убытков, штрафных санкций, источников их компенсации для оборонных предприятий и др. При этом иллюзорно, мягко говоря, рассчитывать на какую-либо финансовую помощь Евросоюза.
ЧИТАЙТЕ: США замовили українські БТР-4
Учитывая изложенное, целесообразно было бы поддержать предложение генерального директора Госконцерна "Укроборонпром" Ю.Терещенко о необходимости рассмотрения на ближайшем заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины вопроса о военно-техническом сотрудничестве с Российской Федерацией и принятия соответствующего решения. Одновременно при этом стоило бы, по нашему мнению, определиться в отношении продолжения ВТС с Арменией, Белоруссией, Кубой, Никарагуа, Суданом, Сирией и Венесуэлой, которые на известном заседании Генассамблеи ООН голосовали против резолюции, подтверждающей территориальную целостность и суверенитет Украины, а также отвергающей легитимность референдума в Крыму.
Фото: twitter.com/mikekomar
И еще желательно напомнить о следующем моменте. Вот уже несколько лет в структурах правительства Украины продолжается разработка проекта Стратегии военно-технического сотрудничества Украины и рассмотрение Верховной Радой Украины проектов законов "О военно-техническом сотрудничестве" и "О создании и производстве вооружения, военной и специальной техники". В данном контексте, нынешнему Кабинету Министров Украины необходимо было бы принять меры для скорейшей доработки указанных Стратегии и законопроектов с целью обеспечения их утверждения (принятия) в первой половине текущего года.
В.Тютюнник, В.Горовенко,
сотрудники аппарата СНБО Украины (1992-2011г.г.)
Джерело: defense-ua.com