Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Блог токійців. Найбільш світське суспільство світу

Блог токійців. Найбільш світське суспільство світу
Фото: AFP
У Японії в світі імідж дуже світського суспільства. Це, загалом, вірно, але тут потрібне одне застереження: японська світськість все ж відрізняється від європейської, пише Максим Крилов у статті для slon.ru.

В Европе статистика показывает последовательное и поспешное отступление религии по всем фронтам, и светскость по факту становится равной атеизму.

В Японии же социологические опросы на тему религиозных верований способны поставить неподготовленного читателя в тупик: 90% респондентов исповедуют традиционную японскую религию синто (神道, "путь богов"), и еще 90% исповедуют буддизм всех возможных деноминаций. Итого в Японии живут 180% населения (Чуров ни при чем), и эти 180% чего-то исповедуют. Светское общество?

В "светском" японском обществе открытие нового бизнес-центра редко проходит без религиозной церемонии со жрецами синто. Храмы спокойно соседствуют с вопиюще светскими учреждениями (например, небольшой синтоистский храм в токийском районе Тораномон с трех сторон окружен небоскребами), зачастую они прямо в них располагаются (в башне Tokyo Tower есть синтоистское святилище).

Добавим последние штрихи к картине. Еще 90% японцев (итого и уже 270%) на полном серьезе верят в юрэй (幽霊, "мрачные души"; сложно однозначно перевести этот термин, что-то вроде духов, привидений и монстров в одном флаконе). Во многих больницах нет четвертого этажа: иероглиф 四, "четыре", читается так же  как иероглиф 死,  [си], "смерть".

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Рідкісна можливість заглянути в північнокорейську душу

На улицах по ночам по-прежнему сидят за своими столиками при свечах (зрелище жутковатое) знатоки японского искусства гадания по руке – тэсо. Как ни посмотри, воинствующих безбожников и материалистов из этих людей не получается. В Японии даже есть по сути религиозная партия – "Комэйто" (公明党, "Партия справедливости"). Она была создана как политическое крыло буддистской секты Сока Гаккай (創価学会, "Общество создания ценностей"), и сейчас является ни много ни мало третьей по величине партией в парламенте. Еще по мелочи: император в стране, где церковь отделена от государства – верховный жрец синто.

В буддистских храмах в Японии спокойно торгуют (с кассовыми аппаратами, что, разумеется, бездуховность), носятся и орут дети, устраиваются рок-концерты

Eppur si muove, "и все-таки она вертится". Несмотря на то, что количество верующих хоть во что-нибудь почти в три раза превосходит ее население, Япония – вопиюще светская страна. И именно эти неувязки с процентами все и объясняют. Средний японец "венчается" в синтоистском или христианском храме, хоронит родственников в буддистском, отмечает Рождество 25 декабря, не будучи христианином, и не испытывает ни малейших угрызений того места, где у остальных людей совесть. Короче говоря, японцы – религиозные пофигисты. Им не только все равно, во что верит другой. Им абсолютно параллельно, во что верят они сами.
Иллюстрацией японского подхода к религии служит мой друг-японец, однажды решивший меня одарить нашейной цепочкой. С крестом. Мои возражения в духе "слушай, но ведь ни я не христианин, ни ты" были встречены невозмутимым "И что?".

В буддистских храмах в Японии спокойно торгуют (с кассовыми аппаратами, что, разумеется, бездуховность), носятся и орут дети, устраиваются рок-концерты (это вообще ни в какие ворота). Вековые устои стоят себе, не падают. Сейсмоустойчивые они.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ ЯЗЫЧЕСТВО

Фото: slon.ru

Как они до такой жизни докатились? Один мой знакомый востоковед как-то сравнил Японию с актинией. Сидит она себе тихо на дне моря, видит – проплывает мимо из Китая какое-нибудь конфуцианство. Она это конфуцианство хвать – и присвоила. Проплывает дальше буддизм. Она и его скушала.

Приплыл из Испании святой (впоследствии; тогда еще не очень святой) Франсиско Ксавьер с христианством в XVI веке – Япония и его присвоила с потрохами. С христианством дело пошло особенно быстро, принимали его все подряд. Сложился даже класс христиан-самураев; более десятка даймё (大名, владетельные князья) приняли новую религию и поместили распятие на свои фамильные печати.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Топ-5 найдорожчих для туристів міст світу

Но вот именно с христианством японская веротерпимость и дала, в конце концов, сбой. Во-первых, сёгуны (将軍, "военачальники"; что-то вроде великих князей, боровшихся за право объединить страну под своим началом) не без оснований воспринимали христиан как проводников политики растленного Запада. Европейские миссионеры прибывали в "варварские" земли с увесистой политической платформой. На дворе была эпоха активной колонизации, а становиться колонией японцам не очень хотелось.

Во-вторых, даймё-христиане вели себя чересчур независимо, а в период Сэнгоку (戦国, "сражающиеся царства"; местная феодальная раздробленность) лояльность феодалов была вопросом выживания в кровопролитных войнах.

В-третьих (и в главных), христианство быстро распространялось, и делало это в лучших традициях тогдашнего миссионерства. Крестили скопом, целыми деревнями, подчас насильственно. Врывались в буддистские и синтоистские храмы, опрокидывали "идолищ поганых" и глумились над святынями (привет Pussy Riot), чем причиняли моральные страдания верующим и подрывали духовные основы. Христиане ставили под вопрос авторитет сёгунов ("чтобы христиане подчинялись этим многобожникам?") и просто всячески вредили дзэн-буддизму, самодержавию и народности. Такого в Японии еще не видывали.

Свирепый сёгун Ода Нобунага терпел, а его преемнику Тоётоми Хидэёси это надоело, и он христиан вырезал к чертовой бабушке. Самых неистовых служителей культа распяли (все-таки Россия далеко ушла от средневековой Японии в плане гуманизации правосудия), множество простых верующих покрошили в капусту, остальных заставили плюнуть на распятие и вернуться в лоно родной веры.

Японские отношения с божествами очень сильно напоминают древнеримские верования. И тут и там – чисто договорные отношения: я тебе быка в жертву, ты мне урожай по осени.

Этот кровавый эпизод был даже в суровой Японии скорее исключением из правила. Все-таки христиане изрядно лезли на рожон. Впоследствии новая Япония мирно впитала христианство чуть ли не всех деноминаций (вплоть до российского православия, последователей которого в Японии сейчас около 30 000 человек), были и премьер-министры, исповедующие эту религию (это пока в Америке линчуют негров и всерьез интересуются религиозными предпочтениями Обамы), открывались христианские университеты.
Есть интересное объяснение японской религиозной терпимости.

Японцы – язычники. Они верят в "ками", богов-духов, по сути – одушевленные силы природы. Ками очень много, чуть ли ни в каждом камне и деревце есть свой. В таких условиях воевать с другими за "верховенство" своего (или своих) ками – чистое безумие. Они ведь друг другу не мешают, их "профессиональные интересы" не пересекаются.

ДИВІТЬСЯ ФОТО: Чиказький храм бахаї

Древние римляне, когда, наслушавшись Катона Цензора, пошли-таки завоевывать Карфаген, на полном серьезе молились карфагенским богам. Они их заманивали. Предлагали дезертировать и поддержать Рим в войне. Судя по тому, что Карфаген пал, местные боги поддались искушению и переехали в Рим. Ну и римляне в долгу не остались. Хотя уже позднее были отдельные граждане вроде поэта Ювенала, жаловавшиеся на то, что в Рим понаехала прорва чужих богов, Митры всякие с Изидами.

Если Гомер нам не врет, Зевс и Гера в Троянской войне болели за разные команды, но ни пышнокудрым данаям, ни конеборным троянцам не пришло в голову нестись из окопа в атаку "за Зевса, за правильную греческую мифологию".

ОБЩЕСТВО БЕЗ ГРЕХА

Японские отношения с божествами очень сильно напоминают древнеримские верования. И тут и там – чисто договорные отношения: я тебе быка в жертву, ты мне урожай по осени. В Японии на статуи бодхисаттв-дзидзо надевают шапочки, чтобы не замерзли. Потому что в обмен на это дзидзо защитят путников в дальней дороге. Если ты богов регулярно умасливаешь, живи себе спокойно, они помогут. Большего боги не требуют. Ни круглосуточного поклонения, ни нравственного совершенства.

Это рождает совершенно особую мораль. Например, в японскую культуру очень трудно внедрялось христианское понятие греха. В ней есть только категории "должно – не должно", и конкретное действие оценивается в этих рамках по обстоятельствам.

Скажем, в нашей парадигме пьянство – грех, нечто универсально плохое. А вот пример из Японии. На лекции 3 января (лекция 3 января, оцените) наш профессор рассказывает, как он под Новый год доблестно напился с коллегами до беспамятства и добрался до дома в буквальном смысле на двух лаборантках с кафедры. Вопрос знатокам: чем встретит жена в стельку пьяного мужа, приехавшего домой на двух девицах? Неправильно, она его уложит спать и утром будет жалеть и лечить от похмелья. Новый год же, время расслабиться. Такие обстоятельства.

Фото: slon.ru

В пятницу вечером на улицах Токио выпадают пьяные в стельку сарариманы (офисные работники), возвращающиеся с бесконечных номикаев (попоек с коллегами). Полицейские бережно придают им вертикальное положение и отправляют домой. Пятница, время отдыха. Можно и выпить. И даже напиться.
А вот придешь ты с бодуна на работу – нет тебе прощения. Совершил недолжное, стыдись.

Санкцией за проступки работает именно стыд, а не обещания геенны огненной и гнева богов. И хорошо, кстати, работает – в Японии (очень пьющей стране) почти нет проблемы алкоголизма. Пить – не грех. Стыдно пить, когда не положено.

Другой пример – сексуальная мораль. Думаю, нет нужды говорить, что западное ханжество здесь и не ночевало. Аристократы эпохи Хэйан тысячу лет назад обменивались любовными стихами, не особо интересуясь полом своих корреспондентов. Пропаганда гомосексуализма и транссексуальности стояла такая, что никакого депутата Милонова не хватило бы ее искоренить.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: У Токіо відкрили найвищу телевежу у світі (фото, відео)

Между тем, моральные устои и семья от этого не страдали: у нормального самурая была жена для дома и продолжения рода, гейша для духовных потребностей, и женщины (или мужчины) легкого поведения для легкого поведения. Называть естественные потребности грехом японцы не додумались, но дождь из серы на них за это не пролился. Гуляй сколько хочешь, но помни о долге: перед семьей, кланом и государством. Выполнил долг – свободен.

Я сознательно упрощаю картину, но общая идея, думаю, понятна. При всеобщей религиозности в Японии нет религиозной нетерпимости. В условиях примата общественного над частным, частная жизнь индивида весьма и весьма свободна. Никто не говорит про главенствующую роль синто в становлении японской государственности. Никто не думает, что современная молодежь разложилась и мало ходит в храмы.

Молодежь, и правда, ходит редко, в основном – помолиться об успешной сдаче экзаменов. Чисто договорные отношения, как и было сказано. Общество из-за этого не падает. Я постоянно работаю с криминальной статистикой, и вот что можно констатировать: число насильственных преступлений на 10 000 населения в Японии одно из самых низких в мире. Намного ниже, чем в насквозь религиозной Америке. Когда у нас в России (сопоставимой по населению с Японией) будет 600 убийств в год на всю страну?

ЭПОХА БЕЗРАЗЛИЧИЯ

Был в новейшей истории Японии один характерный эпизод, при котором духовные устои не просто пошатнулись, они были сожжены. В 1950 году 22-летний монах Хаяси Ёкэн сжег храм Кинкакудзи (он же – Рокуондзи, он же – Золотой храм из романа Мисимы) в Киото. Парня посадили. Но не за экстремизм, покушение на вековые устои или оскорбление чувств верующих. За поджог. Правда, в итоге выпустили, признали душевнобольным.

Был и эксперимент с "особой ролью" религии в государственном строительстве: в эпоху милитаристского угара синто провозгласили государственной религией. Кончился этот угар, как известно, очень трагично для Японии. Люди этого не забыли, и ныне принцип отделения государства от "церкви" соблюдается безукоризненно.

Может, главный урок японской светскости вот в чем. Люди уважают частное пространство друг друга (как мой редактор в "Слоне" предлагает поступать и в России). Через эту призму панк-молебен в Храме Христа Спасителя кажется той же инквизицией, только в профиль. Идея о том, что можно ворваться в частное пространство другого с требованием неприкосновенности своего частного пространства, кажется попросту абсурдной.

Чтобы быть толерантным, общество не должно состоять из атеистов. Толерантность не отрицает религиозности и не разлагает общественную мораль. Первый шаг к мирному сосуществованию, как это ни парадоксально, – безразличие к тому, что делает сосед за стеной. Вот такая история.

Оригінал: slon.ru

Дугін розповів, як зруйнувати Захід зсередини. Такер Карлсон і
Дугін розповів, як зруйнувати Захід зсередини. Такер Карлсон і "путінський Распутін" залізли у вітальню США – Джулія Девіс
Ситуація на східному фронті. Часів Яр, Сіверськ та можливість наступу на Харків та Суми – Frontelligence Insight та Дара Массіко
Ситуація на східному фронті. Часів Яр, Сіверськ та можливість наступу на Харків та Суми – Frontelligence Insight та Дара Массіко
росія просувається на Сході. Її військова ефективність підвищилася, проте, чи надовго? – Мік Раян
росія просувається на Сході. Її військова ефективність підвищилася, проте, чи надовго? – Мік Раян
росіяни втратили можливість наступати на оперативному рівні. Тож маємо 1000 маленьких атак піхотою – Том Купер
росіяни втратили можливість наступати на оперативному рівні. Тож маємо 1000 маленьких атак піхотою – Том Купер
Чи змінилося ставлення Пекіна до москви? Два сценарії війни Китаю із Заходом
Чи змінилося ставлення Пекіна до москви? Два сценарії війни Китаю із Заходом
Заворушення в Грузії може використати росія. Не виключено й нове вторгнення – Люк Коффі
Заворушення в Грузії може використати росія. Не виключено й нове вторгнення – Люк Коффі
путін, Кадиров і пекельна сірка. Чеченський та російський лідери пов'язані між собою життям і смертю – Едвард Лукас
путін, Кадиров і пекельна сірка. Чеченський та російський лідери пов'язані між собою життям і смертю – Едвард Лукас
Китай перетнув червону лінію Байдена щодо України. Чи будуть наслідки? – Мет Поттінгер
Китай перетнув червону лінію Байдена щодо України. Чи будуть наслідки? – Мет Поттінгер