Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Найдорожча виборча кампанія: на агітацію витратять понад півмільярда доларів

Найдорожча виборча кампанія: на агітацію витратять понад півмільярда доларів
Фото: poltava.pl.ua
Цьогорічна виборча кампанія буде найдорожчою за усі роки, кажуть експерти. Про ціну депутатського мандату пише у свіжому номері "Известий в Украине" Людмила Полях.

Украинским партиям для победы на выборах придется выложить как минимум $50 млн — такие данные приводят эксперты. Бюджет кандидата-мажоритарщика несколько скромнее — до $1 млн. При этом из официальных источников политики оплачивают менее половины своих агитационных расходов. Остальное финансируется из конвертов.

Статьи расходов

"По законодательству все расходы на предвыборную кампанию должны идти из избирательных фондов, но на практике официальное финансирование идет только на наружную рекламу, полиграфическую продукцию, размещение рекламы в СМИ, — рассказывает "Известиям в Украине" руководитель общественной организации "Опора" Ольга Айвазовская. — Больший кусок бюджета избирательной кампании идет на оплату труда работников избирательных штабов, агитаторов, членов избиркомов и наблюдателей.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Золотий мандат

Законодательство предусматривает, что работа членов избирательных комиссий финансируется из бюджета. Но на практике им доплачивают партии или кандидаты, от которых они выдвинуты. А это, фактически, подкуп. Также вне избирательного фонда идут деньги на "джинсу" в СМИ. Кроме того, ключевые кандидаты задолго до избирательной кампании начали работать с избирателем, расходуя деньги через свои благотворительные фонды. Мы таких фондов насчитали более 60. Эти ресурсы никоим образом не измеряются. К незаконной агитации относится асфальтирование дорог, постройка спортивной площадки, ремонт почтовых ящиков или просто раздача продуктовых наборов. Но правоохранительные органы на это не реагируют, потому что граждане не жалуются. Только в Одессе решением суда было признано, что Давид Жвания путем раздачи школьной формы совершал подкуп избирателей.

Давид Жванія. Фото: noviny.su

Но пока четкой методологии, с помощью которой можно точно подсчитать, сколько партии тратят официально, а сколько — нет, не существует. Вся информация — со слов самих участников избирательной кампании", — рассказала "Известиям в Украине" Ольга Айвазовская.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Виборці подорожчали до 500 грн

Тем не менее эксперты пытаются подсчитать, сколько же приблизительно потратят как ведущие партии на выборах, так и кандидаты по мажоритарным округам, нацеленные на победу. Так, по подсчетам политтехнолога Тараса Березовца, смета на выборах у Партии регионов будет дорогой, и составит около $200 млн. На втором месте предвыборная кампания Натальи Королевской — более $150 млн. Объединенная оппозиция на парламентских выборах в этом году потратит чуть меньше — $125—130 млн. Партия Кличко — в пределах $30 млн, в ВО "Свобода" ограничится $5 млн. Таким образом, стоимость предвыборной кампании для всех политических сил достигает около $570 млн.

"Просчитать бюджет партий — сложно. Агитацию, фактически, ведут пять партий. Это Партия регионов, "Батькивщина", "УДАР", Коммунистическая партия и "Украина — вперед!". И чтобы составить им конкуренцию, нужно иметь минимальный бюджет в размере $50 млн.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Агітаторам Партії регіонів заплатять 400 млн з держбюджету

Больше всех потратит Партия регионов. Королевская тратит также немало, но ее кампания крайне неэффективна. "Регионалы" хотя бы пытаются доказать избирателям, что время у власти они провели недаром, чего-то добились, а Королевская только и заявляет, что у нее появился в команде известный спортсмен или актер. Реклама коммунистов — самая эффективная. Правда, это не их заслуга. Они обратились к наработанному багажу лозунгов еще с 1917 года", — рассказал "Известиям в Украине" политтехнолог Сергей Гайдай. А вот руководитель Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко называет более точные суммы, которые партии потратили на наружную рекламу. "Партия регионов в месяц тратит $1 млн на три тысячи площадей, а ближе к концу избирательной кампании будет размещать рекламу не менее, чем на четырех тысячах носителей. На втором месте — коммунисты. Они арендуют 2 тысячи площадей и тратят $0,5 млн в месяц.

Фото: maidanua.org

Дальше по расходам на наружную рекламу идут "УДАР" и "Украина — вперед!", а затем уже "Батькивщина". Чтобы подсчитать расходы на телерекламу, нужно умножить эти цифры на три", — рассказал "Известиям в Украине" Артем Биденко.

Мажоритарка со скидкой

Что касается мажоритарщиков, то бюджет их избирательных кампаний исчисляется по-разному. Сергей Гайдай уверен, что им нужно потратить от $1 млн до $5 млн. "Все зависит от конкретных условий. Был ли кандидат в депутаты известен местной общине ранее, какие у него конкуренты на выборах, сколько они вкладывают в выборы, какая стратегия кампании. Есть же разница между агитацией в виде листовок и агитацией в виде асфальтирования дорог. В сельском округе это будет одна стоимость, а мегаполисе — другая", — поясняет Гайдай. Согласна с ним и Ольга Айвазовская: "Чем менее узнаваемая личность, тем дороже обойдется избирательная кампания. Средняя стоимость, по словам самих кандидатов, составляет немногим более миллиона долларов. Это — "эконом вариант" по Киевской области". А вот в Комитете избирателей Украины подсчитали, что попасть в Раду можно на порядок дешевле. "Расходы на избирательную кампанию мажоритарщика, который хочет реально поучаствовать в выборах, составят минимум $100—150 тыс. "Основная часть денег уйдет на обеспечение работы избирательного штаба, оплату труда членов избирательных комиссий и агитаторов.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Депутати "нагодували" ветеранів сосисками, шпротами та оливками

Для нормального функционирования штаба нужно арендовать помещения, закупить офисную технику, а также оплатить труд членов штаба — минимум 8—10 человек. Помимо организационных расходов, кандидат должен оплатить рекламную кампанию, чтобы избиратели "заметили" его присутствие в округе. Для этого необходимо разместить наружную рекламу хотя бы на нескольких билбордах, оплатить печать агитационных материалов, пару раз появиться на региональном телевидении и разместить рекламу в прессе", — говорит Виталий Тесленко, исполнительный директор Комитета избирателей Украины. Но это самый скромный вариант участия в выборах. По словам эксперта, полноценная избирательная кампания обойдется кандидату минимум в $1 млн.

"Отдельные кандидаты потратят на выборах гораздо больше средств — $5—10 млн. В целом структура расходов полноценной избирательной кампании выглядит следующим образом: оплата труда — 40% всех расходов, еще 30% — рекламно-агитационный блок, 20% —аренда помещений, транспорта и техники, 10% — другие расходы, например, оплата участия в выборах технических кандидатов", — резюмирует Тесленко.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Завдяки виборам в Україні вдвічі зросла кількість вакансій

Подсчитать расходы трудно, потому что закон "О выборах народных депутатов Украины" обязывает кандидата отчитаться в доходах его избирательного фонда, а не его самого. На практике только часть избирательной кампании финансируется из избирательного фонда. Основная часть расходов оплачивается из всевозможных благотворительных фондов и общественных организаций, которые зарегистрированы участниками выборов. Именно таким образом могут финансироваться расходы на покупку продуктовых наборов и других "подарков" избирателям. Часть затрат на кампанию кандидаты покрывают за счет собственных наличных средств.

Олесь Доній. Фото: zarvanytsya.org.ua

Тем не менее некоторые кандидаты по мажоритарным округам предпочитают не тратить свои деньги, а собрать финансирование на избирательную кампанию от своих сторонников через отрытый банковский счет. Так поступили юрист Татьяна Монтян и бывший "нашеукраинец" Олесь Доний. "С 13 по 31 августа на мой счет 44 человека переслали 113 866 грн. Я израсходовала 44 469 грн 25 коп. Более 80% средств пошли на две статьи расходов: оплату четырех билбордов (срок — один месяц) и реклама в лифтах многоэтажных домов (641 плоскость). Еще часть выплат пошла на печать агитационных газет и изготовление накидок с моей символикой для волонтеров.

Если больше не поступит денег, мне и этого хватит. А $1 млн на выборы нужен тем, кто собирается подкупать избирателя гречкой", — рассказала "Известиям в Украине" Монтян.

Реклама за счет государства

Государство обеспечивает как партиям, так и кандидатам по мажоритарным округам бесплатное время на государственном ТВ, радио и рекламные площади в государственных газетах в равных пропорциях. Общий объем эфирного времени для партий составляет не менее чем по 60 мин. на общенациональном телевидении и радио и не менее чем по 20 мин. на региональных телеканалах и радио в каждой области. Кандидатам в народные депутаты, зарегистрированным в мажоритарных округах, предоставляется не менее 20 мин. эфирного времени на региональных телеканалах и столько же на радиостанциях. Сегодня Центризбирком проведет жеребьевку по распределению эфирного времени.

Оригінал: "Известия в Украине"

Підозра на російську диверсію. Велике повернення агентів кремля до Європи? – France24
Підозра на російську диверсію. Велике повернення агентів кремля до Європи? – France24
ПСИХИ! Чи може Харків стати українською Бастонью? – Джонатан Світ та Марк Тот
ПСИХИ! Чи може Харків стати українською Бастонью? – Джонатан Світ та Марк Тот
Чи готові європейці відправити війська в Україну? Про що свідчить опитування експертів – Європейський центр Карнеґі
Чи готові європейці відправити війська в Україну? Про що свідчить опитування експертів – Європейський центр Карнеґі
В Україні росія починає нарощувати перевагу. Як цьому запобігти – Джек Вотлінг
В Україні росія починає нарощувати перевагу. Як цьому запобігти – Джек Вотлінг
Армія США не зможе так довго вистояти у війні безпілотників, як Україна. Її вистачить хіба що на місяць – Девід Екс
Армія США не зможе так довго вистояти у війні безпілотників, як Україна. Її вистачить хіба що на місяць – Девід Екс
Україна вимагає від США зняти обмеження для використання американської зброї. Натомість росія розгортає нову інформкампанію в американських ЗМІ
Україна вимагає від США зняти обмеження для використання американської зброї. Натомість росія розгортає нову інформкампанію в американських ЗМІ
Як Америка підіграє росії. путін розширює вторгнення, поки Україна чекає на західну зброю – Микола Бєлєсков
Як Америка підіграє росії. путін розширює вторгнення, поки Україна чекає на західну зброю – Микола Бєлєсков
росія просувається на Харківщині. Початковий аналіз російського наступу – Мік Раян
росія просувається на Харківщині. Початковий аналіз російського наступу – Мік Раян