Вал по плану
В августе президент Виктор Янукович подписал Закон №5083-VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине".
Как оказалось, ряд новелл документа имеют весьма отдаленное отношение к админреформе и самое непосредственное — к налогам и их плательщикам.
Первая (и самая скверная) принципиальная новация — с 1 января 2013-го в Украине уплата налога на прибыль авансом из доброй воли превращается в обязанность. Предприятия с доходом от 10 млн. грн. в год обязаны ежемесячно перечислять в бюджет 1/12 часть налога, уплаченного за прошлый год. В общем-то, такой подход не нов. И сейчас от того, платит ли компания авансом налог на прибыль, зависят шансы на полное и своевременное возмещение ей переплаченного НДС, частота налоговых проверок и просто отношение при оформлении отчетности. А новость, собственно, заключается в том, что теперь органы контроля смогут вполне легально требовать то, что ранее им перечисляли добровольно, в обмен на какие-то уступки.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Оксана Продан: збір податків авансом не вплине на фінансовий стан бізнесу, але ускладнить звітність
Вторая актуальная новелла — конкретизация функций органов налоговой службы при сохранении ранее предоставленных им гипертрофированных прав: проведения внеплановых и других проверок, ареста имущества без решений суда, блокирования счетов и т.д.
Собственно, отсутствие конкретно прописанных в кодексе функций часто позволяло ставить под сомнение законность действий налоговиков во время проверок. Теперь юристам предприятий будет сложнее: функциональный перечень не умещается на двух страницах формата А4. Четко кодифицирована, в частности, опция "организации работ" по арестам имущества и замораживанию банковских счетов предпринимателей с последующим "осуществлением контроля".
Крайне интересуют фискалов подакцизные товары, особенно алкоголь и сигареты, с регулированием оборота которых прямо связаны сразу шесть опций — вплоть до работ, предусматривающих заказ акцизных марок. Завершается перечень функций традиционно многозначительным "и другие, (...) определенные законами Украины".
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Скільки в Україні податків?
Наконец, третье изменение, заслуживающее внимания — повышение граничной доходной планки действия упрощенной системы налогообложения с 5 млн. грн. до 20 млн. в год. С этой, вроде бы благой, целью в Налоговом кодексе прописаны правила работы для двух новых групп упрощенцев: пятой и шестой — физлиц и юрлиц с числом работников до 20.
Налоговые обязательства этих групп — отчисления в казну до 7% дохода (с НДС) или 10% (без НДС) плюс единый соцвзнос. Таким образом, упрощенная система налогообложения по сути становится доступна среднему бизнесу. Но на практике — памятуя о зафиксированной в кодексе обязанности упрощенцев платить в бюджет 15 копеек с каждой гривны выручки сверх установленной нормы — вполне может оказаться, что появление 5-й и 6-й групп практически ничего не изменит.
К слову, по последним оценкам ГНС, объем теневого сектора экономики Украины составляет как минимум 350 млрд. грн. в год, в том числе: 170 млрд. грн. — в виде зарплаты в "конвертах"; 100 млрд. грн. — в качестве доходов собственников активов, конвертации безналичных средств в нал или на инвалютные счета в иностранных банках; 35 млрд. грн. — неофициальные платежи; 45 млрд. грн. — основные средства, матресурсы и услуги теневого сектора.
С учетом таких ориентиров новые изменения в Налоговый кодекс дают налоговой вполне реальный шанс выполнить бюджет в 2013 году даже в случае ухудшения экономической ситуации и в Украине, и в мире.
Оригінал: Инвестгазета