В каких сферах протестанты достигли особенного успеха?
- Протестанты как социальная сила хорошо зарекомендовали себя в вопросах трудовой этики, семейных отношений, защиты традиционных моральных ценностей, воспитательно-профилактической работы с группами риска, духовно-нравственной и социальной реабилитации.
В названных сферах протестантизм как социальный фактор оказывает оздоровляющее влияние на общество в целом, но это влияние не является революционным, скорее, консервативно-охранительным или, значительно реже, умеренно-модернизирующим.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: "Сектанты" спешат на помощь
Традиционные протестанты постсоветского ареала фокусируются на "духовных" сферах влияния и малых социальных группах (семья, соседи, коллеги). Неопротестантские церкви переживают "головокружение от успехов" и, обольщаясь своим численным ростом, претендуют на экономическое и политическое влияние. В этом случае социальная диакония теряет самостоятельное значение и становится имиджевой составляющей церковной политики (а также церковного "бизнеса" и экспансивной миссии).
Существуют ли какие-то данные о достижениях евангельских церквей?
- В каждой конфессии работает своя методика, и даже идеология подсчетов. Большинство таких проектов работает в серой зоне, т.е. законодательство далеко от совершенства, а чиновники терпеть не могут самостоятельных и активных протестантов.
Очевидно, что именно протестанты наиболее активны в развитии реабилитационных центров, но точная статистика отсутствует, в том числе по внутренним причинам. Например, никто не спешит рапортовать о закрытии центров и проектов, или об их неудачах. Поэтому в целом рисуется картина неуклонного роста, в то время как на деле можно увидеть противоречивый процесс с колебаниями и даже обвалами.
Какие конкурентные преимущества есть у протестантов (в сравнении с другими религиозными группами) для осуществления успешного служения украинскому обществу?
- Протестанты в украинском обществе, в отличие от православного большинства, европейски ориентированы – не столько по политическим, но по этическим, ментальным, поведенческим критериям. Если говорить упрощенно и только в данном смысле, православие соответствует традиционному типу общества.
Протестантизм же может стать фактором модернизации украинского общества. Вот один пример. Обычный украинец, проезжая в своем селе по разбитой дороге, чертыхнется. Православный, миновав с Божьей помощью яму, перекрестится. А баптисты или харизматы, сообща с прочими активистами, эту дорогу отремонтируют, даже если все село будет их и дальше клясть как зловредных сектантов.
Что тогда мешает протестантам добиться признания в обществе?
- Стать не просто активной и влиятельной, а по-настоящему преобразующей общественной силой мешает отсутствие того, что можно назвать "теологией надежды". Строить на века можно лишь тогда, когда есть надежда, что в будущем это поймут, оценят, продолжат. Изменить Украину можно лишь веря в ее будущее. Пока же в протестантизме господствует теология индивидуальной святости, скорого конца и беспросветного туннеля.
Существует ли искусственное самограничение сфер, в которых евангельские верующие проявляют активность? Например, отдают предпочтение работе лишь с люмпенизоваными слоями, при этом игнорируют представителей истеблишмента, не проявляют должной активности в борьбе с коррупцией, нарушением прав человека, зато занимаются проведением антигейских маршей.
Протестантизм в Украине изначально был ориентирован на массового, среднего, малообразованного человека. И это нельзя считать трагедией. Протестантизм стал верой и надеждой простого народа. Но, к сожалению, этой средой и ограничился.
Неопротестантизм преодолевает эту социальную ограниченность и ориентируется на новый средний класс. Получается, что первые украинские протестанты шли в народ, потому что там не было денег и была жажда правды, в том числе правды социальной. Нынешние протестанты часто выбирают такие социальные группы, где есть деньги, есть ресурсы, есть позиции, чтобы это привлечь и использовать. Т.е. в центре оказывается социальный вопрос, одни здесь служат, другие манипулируют.
Но ни те, ни другие не ставят вопрос культурный, мировоззренческий, интеллектуальный. В то время как одни хотят что-то дать бедным, а другие хотят что-то взять у богатых, за порогом церкви оказываются целые категории людей, ищущих не хлеба и серебра, а правды, смысла, надежды.
Я надеюсь, что наш протестантизм зреет к следующему этапу, когда он сможет включить большинство социальных групп в свою аудиторию. Но для этого нужна целостная социальная теология, нужно преодоление сектантской маргинальности, нужно переоткрытие евангельских определений быть "солью" и "светом" для всех и апостольского принципа "для всех соделаться всем".
Так что успех и расширение социального влияния зависит, в первую очередь, от протестантского самопонимания, от богословской и социальной самоидентификации.