Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Jelastic. Як створювалася компанія

Jelastic. Як створювалася компанія
Руслан Синицький. Фото: forbes.ua
Руслан Синицький з Житомира кинув виклик софтверним гігантам, які обслуговують розробників веб-додатків. За сущі копійки він позбавляє своїх клієнтів від програмістської рутини, пише Forbes.

Гуру софтверной индустрии Джеймс Гослинг, создавший язык программирования Java, не так давно покинул Google, чтобы принять участие в стартапе, который разрабатывает беспилотные аппараты для исследования Мирового океана. Платформу для обработки и передачи данных от роботов создала молодая украинская компания, о которой Гослинг отозвался очень лестно: "I really love Jelastic!".

Jelastic базируется в Житомире: тут родился, вырос и окончил военный институт один из основателей компании  – 34‑летний Руслан Синицкий. Армейские шишки, приехавшие из Киева на защиту дипломных работ, забрали его в Главный центр специального контроля  – подразделение Государственного космического агентства, которое занимается геофизикой.

"Лейтенантов мы обычно берем, чтобы было кому дежурить,  – рассказывает замначальника Главцентра Владимир Шапка.  – Но этого самородка сразу определили в научный отдел".

В 2002 году Синицкий написал для военных программу, которая контролирует прохождение информации от подземных датчиков сейсмической активности до серверов Главцентра. "Мы используем ее до сих пор: никто ничего лучше не придумал",  – говорит Шапка.

В своей первой компании Синицкий прошел путь от программиста‑фрилансера до партнера по бизнесу. В команде с израильтянами он занимался разработкой онлайн‑сервиса бронирования номеров в гостиницах. Идея для нового бизнеса родилась из проблем старого. Синицкий начал обсуждать их на сайте habrahabr.ru  – крупнейшем в рунете сообществе гиков.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Американці почали менше інвестувати у стартапи

Его статьи о хостинге приложений в облаке пользовались популярностью и собирали сотни комментариев. Особенно активно участвовал в дискуссиях воронежский программист Константин Александров. Списавшись в аське, Синицкий и Александров решили вместе создать облачную платформу, которая помогла бы разработчикам тратить меньше усилий на составление приложений. Прототип писали два года, по ночам, не бросая основной работы.

Тусовка "Хабрахабра" активно включилась в тестирование: к середине 2010‑го заготовку обкатали 5000 "хабраюзеров". А в состав основателей влился москвич Алексей Скутин, который занялся продвижением проекта и поиском инвесторов.

Именно Скутин подал заявку на конкурс Dev Generation, проходивший в Москве в декабре 2010 года. Стартап легко обошел конкурентов и получил приз в $100 000. Еще $500 000 посевных инвестиций выделил венчурный фонд Runa Capital, представители которого входили в жюри. На переговорах с инвестором все три разработчика в полном составе впервые встретились в реальной жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: 30 найбільш шанованих венчурних інвесторів Кремнієвої долини (інфографіка)

Зачем разработчикам приложений Jelastic? Управляющий партнер Runa Capital Сергей Белоусов объясняет, что платформа призвана решить одну из крупных проблем современной софтверной индустрии. "Разработчику приложений приходится выполнять кучу необязательных операций",  – говорит Белоусов. Например, брать на себя функции системного администратора, обеспечивая гладкое взаимодействие с серверами, на которых размещено приложение.

Прототип Синицкого и Александрова позволял создавать приложения, не отвлекаясь на муторную техническую работу. Имея на руках идею и прототип приложения, разработчик мог полностью построить его с помощью облачных технологий Jelastic. На тот момент подобные решения уже были у Google, Microsoft, Oracle и Salesforce.

"Это большой рынок, на котором могут прокормиться многие,  – констатирует Белоусов.  – Мне показалось, что Jelastic может справиться с проблемой лучше, чем они".

Несмотря на щедрые авансы, основателям Jelastic вскоре пришлось кардинально переделывать свой проект. Как и продукты от Google, Oracle и Microsoft, их прототип был проприетарной платформой. Это означало, что создать в нем приложение можно, только используя средства самой платформы  – т. е. писать софт специально под нее.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Венчурні інвестиції пішли в ІТ

"Если ты спрограммировал сервис внутри Google App Engine, то он внутри него и умрет",  – объясняет исполнительный директор хостинг‑провайдера Rusonyx Андреас Шварцкопф. Разработчикам это создает дополнительные риски: владелец платформы всегда может повысить цены или поменять условия. Но если у Google хватало авторитета склонять разработчиков к созданию программ под себя, то у Jelastic с клиентами было туго.

В 2011-м проект совершил "разворот", или pivot. Так в стартаперской среде называют кардинальное изменение стратегии, когда хорошая идея не выстреливает и ей находят новое применение. Смена модели обошлась инвесторам Jelastic еще в $2 млн: весной 2012 года к Runa Capital присоединились фонды Almaz Capital и Foresight Ventures.

Общаясь с крупными западными хостинг-провайдерами, Синицкий выяснил, что больше всего проблем им доставляют приложения, написанные на языке Java. Размещать их на обычном хостинге невозможно, потому что приложения очень разнородны и под каждое нужна специфическая настройка. А выделенный хостинг подавляющему большинству разработчиков просто не по карману. Так возникла идея превратить Jelastic в умную надстройку на сервере хостинг‑провайдера. Софт должен был заменить разработчику Java‑приложений системного администратора, сэкономив время на настройке и балансировке приложения.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: "Стартап". Лекції Петера Тіля у Стенфорді. Частина третя

"Мы автоматизировали накопленные IT‑сообществом знания",  – поясняет Синицкий. По его словам, Jelastic позволяет в несколько кликов сделать то, на что раньше уходило от двух до 14 дней.

Платформа в ее нынешнем виде особенно востребована среди стартапов, разрабатывающих игры и мобильные приложения. Менее чем за год сервисом воспользовалось около 27 000 разработчиков, в числе которых несколько сотен платных клиентов. Один из них  – создатель iPad‑приложения DragonCalc Максим Матвеев. Чуть более полугода назад он написал программу для помощи игрокам в популярной игре DragonVale. Количество загрузок DragonCalc превысило 350 000. Матвеев, для которого это не основной источник дохода, зарабатывает на рекламе в приложении около $6000 в месяц. За хостинг он платит $100 ежемесячно, и часть этих денег достается Jelastic.

Бизнес‑модель Jelastic не имеет аналогов. Если софтверные корпорации продают услуги своей платформы напрямую, то Jelastic действует через хостинг‑провайдеров. У тех из них, с кем Синицкий уже договорился, появилась новая услуга  – более дорогой и "умный" хостинг для Java‑ и PHP‑приложений. Хостер перечисляет фирме Синицкого 25–35% от суммы, собранной с подписчиков. При заключении контракта с каждым хостером Jelastic также получает лицензионную премию  – до $50 000.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: "У гонитві за зростанням". Правила стартапів від Пола Грема

На начало ноября 2012‑го компания подписала соглашения с пятью хостинг‑провайдерами.

"К концу года доведем количество контрактов до пятнадцати",  – уверен Синицкий. Партнеров он ищет в мировых центрах разработки приложений  – Германии, США, России, Японии, Великобритании, Бразилии, Финляндии. В следующем году Синицкий рассчитывает привлечь на свою сторону сотню хостинг‑провайдеров. Это позволит вывести проект на окупаемость: инвесторских денег хватит как раз до конца 2013-го.

А пока доходы Jelastic не дотягивают до его расходов, основатели пожинают плоды в виде престижных наград. В октябре компания завоевала звание "Технологический лидер" на Duke’s Choice Awards  – всемирном конкурсе достижений в Java‑технологиях, инициированном Oracle. В мире Java‑разработчиков эта награда приравнивается к "Оскару" у киношников. По мнению Белоусова, через 10 лет Jelastic должна зарабатывать $100 млн в год. "Минимум",  – уточняет он.

Оригінал: Forbes.ua

Байдену потрібно змусити путіна нервувати. Він має всі повноваження і жодного виправдання – Марк Тот та Джонатан Світ
Байдену потрібно змусити путіна нервувати. Він має всі повноваження і жодного виправдання – Марк Тот та Джонатан Світ
Здавалося, що допомога Україні померла. Чому Джонсон все ж-таки виніс на голосування законопроєкт? – Washington Post
Здавалося, що допомога Україні померла. Чому Джонсон все ж-таки виніс на голосування законопроєкт? – Washington Post
Ескалація, червоні лінії, ризики та російсько-українська війна. Частина 1 – Лоуренс Фрідман
Ескалація, червоні лінії, ризики та російсько-українська війна. Частина 1 – Лоуренс Фрідман
Не варто надто радіти запізнілій допомозі США. Вона призначена лише кільком підрозділам ЗСУ – Том Купер
Не варто надто радіти запізнілій допомозі США. Вона призначена лише кільком підрозділам ЗСУ – Том Купер
путін гудбай.  Як роззброїти росію на газовому ринку – CEPA
путін гудбай. Як роззброїти росію на газовому ринку – CEPA
росія чинить культурний геноцид в Україні. Які справжні цілі кремля – Джейд МакГлинн
росія чинить культурний геноцид в Україні. Які справжні цілі кремля – Джейд МакГлинн
США оголосили про новий пакет військової допомоги для України на $1 млрд
США оголосили про новий пакет військової допомоги для України на $1 млрд
Роль російських аграрних олігархів у виробництві безпілотників. Розслідування ухилення від санкцій – Frontelligence Insight
Роль російських аграрних олігархів у виробництві безпілотників. Розслідування ухилення від санкцій – Frontelligence Insight