Який зв'язок між обгортками шоколадок Roshen і парламентськими виборами
Поствыборная агрессия
На протяжении многих лет мы обнаруживаем, что после очередных выборов ощутимо растет напряженность в обществе. Подскакивает уровень ксенофобии. Во всем, что происходит вокруг, люди усматривают выпады против "своих".
Напряженность накапливается в течение всего избирательного процесса. Во время предвыборной кампании, то есть на протяжении достаточно длительного времени, через СМИ население выслушивает нападки одних политиков на других, критику, обвинения.
Выборы проходят, но атмосфера не разряжается – теперь начинается обсуждение фальсификаций, мошенничества, судебных тяжб. То, что происходит в политической сфере, люди переносят на отношения с другими людьми. Поэтому пиковых значений уровень ксенофобии достигает как раз в поствыборный период.
Постепенно атмосфера в обществе приходит в предвыборное состояние, напряжение спадает. Происходит это в течение года после выборов. Точнее сказать тяжело, так как уровень ксенофобии мы измеряем всего раз в год. Так что не исключено, что все приходит в норму раньше, чем через год – через полгода, три месяца, – и утихает вплоть до следующих выборов.
Под горячую руку
Этот выборный год не стал исключением из наблюдений – налицо рост подозрительности, снижение взаимного доверия, любые инициативы продолжают рассматриваться в черно-белой плоскости.
А вопросы государственного языка, которые лежат в основе обрушившихся на производителя кондитерской продукции обвинений, одни из самых острых. Собственно, закон "О языках", исходя из того времени, когда он был принят, использовался как предвыборная технология.
Прошло еще совсем мало времени после выборов, для того чтобы ситуация успокоилась и вернулась к норме. Компании-производителю, по большому счету, просто не повезло. Смена языка на этикетках могла бы пройти незамеченной потребителем, случись это в другое время. Как доверие влияет на экономику
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Порошенко повертає україномовні обгортки для цукерок
Мы регулярно меряем уровень доверия к разным социальным институтам. Есть очень важный показатель – так называемое "обобщенное доверие". Измеряется он так: респондента спрашивают, доверяет ли он незнакомым людям и доверяет ли людям вообще. На первый взгляд, довольно абстрактный показатель, не так ли? Но он очень тесно взаимосвязан с уровнем ВВП на душу населения.
Чем выше уровень ВВП, тем выше уровень доверия, и чем выше уровень доверия, тем выше уровень ВВП. Что в данном случае является причиной, а что следствием – мы не знаем.
Но от показателя обобщенного доверия и доверия к институтам явно зависят экономические процессы. Зависит доверие к банкам, доверие к реформам правительства.
В Украине уровень обобщенного доверия – один из самых низких в мире. Понятно, что люди не несут деньги в банки, если они не доверяют банковской системе. С таким показателем очень трудно провести реформы. По нашим исследованиям, всего 4% респондентов считают, что реформы в Украине проводятся успешно. С таким отношением любое правительство, даже при большом желании что-то изменить в стране, скорее всего, не сможет этого сделать.
Оригінал: Forbes.ua