Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Культ Apple: любов, релігія або помилка?

Культ Apple: любов, релігія або помилка?
Фото: ru-iphone.com
Приголомшливий інтерес до продуктів Apple, який ми всі спостерігаємо протягом останніх років, привертає увагу як бізнесу, що намагається скопіювати успіх, так і широкої публіки, яка прагне зрозуміти рушійні сили цього феномена. Журналісти залучають учених, і ті проводять експерименти. Про те, як впливає бренд Apple на мозок людини пише видання Slon.ru.

В начале февраля немецкий телеканал WDR показал фильм Apple Check, посвященный феномену бренда Apple, который исследовался в том числе с помощью функционального магнитно-резонансного томографа (fMRI). Ученые, профессор Юрген Галлинат и Симон Кун, провели исследование, показывая двадцати пяти добровольцам изображения мобильных телефонов и планшетов компаний Apple и Samsung.

Люди реагировали на эти бренды совершенно по-разному: Samsung вызывал активацию префронтальных регионов мозга, связанную с принятием решений, планированием действий и целей; Apple же вызывала активацию регионов, задействованных в распознавании и оценке эмоций, выраженных на лице человека!

Хочется вопросить вслед за египетскими фараонами: "Куда катится наш мир?"– если мы превращаем кусок железа и пластмассы в культ. Находка в самом деле очень странная, и ученые выдвинули гипотезу, что бренд компании "очеловечивается", и это можно измерять на других торговых марках, пытающихся достичь такого же уровня поклонения, как и Apple.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Чи досягла Apple свого піку?

Поклонение без всякого преувеличения: два года назад фильм BBC "Secrets of the Superbrands" рассказал об исследовании, проведенном компанией Neurosense. Когда они показывали группе верующих людей религиозные символы, они обнаружили определенный паттерн активности мозга. Точно такую же активность продемонстрировали горячие поклонники Apple, когда им показывали продукцию компании. Гемма Калверт, основатель компании Neurosense, предположила, что некоторым компаниям удается маркетинговыми усилиями начать эксплуатировать регионы мозга, которые занимаются обработкой информации, связанной с религией.

Нам не просто нравится наш телефон, а мы любим его, в самом прямом и романтическом смысле этого слова

В сентябре 2011 года Мартин Линдстром написал в The New York Times про свое совместное исследование с MindSign Neuromarketing: 16 участников эксперимента, владельцев iPhone, помещали в функциональный магнитно-резонансный томограф и показывали видео звонящего телефона. Ученые пытались найти подтверждение гипотезе, что пристрастие к продукции Apple сродни наркотической зависимости, однако увидели, что у фанатов активируется так называемый островок Рейля (insula) – регион мозга, связанный с любовью и состраданием.


Фото: sfgate.com

Люди реагировали на звуки телефона так, словно находились рядом со своим любовником или членом семьи. Это позволило Линдстрому заявить, что нам не просто нравится наш телефон, а мы любим его, в самом прямом и романтическом смысле этого слова! Правда, затем выводы Линдстрома были разбиты в пух и прах в нескольких блогах ученых и в открытом письме в The New York Times.

Вы обратили внимание, что ученые в упомянутых исследованиях, похожих по дизайну, обнаружили совершенно разные вещи, при этом не найдя результатов друг друга?

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Навіщо Apple дешевий аналог iPhone

Нейропсихолог Молли Крокетт в выступлении под названием "Нейрочушь" на TED замечает, что "когда вы видите активацию региона мозга, вы не можете просто выбрать ваше любимое объяснение". Регион мозга, показавший активность, insula, кроме любви и сострадания, задействован также в десятках других процессах: эмоций гнева и отвращения, памяти, речи, внимании, боли и других. Молли замечает, по той же самой логике можно сказать, что вы ненавидите свой iPhone. Это не будет преувеличением: в исследованиях по принятию решений этот регион чаще всего ассоциируется как раз с негативными эмоциями. Более того, insula – довольно большой участок, и он фигурирует более чем в 30% всех исследований мозга с использованием томографа, являясь одним из самых "модных" регионов мозга для исследований.

Apple достиг ощутимых величин узнавания, и это отражается в нашем к нему отношении. Но говорить о том, что мы его любим так же, как человека, – все же преувеличение

Последнее исследование немецких ученых, с которого мы начали, не опубликовано, и поэтому сложно сказать, что именно они там увидели, но в распознавании эмоций на лице человека мозг использует несколько регионов, которые, как и insula, участвуют во множестве других процессов.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Apple та Samsung - закляті друзі на все життя

У всех этих исследований – множество проблем: отсутствие экспертной оценки, критического подхода со стороны самих экспериментаторов, публикаций в научных журналах. Их также роднит склонность к сенсационным выводам и характерная логическая ошибка под названием обратная инференция (reverse inference): умозаключение, построенное на полученных значениях зависимой переменной, описывающее состояние независимой переменной. Применительно к описанным исследованиям это означает, что нельзя выводить когнитивное или эмоциональное состояние человека, основываясь на наблюдаемых паттернах активности мозга в экспериментах с использованием функционального магнитно-резонансного томографа.

Пример такой ошибки:

1. При сравнении двух видов кроссовок была обнаружена активация регХ приона и показе одного из брендов.

2. Из предыдущих исследований мы видели, что, когда людям показывают фотографии их любимых людей, активируется регион Х.

3. Следовательно, активность в регионе Х при сравнении кроссовок отражает эмоциональное состояние, которое наблюдается в отношении к любимым людям. Значит, один из брендов кроссовок вызывает у нас любовь.

Да, кто спорит, бренд Apple достиг ощутимых величин узнавания, и это отражается в нашем к нему отношении. Но говорить о том, что мы его любим так же, как человека, или поклоняемся как богу, – все же преувеличение. Человеческий мозг хитрее маркетологов.

Оригінал: slon.ru

росіяни втратили можливість наступати на оперативному рівнію Відтак маємо 1000 маленьких атак піхотою – Том Купер
росіяни втратили можливість наступати на оперативному рівнію Відтак маємо 1000 маленьких атак піхотою – Том Купер
Чи змінилося ставлення Пекіна до москви? Два сценарії війни Китаю із Заходом
Чи змінилося ставлення Пекіна до москви? Два сценарії війни Китаю із Заходом
Заворушення в Грузії може використати росія. Не виключено й нове вторгнення – Люк Коффі
Заворушення в Грузії може використати росія. Не виключено й нове вторгнення – Люк Коффі
путін, Кадиров і пекельна сірка. Чеченський та російський лідери пов'язані між собою життям і смертю – Едвард Лукас
путін, Кадиров і пекельна сірка. Чеченський та російський лідери пов'язані між собою життям і смертю – Едвард Лукас
Китай перетнув червону лінію Байдена щодо України. Чи будуть наслідки? – Мет Поттінгер
Китай перетнув червону лінію Байдена щодо України. Чи будуть наслідки? – Мет Поттінгер
Тіньовий танкерний флот росії загрожує Швеції: екології та безпеці. Чи може завадити ЄС – Елізабет Бро
Тіньовий танкерний флот росії загрожує Швеції: екології та безпеці. Чи може завадити ЄС – Елізабет Бро
Американські GLSDB мають проблеми з від'єднанням прискорювача. Чому росіяни прорвалися на Покровсько-Авдіївському напрямку – Том Купер
Американські GLSDB мають проблеми з від'єднанням прискорювача. Чому росіяни прорвалися на Покровсько-Авдіївському напрямку – Том Купер
Ескалація, червоні лінії, ризики та російсько-українська війна. Частина 2 – Лоуренс Фрідман
Ескалація, червоні лінії, ризики та російсько-українська війна. Частина 2 – Лоуренс Фрідман