Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Податково-бюджетна контрреволюція: Азірівською стежкою - до "економічного Чорнобилю"?

Податково-бюджетна контрреволюція: Азірівською стежкою - до "економічного Чорнобилю"?
Арсеній Яценюк. Фото: politica-ua.com
У другій частині свого тексту старший економіст CASE Україна Україна Володимир Дубровський аналізує кроки уряду Арсенія Яценюка щодо виходу країни з кризи. Фахівець критично оцінює податок на імпорт, автомобільний збір, додатковий збір із єдиного соціального внеску та низку інших ініціатив. Водночас Дубровський стверджує, що створена Януковичем корупційна система залишилась, а уряд так і не зміг привести до влади нових людей.

Продовження. Читайте першу частину тексту "Податково-бюджетна контрреволюція: Азірівською стежкою - до "економічного Чорнобилю"?"

Что же мы получили?

Прошу прощения за эмоциональность, но дальше холодный и взвешенный тон, которым полагается говорить и писать эксперту, выдержать не удастся. Если бы речь шла о чужой стране – не вопрос, но, увы…

Ну, расходы на оборону действительно увеличены. А куда денешься? Однако это – чуть ли не единственное бесспорное достижение "реформаторов" (еще несколько положительных моментов описаны дальше в тексте). Но в целом, если охарактеризовать одним словом то, с чем вышло правительство, то слово это будет "безумие".

Во-первых, какое там сокращение нагрузки на экономику? Бюджет по сравнению с нынешним годом увеличен по расходам на 21%, а по доходам – на все 26%! Да, представьте себе, правительство вознамерилось собрать (точнее было бы сказать – содрать) с и без того обескровленной экономики еще на четверть больше, чем в прошедшем году – и это при продолжающемся спаде… Трудно поверить, что это удастся, еще труднее представить себе выход из спада при увеличении налогов. Но и это еще не все: больше 200 млрд., которые планируется "напечатать", прежде всего чтобы закрыть почти девятипроцентный совокупный (вместе с "Нафтогазом", рекапитализацией проблемных банков и пополнением Фонда гарантирования вкладов) дефицит – это тоже своего рода налог, инфляционный. С его помощью государство обирает всех понемногу, хотя это и не так ощутимо, как уплата налога напрямую: вот когда Вы сталкиваетесь с тем, что можете купить на свою зарплату (или другой доход) меньше, чем раньше – это значит, разницу Вы отдали государству. Иными словами, отработали за "напечатанные", пустые, гривни, под которые не было и нет товаров и услуг. Теперь представьте себе, что вот таким вот образом "напечатают" каждую восьмую гривню? А в реальности – и больше, ведь выполнить план поступлений вряд ли удастся, поэтому "дыру" закроют как обычно, эмиссией. На всякий случай напомню, что даже самые отъявленные кейнсианцы не осмеливаются защищать инфляцию, которая измеряется двузначными цифрами – уж очень хорошо доказаны, да и невооруженным глазом видны, ее разрушительные последствия. Так что отказываясь сокращать бюджет в открытую (и преимущественно за счет коррупционных статей), правительство все равно вынуждено будет тихонько ограбить всех, ибо нельзя разделить то, чего нет.

"Затягивать пояса" далеко не всегда плохо, но их можно ужимать только после если не искоренения "большой" коррупции, то, хотя бы, перевода ее на радикально меньший уровень через закрытие основных "схем"

В то же время, населению кое в чем предлагается "затянуть пояса" и непосредственно. Это само по себе далеко не всегда плохо: если не социальными, то квазисоциальными, а то и просто псевдо-социальными расходами, типа субсидий на газ, можно и нужно жертвовать ради того, чтобы выйти на стабильный рост, который через несколько лет даст всем ощутимую прибавку в доходах. Но эти расходы можно ужимать только после если не искоренения "большой" коррупции (ну, приходится быть реалистами L), то, хотя бы, перевода ее на радикально меньший уровень через закрытие основных "схем". Прежде всего тех, которые связаны с субсидиями предприятиям и государственными закупками.

Это, с одной стороны, принесет больше денег, чем сейчас пытается получить правительство лишая не самых обеспеченных граждан льгот, и по факту сокращая подлинные социальные расходы, зарплаты бюджетникам и пенсии – ведь их реальную покупательную способность съедает инфляция. Напомню, что будучи в оппозиции Арсений Петрович повторял (вслед за экспертами) оценки ущерба от прямого разворовывания: 80-100 млрд. грн. только на гос.закупках. Было бы логично, если бы с устранением Семьи ситуация резко улучшилась, ведь хотя бы половину этой суммы (еще раз, будем реалистами) в виде экономии бюджетных расходов можно получить, не правда ли? Поэтому следующий вопрос к правительству: где деньги, Зин? Сколько именно удалось сэкономить на борьбе с коррупцией? Неужели только жалкие 3 млрд., которые были заложены в меморандум с МВФ?

В то же время, по социальным сетям ходит показательная шутка: "судя по состоянию бюджета Янукович никуда не делся и продолжает красть!". Впрочем, в этой шутке есть львиная доля правды. Ведь как понять, например, тот факт, что в Украине до сих пор действует коррупционный "зеленый тариф" на электроэнергию, многократно превышающий европейские нормы, но введенный в свое время специально под бизнес Клюева? Которым он, кстати, до сих пор владеет на пару с братом-депутатом? Да и вообще бизнесы "Семьи" и ее подельников не только не конфискованы, но и продолжают тянуть деньги налогоплательщиков? А многие другие "схемы" успешно перехватили и развивают преемники – боюсь, скоро мы услышим о новых "Хайаттах", купленных сегодняшними власть имущими. И эти люди требуют от кого-то "затягивать пояса"? Что-что, они себе сократили зарплаты? – и сколько на этом сэкономил бюджет? И потом, не издевайтесь, это же только тех, кто живет на одну зарплату наказали: основная масса ту зарплату за один вечер в ресторане просаживает! За это, что ли, мы стояли на Майдане, за это погибла "Небесная сотня" (и десятки, если не сотни, других героев), за это воюют и гибнут наши парни?

Будучи в оппозиции Арсений Петрович повторял оценки ущерба от прямого разворовывания: 80-100 млрд. грн. только на госзакупках. Было бы логично, если бы с устранением Семьи ситуация резко улучшилась, ведь хотя бы половину этой суммы в виде экономии бюджетных расходов можно получить

Прошу прощения за флейм, но ведь именно так сейчас думает немало наших сограждан, читая и слушая оправдания правительства. И нельзя не признать их правоту, как бы опасна она ни была.

Более того, даже если бы раздутое "социальное государство" было единственной и главной проблемой бюджета, то в сложившихся условиях пришлось бы сто раз подумать, прежде, чем "затягивать пояса" - с учетом социальной напряженности, а также общей политической неустойчивости. Напомню, что в прошлый раз, когда "камикадзе" начали свои опасные виражи на тему "затягивания поясов" – а было это в конце марта – уже почти сошедшая на нет к тому моменту конфронтация на Донбассе разгорелась с новой силой. Тому были, конечно, и другие причины, но аргумент "пришли "бендеровцы" и жить стало хуже" был далеко не последним для традиционно прагматичных донбасских патерналистов.

Во-вторых, все то же самое еще в большей степени касается и налоговой "реформы". Хотя, по правде говоря, поправки в Налоговый Кодекс и близко не заслуживают этого названия: реформа – это, по определению, изменения отношений. Вот упрощенная система налогообложения в свое время была реформой, поскольку до нее мелкие предприниматели платили взятки ежедневно, и символически откупались от бюджета; а после – могут не знать фамилии своего налогового инспектора и исправно, в массе своей, платят, что положено по закону. А предложенные и проголосованные изменения никак не отменяют ни "договорняка", ни, соответственно, планов по "мобилизации" налогов…

Не берусь оценивать насколько повышение рентных платежей достаточно, оптимально, или избыточно – но уже хорошо, что за эту тему взялись. Это один из немногих шагов в правильном направлении, поскольку, с одной стороны, заставляет "олигархов" полноценно поучаствовать в общем деле. А это, в свою очередь, важно еще и как подготовка к тому, чтобы потом прижимать минимизаторов помельче, аж до физических лиц. С другой стороны, у нас по Конституции недра – это общенародная собственность, поэтому логично, если от нее получает прибыль весь народ, а не только отдельные его представители.

Также к условным позитивам можно отнести налог на коммерческую недвижимость. Но! В предложениях РПР обложение недвижимости и вообще основного капитала рассматривается как замещение других налогов (особенно ЕСВ), а не дополнение к ним; в частности, оно увязано с переходом к налогу на распределенную прибыль – чтобы раз и навсегда упразднить контроль затрат (в том числе, бухгалтерского учета), и освободить от налогов инвестиции. В таком виде эту идею, по крайней мере в части обложения недвижимости, поддерживал, например, Каха Бендукидзе. Но наше предложение, как всегда, извратили - сейчас получается, что инвестор, которого угораздило заняться строительством для бизнеса, платит налог дважды: он может вложить только прибыль после уплаты налога на прибыль предприятий, а потом еще и должен платить налог на недвижимость! Кроме того, можно себе только представить, какими словами покойный великий реформатор, не стеснявшийся в выражениях, охарактеризовал бы льготы для промышленной недвижимости и того, кто их придумал. Увы, "промышленность" и "инвестиции" остаются для "молодых реформаторов" таким же фетишем, каким они были для старых совковых кадров, воспитанных на марксизме-ленинизме. Такая льгота радикально сужает базу налога и сводит его к очередному мелкому побору с магазинов и офисов, не говоря уже о куче других отрицательных последствий, в том числе возможностей для злоупотреблений.

Сейчас получается, что инвестор, которого угораздило заняться строительством для бизнеса, платит налог дважды: он может вложить только прибыль после уплаты налога на прибыль предприятий, а потом еще и должен платить налог на недвижимость!

Ну, а раз идея с компенсатором извращена, то практически полным фиаско обернулось и обещанное снижение ставки ЕСВ – хотя и была учтена идея моих коллег относительно переходного периода. Ведь вместо того, чтобы отказываться от этого крайне вредного налога, облагающего труд как таковой, а, значит, создающего стимул платить поменьше, правительство поставило задачу так: якобы снизить налог, но чтобы не упали поступления от него же. То есть, по факту никакого облегчения и нет, разве что для крупного бизнеса, который и без того редко платил в конвертах – во-первых, потому что слишком крупный, трудно организовать; во-вторых, потому что капиталоемкий, не имеет смысла – вся зарплата, вместе с начислениями, вписывается в 10% затрат. А остальные в игольное ушко требований, выписанных чиновниками, не пройдут – зато вырастут затраты на штрафы и личные доходы инспекторов. По оценкам экспертов РПР, эффект будет мизерным. А после заявления Премьер-министра о том, что в случае, если будет недобор, правительство вернет все обратно, выводить зарплаты из тени и вовсе опрометчиво: в этом году покажешь реальную сумму – а в следующем, опа!, и опять старые порядки…

Но и это еще не все: дальше начинается полный маразм, граничащий с саботажем. Выше уже упоминался известный по крайней мере с 18 века критерий эффективности налоговой политики, позволяющей собрать необходимый объем поступлений: "побольше перьев, поменьше визга". Вот давайте и проверим на этот критерий некоторые налоговые новации.

Налог на жилую недвижимость начиная с 60 кв. м. и домов со 120 кв.м. общей площади: нужно наладить учет и контроль за сотнями тысяч объектов (на сегодня отсутствующий), вызвать недовольство миллионов совсем небогатых, а то и вовсе бедных людей – а позвольте спросить, сколько он должен принести? Даже если большинству придется заплатить по несколько сот гривень – во-первых, для небогатого человека в провинции это немалые деньги, тем более, что ему и без того сегодня туго; во-вторых, ради этого придется еще и идти в налоговую, заполнять бумаги, стоять в очереди… Зато налоговики потирают руки: сколько штрафов удастся выписать! А сколько – не выписать, а получить лично!...

Кассовые аппараты для единщиков, причем не тех, кто торгует на базарах (их трогать все же боятся), а маленьких магазинчиков и кафе, может быть, киосков. Неужели кто-то всерьез думает, что это серьезно увеличит поступления? Позволит проверять и штрафовать – да, убьет этим часть малого бизнеса (то есть, лишит одних людей – работы, а других – удобных услуг) – да. А поймать полумифических дельцов, якобы пропускающих через себя контрабандного и контрафактного товара на миллионы, или позволяющих крупным магазинам "оптимизировать" налоги – нет! Во-первых, большинство таких "левых" точек – скорее на базарах; во-вторых – тот, кто реально вертит миллионами может и откупиться от любой проверки, а, скорее всего, она к нему и не придет, "крыша" защитит; в-третьих, у крупных фирм уже и так все с кассовыми аппаратами, они по-другому работать не могут, иначе все разворуют сами сотрудники…

Акциз на автомобили вообще не имеет права на существование: автомобиль, как известно, не роскошь, а средство передвижения. Тем более, что их владельцы и без того платят акцизный сбор на топливо

Это не говоря уже об экономическом смысле и целесообразности налогов – об этом, похоже, вообще не думали: лишь бы содрать еще хоть копейку! Акциз на автомобили вообще не имеет права на существование: автомобиль, как известно, не роскошь, а средство передвижения. Тем более, что их владельцы и без того платят акцизный сбор на топливо – вполне обоснованный, кстати сказать компенсатор за все возможные неудобства, которые создает транспорт (загрязнение воздуха, шум, и т.д.). Но вводить акциз на электромобили? А еще и на грузовики? Да еще и повышенные сборы – на ввоз подержанных??? Ну, допустим, по отношению к легковым есть хотя бы оправдание – дескать, защищают "отечественного производителя", который, бедняжка, уже больше двадцати лет все никак не может стать на ноги. Такая защита, между прочим, обходится украинскому потребителю в несколько миллиардов евро в год неполученной выгоды – а это превышает весь объем выпуска отрасли-кровососа. Но большая часть категорий грузовиков в Украине никогда не производилась! Зато наши перевозчики благодаря использованию подержанной техники, которую дешевле обслуживать в Украине, стали весьма конкурентоспособными. Кто же это решил их задавить? И сколько иудиных копеек он собирается получить в бюджет?

Какому, интересно знать, проФФесионалу пришло в голову добавлять "военный сбор" к и без того запредельным начислениям на заработную плату? И кто придумал брать фиксированную минимальную сумму того же ЕСВ, да еще и в огромном размере, за каждого наемного работника? Это же, фактически, государство наказывает работодателя за то, что он посмел создать рабочее место, пусть и низкооплачиваемое! То есть, взять, например, на частичную занятость студента, старшеклассника, одинокую или многодетную мать, инвалида или пенсионера – теперь нельзя, это карается ежемесячным платежом в 700 грн. При таком налоге работника, приносящего небольшой доход, выгоднее уволить – а то еще, не ровен час, придется платить несуразный штраф, или откупаться от проверки. Это ж до какой степени по-советски нужно воспринимать экономику (и в значении "народное хозяйство", и в смысле науки), и, вдобавок, не знать реальной жизни, чтобы сочинить, утвердить, а потом еще и продавить такую норму закона!

Кто придумал брать фиксированную минимальную сумму того же ЕСВ, да еще и в огромном размере, за каждого наемного работника? Это же, фактически, государство наказывает работодателя за то, что он посмел создать рабочее место, пусть и низкооплачиваемое!

А "импортный сбор" на фоне девальвации – это как понимать? То есть, кому-то кажется, что импортные товары еще недостаточно подорожали? И как правительство собирается преподносить такие меры в ВТО? Да, есть право вводить временные пошлины – в случае резкого ухудшения торгового баланса. Но у нас он улучшился (благодаря девальвации)! Не говоря уже о том, что для наших европейских партнеров, любезно обнуливших пошлины для украинских товаров до вступления в силу экономической части Ассоциации (отложенного, напомним, под давлением Кремля) это и вовсе пощечина… А что касается 17.6 млрд., о который так проникновенно говорила новый министр финансов – то это ведь, как всегда, хотелки чиновников МинФина, которые умеют считать только линейно. Да-да, взяли объем импорта, выбросили "критический" (кстати, печально знаменитая глубоко коррупционная мерзость 90-х), умножили на ставку налога = результат. Все. О том, что существует эластичность, что экономика – живой организм, который реагирует по-своему, часто непредсказуемо, наконец о коррупции на таможне они ничего не слышали и слышать не хотят. Нарисуем – будем жить…

Можно еще долго продолжать в том же духе.

О НДС-счетах, которые в варианте правительства предусматривали массовое изъятие оборотных средств. Проще говоря, бизнес – тот самый, который задыхается без кредитов! - должен был беспроцентно одолжить правительству одну шестую своего оборота. Ну, то есть, в большинстве случаев, учитывая и без того жесточайшие проблемы с кредитованием – или загнуться, или уйти в тень. Если, конечно, под рукой нет "карманного" банка. Отмена этой опасной новации была заложена, не больше, ни меньше, как в Коалиционной соглашение, под которое правительство назначалось. В итоге еле-еле удалось убрать ряд одиозных норм, внести некоторые облегчения, и отсрочить катастрофу на несколько месяцев.

Об упрощении начисления налога на прибыль – которое, однако, увязано с правом налоговой проверять правильность бухгалтерского учета на основе международных стандартов. В котором, во-первых, не разбирается рядовой инспектор (а если вдруг научится разбираться, то легко найдет себе работу бухгалтера, которая куда лучше оплачивается); а во-вторых, есть много нечетких моментов, оставленных на усмотрение бухгалтера. Для фирмы это хорошо, поскольку придает учету гибкость, а вот для налоговой … тоже хорошо, потому что всегда можно придраться и "доначислить" сколько нужно до плана, а то и оштрафовать. Ну, в общем, как договорятся. А что? Заместитель министра финансов Денис Фудашкин, который занимался налоговой частью пакета, не видит ничего страшного в том, что налог на прибыль платится по договоренности. Как и положено в нормальной средневековой стране. Вот только революцию мы делали как раз для того, чтобы со средневековьем покончить…

Цыплят по осени считают – в нашем случае "осень" наступит через несколько месяцев, когда свежепринятые законы превратятся в визиты налоговых инспекторов, выписанные штрафы, очереди в налоговых офисах, закрытые фирмы, слезы отчаяния, слова разочарования и ненависти, обращенные к правительству

О совершенно непонятных, тут и там всплывающих мелких укусах, вроде гигантского налога на большое наследство, или обложения роялти по огромным ставкам. Наверное, каждый чиновник, отвечающий на своем месте за соответствующий налог, может привести аргументы в пользу своего предложения. Может быть даже каждая такая новация приносит некую ощутимую прибавку к именно этому налогу или его части – ну, вместо, скажем, десяти миллионов гривень, стало двенадцать. Но сам принцип – на каждой мелочи "слупить" кусочек, а к нему еще чуть-чуть – крайне неэффективен! Ведь он раздражает плательщиков, требует администрирования… Куда проще и эффективнее сосредоточиться, например, на улучшении собираемости НДС на таможне, где теряются миллиарды. Но нет, нет такого раздела в предложениях правительства… Ведь для этого нужно уметь мыслить широко, подниматься над мелочами. Как покойный Каха. Ну и не боятся наступить на интересы "уважаемых людей" - как тот же Каха… Вот этим настоящие реформаторы и отличаются от имитаторов.

Но все это, напомним, только промежуточный результат. Цыплят по осени считают – в нашем случае "осень" наступит через несколько месяцев, когда свежепринятые законы превратятся в визиты налоговых инспекторов, выписанные штрафы, очереди в налоговых офисах, закрытые фирмы, слезы отчаяния, слова разочарования и ненависти, обращенные к правительству. И, к сожалению, во многих, очень многих случаях – к Майдану, благодаря которому это правительство оказалось у руля; а то и Украине вообще. И наше счастье, если это будут только слова и мирные протесты! Цена преступных ошибок может быть куда больше...

Кто виноват?

Главная причина того, что фискальный кризис подтолкнул страну не к подлинным реформам (как это бывало в 90-х), а пока что скорее наоборот в том, что реформы в который уже раз поручили бюрократам – "других-то кадров под рукой не было"… А как иначе? Не любителей же из экспертной среды слушать, в самом деле! Они же не понимают даже, на интересы каких нужных людей наступают их радикальные предложения! Вот поэтому из всех экспертных групп, созданных после Майдана, как при МинЭкономРазвития, так и при МинФине, вышел пшик. Их попросту проигнорировали. То есть, видимо, и создавали сугубо для отвода глаз и выпуска пара.

Из всех экспертных групп, созданных после Майдана, как при МинЭкономРазвития, так и при МинФине, вышел пшик. Их попросту проигнорировали. То есть, видимо, и создавали сугубо для отвода глаз и выпуска пара

По-видимому, дело было так: когда стало ясно, что без хотя бы относительной стабилизации бюджета никто денег не даст (и правильно сделает), Премьер-Министр спустил указание подготовить бюджет и налоговые "покращення". Кому спустил? Ну, конечно, проверенным проФФесионалам. Ну, а те, рады стараться: схватили в охапку весь непотреб, который даже при прежней власти не удавалось протолкнуть, и вбросили. Да что нового могут выдумать эти кадры, даже если бы они, вдруг, стали реально заботиться о деле, а не о том, как бы ненароком не задеть чью-то "схему"? Весь их убогий идейный багаж мы уже имели несчастье лицезреть во времена папередников. Неудивительно, ведь в данном случае речь идет даже не просто о воспитанниках системы, а, в большинстве своем, выкормышах Азарова, человека, знавшего, как известно, два действия: отнимать и делить; и принципиально не желавшего ничего знать о свободном рынке. Вот и воспитанники у него под стать… Вдобавок, многих из них привели лично Клименко и Захарченко. Не говоря уже о том, что когда налоговики пишут законы для самих себя – это прямой конфликт интересов. Ну нет такого понятия у "наших людей", хоть какими бы европейцами они не пытались выглядеть!

Да, но ведь мы же не Россия, где "парламент не место для дискуссий"? Мы же гордимся тем, что страшной ценой отвоевали демократию, не так ли? А демократия, как известно - это не просто выборы, а, прежде всего, политическая система, которая включает в себя предохранительный механизм "сдержек и противовесов", в том числе, и для "защиты от дурака". Применительно к данному случаю, на пути безумных и вредных идей, должно было встать парламентское "сито". К сожалению, не удалось. Да, депутаты, в отличие от прошлых лет, пытались бороться – Майдан не прошел даром! Ну что ж, их "нагнули" в худших традициях все тех же папередников. Примерно так же, как в свое время в ночь на 26 апреля 1986 года отключили защиту на первом энергоблоге ЧАЭС – тоже из самых лучших побуждений, Родина требовала! В итоге, некому оказалось вырвать штурвал у запаниковавшего рулевого…

Вдобавок, весь процесс провели в классической манере все тех же папередников - нахрапом, не давая опомниться и подготовиться. А депутату, между тем, и без того непросто раскопать в том же многостраничном бюджете разбросанные по статьям коррупционные и лоббистские мины. Ведь тот, кто этот бюджет верстал, знает, что и для кого он туда закладывал! А тут еще сам Премьер просит принять все более чем сомнительные новации в обмен на главную: снижение ЕСВ до 16%... Кто ж успел раскопать, что на самом деле (см.выше) по-простому говоря, это "кукла" где только две банкноты из ста подлинные? В общем, "развели как котят"… И вообще: что хорошего может получиться из законов, принятых наспех? Там наверняка, как всегда, проскочило множество "ляпов", несогласованностей, и прочих вроде бы мелочей, которые так затрудняют жизнь добросовестным плательщикам налогов или распорядителям бюджетных средств, зато облегчают коррупцию и обеспечивают работу "решалам".

Правительство и его глава оказались недостойны прежде всего потому, что пошли проторенной дорожкой, не захотели или побоялись менять "старых коней" на переправе в надежде на то, что они, мол, борозды не испортят. В итоге, эти зашоренные кони, способные идти только в одном направлении, завели страну в трясину

Все это вместе взятое, если называть вещи своими именами, и есть, увы, предательство Майдана. Правительство и его глава оказались недостойны прежде всего потому, что пошли проторенной дорожкой, не захотели или побоялись менять "старых коней" на переправе в надежде на то, что они, мол, борозды не испортят. В итоге, эти зашоренные кони, способные идти только в одном направлении, завели страну в трясину, а теперь упрямо тянут дальше, к пропасти – в то время, когда необходимо было делать резкий поворот. Вместо "жити по-новому" получилось не просто покращення в худших традициях папередников, а нечто куда страшнее. Не говоря уже о том, что КабМин, назначенный коалицией, просто похерил коалиционное соглашение, в частности его налоговую часть.

К сожалению, наше общество этого еще не осознало. Вопиющий непрофессионализм а то и недобросовестность "проверенных кадров" вместе с нерешительностью в преследовании преступников, хотя бы из прежней власти, толкают страну в пучину – ну или в грязные и кровавые путинские лапы, что, впрочем, одно и то же. И еще печальнее, что помогают старой гвардии в этом слишком многие, от Премьера и Президента, до последнего пользователя Фейсбука, твердящего, что, мол, не время сейчас критиковать.

Что делать?

Прежде всего, осознать, что получилось, мягко говоря, плохо. И за это придется отвечать, раньше или позже – чем раньше, тем легче. На сегодняшний день достаточно просто отстранить от процесса (хотя лучше, конечно, сразу уволить – хотя бы ради экономии бюджетных средств) ответственных за подготовку антиреформ проФФесионалов. Образовать независимый от правительства штаб реформ, в который не должны – в отличие от "НацРади Реформ" - входить представители действующей исполнительной власти, разве что с совещательным голосом. Назначить туда независимых авторитетных менеджеров, в советники им дать независимых авторитетных экспертов. Под утвержденную идеологию реформ набрать новую команду в которую, не исключено, могут войти и некоторые сегодняшние специалисты, но под другие задачи, и только как исполнители.

Когда "жареный петух клюнул" в деле снабжения армии, где воровство и бездарность стали реальной угрозой национальной безопасности, Президент принял мудрое решение и привлек к делу волонтеров

Напомню, что когда "жареный петух клюнул" в деле снабжения армии, где воровство и бездарность стали реальной угрозой национальной безопасности, Президент принял мудрое решение и привлек к делу волонтеров. Если им удастся поломать систему в МинОбороны, то шансы на выживание Украины в военном конфликте сильно вырастут. Но сейчас не меньшая угроза национальной безопасности исходит из экономики. Когда же к тем, кто отвечает за ее состояние, придет понимание, что и здесь нужно действовать аналогично, другого пути нет?

А ведь можно! Взять готовые или почти готовые наработки негосударственных организаций, довести их общими силами до готовности (а во многих случаях, в частности по налоговой реформе, соответствующие законопроекты уже даже зарегистрированы в Раде). МВФ и другим кредиторам предложить гораздо более принципиальные сокращения бюджета, прежде всего за счет упразднения любых субсидий субъектам предпринимательства (а это десятки миллиардов), отказа от спасения проблемных банков, точнее, их владельцев (еще десятки), перевода всех субсидий конечным потребителям, даже (пока) без проверки имущественного состояния – еще десятки, введения абсолютной прозрачности не только распределения бюджетных средств на гос.закупки, но и исполнения контрактов по ним – еще десятки, если не сотни… Плюс радикальное сокращение государственного аппарата, естественно, вместе с функциями – не на 10%, а, для начала, хотя бы на 50%. И, "на закуску" - дорожная карта полной поэтапной ликвидации квазисоциальных льгот и субсидий, которые на самом деле идут далеко не бедным людям, с тем, чтобы довести перераспределение через бюджет до приемлемых для экономики 30-35% в течение последующих 5-10 лет.

Вменяемым кредиторам, тем более, реально напуганным угрозой дефолта, вполне можно доказать, что в таком виде эти обещания реализовать политически возможно – в отличие от обязательств, например, о повышении тарифов до "экономически обоснованного" уровня, которые закладывались во все программы с МВФ за последние семь лет, и ни разу не выполнялись. Под все это попросить отсрочку на месяц-другой для нормальной проработки предложений. Принять поправки в бюджетный и налоговый кодекс, законы о прозрачности госзакупок и природных монополистов, затем на их основе разработать принципиально другой бюджет. Тем временем начать конфискацию и продажу активов Семьи, и ее союзников, запустить процесс реституции "отжатой" собственности. Провести радикальную дерегуляцию, убрать лишние запреты во всех сферах жизни. Вот это и будет настоящее "жити по-новому".

Рано или поздно, так придется сделать. Вопрос только в одном: до "экономического Чернобыля" (ну, или, если повезет - только "Иловайска"), или уже после. Если, конечно, после него что-нибудь останется…

Володимир Дубровський є старшим економістом та членом Наглядової Ради CASE Україна. Пан Дубровський спецiалiзується в питаннях бізнес-клімату реструктуризацiї пiдприємств, приватизацiї, політичної та інституційної економіки, управлiння та корупцiї. Нещодавно вiн приймав участь в таких проектах, як написання "Меморандуму Розвитку Країни" для Свiтового Банку та "Розуміння Реформ" для Мережi Глобального Розвитку (GDN). Володимир також вiдповiдальний за вiдносини Центру з органiзацiєю "Свiтовий Економiчний Форум" (World Economic Forum). Вiн є автором декiлькох книг та дослiджень з питань трансформації в Українi, включаючи вивчення економiчних наслiдкiв приватизацiї, що проводилися на замовлення Фонду державного майна України.

Тематичні напрямки: реструктуризація підприємств, розвиток малих та середніх підприємств, дослідження перехідних економік, приватизація, дослідження проблем корупції, політична та інституційна економіка, проблеми ділового клімату.

Трамп і
Трамп і "відмова" від України. Не будьте надто мрійливими щодо його слів – Філліпс О'Брайен
Ситуація продовжує загострюватися. Багато проблем ЗСУ створюють некомпетентність командирів та
Ситуація продовжує загострюватися. Багато проблем ЗСУ створюють некомпетентність командирів та "мікроменеджемент" Головнокомандувача – Том Купер
Занепад росії. Слабка економіка, союзники-невдахи та зростаючий опір – Ольга Лаутман
Занепад росії. Слабка економіка, союзники-невдахи та зростаючий опір – Ольга Лаутман
Вашингтон потребує нового підходу до НАТО. Сім пріоритетних країн для нової адміністрації Трампа – Ендрю Міхта
Вашингтон потребує нового підходу до НАТО. Сім пріоритетних країн для нової адміністрації Трампа – Ендрю Міхта
Сирія може стати початком кінця (імперських амбіцій) росії. Що мають робити США? – TIME
Сирія може стати початком кінця (імперських амбіцій) росії. Що мають робити США? – TIME
Зимова оборона України: збереження сили. Трамп підтримає перемогу України або виглядатиме світовим лохом – Ендрю Таннер
Зимова оборона України: збереження сили. Трамп підтримає перемогу України або виглядатиме світовим лохом – Ендрю Таннер
Переговори з росією. США слід пам'ятати, що дипломатія для росії – інструмент для перемоги над супротивником
Переговори з росією. США слід пам'ятати, що дипломатія для росії – інструмент для перемоги над супротивником
Україна – не Сирія. Чому Сирський не може реформувати ЗСУ – Том Купер
Україна – не Сирія. Чому Сирський не може реформувати ЗСУ – Том Купер