Facebook iPress Telegram iPress Twitter iPress search menu

Стів Форбс: "Чому у вільних ринків є мораль, а в уряду - немає"

Стів Форбс:
Стів Форбс. Фото: ticketing.asiasociety.org
У своїй новій книзі президент Forbes Media розмірковує про вічну різницю між тим, що дозволено урядам, і тим, що вони в дійсності собі дозволяють, пише Forbes.

Мы публикуем основные тезисы новой книги "Манифест Свободы", написанной представителем семейства Форбс вместе с постоянным соавтором Элизабет Эймс. По мнению президента Forbes Media, предстоящие президентские выборы не только определят имя нового главы государства, но и ответят на вопрос, в каком обществе хотят жить американцы.

1. Сейчас общество выбирает между двумя картинами мира

Американское общество достигло поворотного пункта. В медиа, в школьных классах, на кухнях бушуют дебаты по поводу здравоохранения, энергетики, социальных льгот, образования – будущего Америки. Все споры приходят к одному вопросу: каким обществом мы хотим быть? Или, если перефразировать: что лучше отвечает общественным интересам – свободный рынок или расширение функций федерального правительства?

До недавнего времени большинство американцев ответило бы "правительство". С 30-х годов 20-го века понимание того, что программы социального обеспечения и массивная интервенция в экономику, проведенные Рузвельтом, спасли Америку от Великой депрессии, воспитывало веру в то, что вмешательство государства в дела граждан является необходимым в гуманном обществе.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: 5 способів як мобільні технології можуть поліпшити стан вашого здоров'я

Эта основополагающая вера в Большое Правительство, как неуязвимую моральную силу, помогло ему вырасти до размеров, беспрецедентных для американской истории – от менее чем 10% ВВП в 1929 году до более чем 35% на сегодняшний день. Аргумент "справедливости" политики правительства был использован в качестве логического обоснования постановлений администрации Обамы, в результате которых вырос контроль государства над многочисленными сферами экономики от банковского сектора до здравоохранения. Это дало нам самые крупные правительственные расходы со времен Второй мировой войны.

Стів Форбс. Фото: asiasociety.org

Ни одно из этих действий не привело ни к полному восстановлению экономики, ни к более гуманному, или, если уж на то пошло, более удовлетворенному обществу. Результаты опросов общественного мнения демонстрируют тревогу человека в отношении государства.

В 2011 году опрос института Gallup обнаружил, что "исторически" 81% американцев – большинство сторонников и Демократической, и Республиканской партии – были недовольны тем, как происходит управление нацией. Но даже более показательным, согласно исследованию той же организации, явилось то, что "49% американцев считают, что федеральное правительство стало настолько крупным и влиятельным, что оно ставит под непосредственную угрозу права и свободы обычных граждан. В 2003 году более трети населения (30%) считали именно так".

2. "Принцип скрепки": как свободный рынок создает богатство для многих

Экономисты не понимают главного, когда говорят, что инновации - это, прежде всего, повышение эффективности. Креативный потенциал свободного рынка означает рост избытков. Новые технологии не только помогают работать более продуктивно. Люди производят больше продуктов и услуг по меньшей стоимости. В этом смысле инновации повышают уровень жизни и, да, воспользуемся термином, который так любят государственные служащие, "порождают изобилие".

Технологии, не доступные для большинства сегодня, оказываются в прайс-листе розничного торговца если не завтра, то в очень близком будущем

Одним из первых мыслителей, который описал, как такое происходит, был Генри Адамс, историк из Гарварда и внук президента Джона Адамса. В своей автобиографии "Образование Генри Адамса" он размышлял над тем, что называл "Законом акселерации": все более убыстряющимся темпом технологического прогресса, который плодил изобретения – теплоход, железная дорога, электрический телеграф, и дагерротипия.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: 5 стартапів, що змінюють світ

Когда-то считавшиеся "невозможными", эти достижения, пишет Адамс, привели к еще большему изобилию. Он приводит пример "добычи угля в США, которая выросла из ничего до трехсот миллионов тонн и более" в течении XIX века.

Интеллектуальным наследником Адамса, является Гордон Мур, один из основателей Intel, который обнаружил, что скорость вычислительной способности, отражаемой числом транзисторов на силиконовом чипе, удваивается примерно каждые восемнадцать-двадцать четыре месяца.

По закону Мура компьютер, приобретаемый сегодня, обладает в два раза большей мощностью на доллар, чем тот, что был куплен два года назад. Вот почему память в вашем iPod, который сегодня стоит $49, двенадцать лет назад стоила $7000.

Такие примеры постоянно ускоряющихся инноваций и эффективности по все более низкой стоимости рассматриваются нами как "принцип скрепки": технологии, не доступные для большинства сегодня, оказываются в прайс-листе розничного торговца если не завтра, то в очень близком будущем.

3. Почему на самом деле Большое Правительство не любит "богатых"?

Свободные рынки не создают "аристократии". Они ее разрушают. Как политически, так и экономически, свободные рынки подрывают стабильность. В средневековой Европе рыночная площадь стала источником силы, которая позволяла людям бросать вызов правящим монархиям. Историк Джек Уэзерфорд ссылается на пример ордена Тамплиеров – рыцарей Храма Соломона. Военнослужащие рыцари представляли собой также религиозную благотворительную организацию, которая насчитывала 7000 человек и владела сетью замков и домов от Европы до Иерусалима.

Монархии, как и другие авторитарные режимы, никогда не любили накопления богатства, находящиеся вне их контроля

Они участвовали в финансировании крестовых походов, и со временем превратились в то, что могло бы называться первой в мире международной банковской корпорацией. Спартанский образ жизни каждого отдельного тамплиера давал неверное представление об их колоссальной силе. Сам орден, по словам Уэзерфорда, "богател и ширился, но, похоже, не подчинялся какому-либо государству или королю".

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Державна економіка – це краще?

В 1295 году король Франции Филипп IV, "Справедливый", как и другие главы государств до и после него, испытывал ненасытную потребность в деньгах. В качестве уловки для захвата богатств тамплиеров, он сфабриковал против них обвинения в аморальности. В конечном счете орден был распущен. Пятьдесят четыре его лидера сожжены на кострах.

В пятнадцатом веке семья банкиров и купцов Медичи выросла наподобие тамплиерского ордена, накапливая чрезвычайные богатства и влияние. Но и они навлекли на себя гнев правителя. Король Франции Чарльз VIII изгнал семью из страны и конфисковал все имущество после вторжения во Флоренцию в 1494 году.

Монархии, как и другие авторитарные режимы, никогда не любили накопления богатства, находящиеся вне их контроля. Свободный рынок периодически приводил к свержению диктаторов. Классическим примером его демократизирующей силы является Чили. Диктатор Аугусто Пиночет отменил сдерживание цен, приватизировал правительственные компании и систему социального обеспечения, и развивал торговлю. В конечном счете позывы к демократии привели в всенародному голосованию. Пиночет проиграл.

4. Что должны ответить республиканцы критикам "неравенства"?

Действительно, в экономике свободного рынка существует "неравенство доходов". Во всех обществах существуют политические и экономические неравенства. Однако правящая элита свободного рынка предлагает редчайшую возможность для людей подняться по социальной лестнице при помощи создания и накопления богатства. Исследования показывают, что более половины семей, находящиеся в нижнем квинтиле дохода в Соединенных Штатах, поднимаются вверх в течение десяти лет; в то же время по меньшей мере половина тех, кто находится наверху, перемещаются вниз.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Технічні передбачення. 10 років, що змінять світ

Критики упускают тот факт, что "неравенство доходов" в американском обществе часто есть побочный продукт экономического роста и создания богатств, которые одновременно поднимают уровень жизни для каждого. Такие уважаемые экономисты, как Брайан Уэсбери, указывают, что в во времена технологических инноваций, для тех, кто наверху, доходы увеличиваются более стремительно. Билл Гейтс и Марк Цукерберг стали фантастически богатыми благодаря их инновациям в технологической сфере.

Но и все остальные также в выигрыше – благодаря более высокому качеству жизни и более доступным потребительским товарам. Товары под грифом "люкс", доступные только элите, быстро становятся предметами первой необходимости, доступными большинству.

В 1900 году Джон Рокфеллер был богатейшим человеком на планете. Тем не менее, несмотря на расходование астрономической суммы в полмиллиона долларов – более $11 млн в пересчете на сегодня – он не смог предотвратить смерть своего внука от скарлатины. Сегодня о скарлатине не слышно – даже в среде бедных людей – благодаря современным антибиотикам.

Оригінал: Forbes

Нова пропагандистська війна. Автократії проти лібералізму та свободи. Частина 1 – Енн Епплбом
Нова пропагандистська війна. Автократії проти лібералізму та свободи. Частина 1 – Енн Епплбом
росіяни повільно просуваються на східному фронті. А на півдні несуть великі втрати – Дональд Гілл
росіяни повільно просуваються на східному фронті. А на півдні несуть великі втрати – Дональд Гілл
Бо Захід не реагує. російська підривна діяльність шириться Європою та вказує на моделі майбутньої агресії – Кейр Джайлз
Бо Захід не реагує. російська підривна діяльність шириться Європою та вказує на моделі майбутньої агресії – Кейр Джайлз
Макрон зустрічається з Сі. Два імператори на порозі двох воєн – огляд ЗМІ
Макрон зустрічається з Сі. Два імператори на порозі двох воєн – огляд ЗМІ
Лінії стабілізуються. Реальна історія останніх місяців війни – Філліпс О'Брайен
Лінії стабілізуються. Реальна історія останніх місяців війни – Філліпс О'Брайен
Боротьба з ППО супротивника  по-українськи. Українці ефективно знищують російську ППО вздовж лінії фронту – Том Купер
Боротьба з ППО супротивника по-українськи. Українці ефективно знищують російську ППО вздовж лінії фронту – Том Купер
Дугін розповів, як зруйнувати Захід зсередини. Такер Карлсон і
Дугін розповів, як зруйнувати Захід зсередини. Такер Карлсон і "путінський Распутін" залізли у вітальню США – Джулія Девіс
Ситуація на східному фронті. Часів Яр, Сіверськ та можливість наступу на Харків та Суми – Frontelligence Insight та Дара Массіко
Ситуація на східному фронті. Часів Яр, Сіверськ та можливість наступу на Харків та Суми – Frontelligence Insight та Дара Массіко